Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы деловых предприятий.




Основными формами деловых предприятий в мире являются частные фирмы и корпорации, государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыль­ные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наи­более распространенными из них являются частные фирмы, партнерства и корпорации.

Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что на частные фирмы в США приходится свыше 70% об­щего числа фирм, но только 6— 7% совокупного выпуска, на партнерства — 10% общего числа и 4—5% выпуска, на корпорации — соответственно 18—20% и 88—90% (рис. 6—1).

Количество Общий выпуск

       
 
  70 – 73     9 – 10   18 - 20
 


частн. фирмы

       
   
 


партнерства

корпорации


Рис. 61. Формы деловых предприятий США (80-е гг., в %)

Подобный парадокс легко объясним, если мы подробнее позна­комимся с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов деловых предприятий.

Частная фирма – это фирма, владелец кото рой самостоятельно ведет дела, в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограничен­ной ответственности). Собственник классической фирмы явля­ется центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и уволь­нения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов коман­ды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владе­лец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким ресурсом может быть как физический труд, так и капитал. Например, в проектно-конструкторских ор­ганизациях или в рекламном бюро и т. д. роль капи­тала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

Несомненными достоинствами частной фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласо­вания в принятии решений и т. д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди очевидных недостатков частной фирмы следует назвать, в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (свя­занная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации про­изводственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда соб­ственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вло­женным в дело, но и всей своей личной собственностью). Исключением является общество с ограниченной ответственностью, где ответственность ограничена долей собственности в предприятии.

Партнерство и самоуправляющаяся фирма. Партнерство – это фирма, орга низованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих пред­приятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуаль­ной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. Бывает, что все партнеры принимают активное учас­тие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль. В ряде случаев воз­никают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означа­ет, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность кото­рых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с огра­ниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частной фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преиму­ществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и спе­циализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обла­дают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неогра­ниченная ответственность и др.). К ним, однако, добавляются но­вые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже не­совместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югослав­ского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств созда­ет инвестиционный голод и, как следствие, более медленные темпы науч­но-технического прогресса и развития производства. В то же время на этих предприятиях исключено поведение владельца в ущерб своему предприятию. Эти предприятия нацелены на будущее. Они не однодневки. Исключено паразитическое поведение собственника, бегство капитала, пренебрежительное отношение к наемным работникам. В тех же случаях, когда такие предприятия по закону не платят в пенсионные фонды, а накапливают средства и выплачивают уже пенсионеру причитающуюся ему долю (США), эти предприятия имеют самые высокие темпы накопления капитала, и избавлены от выше названного недостатка при сохранении всех его достоинств. В США 10% всех фирм являются самоуправляющимися. Нашли бы своих сторонников такие предприятия и в России, где коллективизм органически присущ нашему народу.

Корпорация (в России – акционерное общество). Третьим, основным видом делового предприятия яв­ляется современная (открытая) корпорация. Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорацияобщество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в це­лом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высо­коквалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновле­ние ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как пра­вило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабиль­ностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками. Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственнос­ти и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осущест­вления действенного контроля. В корпорации происходит размыва­ние прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляю­щими. Возможности оппортунистического поведения расширяются, Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, пере­лив капитала в дочерние компании, сомнительная производствен­ная деятельность и т. д.).

Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вме­шательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, Возникает угроза "поглощения" данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона). К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского тру­да, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.

Другим крупным недостатком деятельности современной кор­порации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Государственная фирмы. Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государствен­ная собственность означает отсутствие права на свободную про­дажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность ме­неджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры го­сударственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие воз­можности для оппортунистического поведения и различных зло­употреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию сво­их предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет нало­гоплательщиков.

Неприбыльные (некоммерческие) организации -распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К нимотносятся профсоюзы, клубы, церкви, гос­питали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и ус­луг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционе­ров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

6.3. Фирма: издержки производства и прибыль.

Экономическая и бухгалтерская прибыль. В общем виде прибыль опре деляется как разность между сово­купной выручкой и со­вокупными издержками:

TR — ТС = p (6.1)

где TR — совокупная выручка (доход); ТС — совокупные издержки; p — прибыль.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внут­ренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бух­галтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва­ет внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому пред­принимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходит­ся на такой важнейший ресурс, каким является предприниматель­ская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис. 6—2). Выручка (платежи от покупателей)

       
   

 


Внешние издержки Бухгалтерская прибыль

(платежи внешним поставщикам)

 

Внутренние издержки Экономическая прибыль

 
 

 

 


Издержки на ресурсы, Нормальная прибыль

принадлежащие предпринимателю

Рис. 62. Структура выручки предпринимателя

В отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль оп­ределяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек. Внешние и внут­ренние издержки в сумме образуют экономические, или альтерна­тивные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют, прежде всего, результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует про­шлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы.Экономиста, на­оборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтер­нативы использования ресурсов, которыми он располагает.

Общий, средний и предельный доход. Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход (TR) — то сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага: TR = Р х Q, (6.2), где

TR — совокупный доход; Р — цена; Q — проданное количество благ.

Средний доход (AR) — доход, приходя­щийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной кон­куренции средний доход равен рыночной цене:

AR = TR: Q = Р х Q: Q = Р (6.3)

Предельный доход (MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции: MR = dTR: dQ = Р (6.4)

Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат (см. рис. 6—3) Общая выручка

TR

 

 
 


M

 
 

 


TR

0 a N

Количество продукции Q

Рис. 63. Совокупная выручка (доход)

Согласно графику AR = TR: Q = MN: 0N = tga = MR = P.

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена склады­вается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси орди­нат — цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, парал­лельной оси абсцисс (см. рис. 6—4). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

Р

Цена

 

M

 
 


Р = AR = MR

 

 

 
 


0 N количество Q

Рис. 6—4. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельно­го дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 6—5).

Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важ­ную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охаракте­ризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосроч­ного периодов времени.

Цена, средний,

предельный и TR

валовой доход

Р,AR.MR.TR

 
 


D = MR = Р

 

 
 


0 Требуемое количество продукции (продано)

Рис. 65. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

Краткосрочный или короткий пе­риод — это отрезок времени, в течение кото­рого одни факторы производства являются по­стоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зда­ний и сооружений, количество используемых машин и оборудова­ния и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрас­ли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем из­менения протяженности рабочего времени, количества использо­ванного сырья и т. д.).

Долгосрочный (длительный) пери­одэто отрезок времени, в течение которого все факторы, являются переменными. В долгос­рочном периоде фирма имеет возможность изменить общие разме­ры зданий и сооружений, количество используемых машин и обо­рудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. Долгосрочный период — это период, в течение которого преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от крат­чайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важ­ное значение для анализа издержек и особенностей поведения фир­мы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, оли­гополии, монополистической конкуренции и других типов рыноч­ных структур.

Постоянные издержки — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или со­кращением объема производства. К постоянным издержкам отно­сятся издержки, связанные с использованием зданий и сооруже­ний, машин и производственного оборудования, арендой, капиталь­ным ремонтом, а также административные расходы.

Следует учесть, однако, что административные расходы и рас­ходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства.

Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрирова­но на графике (см. рис. 6—6).

Издержки

С

 

C0 FC

 

 

 
 


0 Произведенное количество Q

Рис. 6—6. Постоянные издержки

Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции, а на оси ординат — издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема произ­водства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходя­щуюся на единицу изделий (см. рис. 6—7). Средние постоянные из­держки обозначаются AFC:

AFC = FC/Q (6.5) где Q — объем производства.

 

Издержки

C

C1 A

 
 


B

C2 AFC

 
 


Q1 Q2 Произведенное количество Q

Рис. 67. Кривая средних постоянных издержек

Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.

Переменные издержки — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату тру­да. Они обозначаются VC.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не за­висит от изменения производства, переменные издержки увеличи­ваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издерж­ки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис. 6—8).

Произведенное количество Q

Рис. 68. Переменные издержки

По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q) происходит относительная экономия переменных издержек. Одна­ко дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более бы­строго роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки AVC определяются путем деления переменных издержек на объем про­дукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 6—9).

Понятие средних переменных издержек необходимо для опре­деления эффективности хозяйствования фирмы, положения рав­новесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

Издержки

С

 
 

 


AVC

 

 

 
 

 


0

Q1 Q Произведенное количество

Рис. 6—9. Кривая средних переменных издержек

Общие издержки — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q).

Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму: ТС = FC + VC (6.6)

где FC — постоянные издержки; VC — переменные издержки.

Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (рис. 6—10).

Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q

Общие издержки

Произведенное количество

Рис. 6—10. Общие издержки

или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних пере­менных издержек (AVC):

АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q (6.7)

Графически АТС могут быть получены путем сум­мирования кривых AFC и AVC (см. рис. 6—11).

Общие издержки

C ATC

AVC

       
   
 
 

 

 


AFC

 
 


0 Q1 Q Произведенное количество

Рис. 6-11. Средние общие издержки

Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

Предельные издержки — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства. Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции:

dTC d(FC + VC) dFC dVC

MC = —— = ————— = ——— + —— = f (Q) (6.8)

dQ dQ dQ dQ

Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — про­изводная функция только от переменных издержек:

MC = dVC: dQ

Когда MC < АС, кривая средних издержек идет вниз: произ­водство каждой новой единицы продукции уменьшает средние из­держки; когда MC > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки; когда AC = min, то MC = АС.

С

MC

ATC

 
 


K AVC

 
 


 

E

0 Q

Рис. 6—12. Предельные и средние издержки

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних пере­менных издержек и кривую совокупных издержек в точках их ми­нимального значение (см. рис. 6—12).

Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и сред­ней производительности, а также предельных и средних перемен­ных издержек, зеркально симметричны (см. рис. 6—13).

Средняя и предельная производительность

 

 
 


Издержки АVC Количество труда

МС

 
 


Количество продукции

Рис. 6—13. Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности

6.4. Фирма: условия равновесия.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Выясним, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т. е. максимизируется разница между совокуп­ным доходом и совокупными издержками. Современная экономическая теория утверждает, что макси­мизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издерж­кам (MR = МС). Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки (см. рис. 6—14). Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат (см. рис. 6—3), а совокупные издержки получаются суммированием кривых посто­янных и переменных издержек (см. рис. 6—10).

TR,C Общая выручка и издержки

Рис. 6—14. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьи­руется деятельность предприятия, приносящая доход. Максималь­ная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные из­держки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производ­ство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предель­ных издержек (МС) равны: MR = МС. Таким образом, условием мак­симизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам.

Сопоставление предельного дохода с предельными издержка­ми можно осуществить и непосредственно (см. рис. 6—15). Произ­водство следует продолжать до точки пересечения кривой предель­ных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их це­ной. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис. 6—15 общий доход (TR = PQ) равен площади пря­моугольника OMKN. Общие издержки ТС равны площади ORSN, максимум общей прибыли (p = TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK. С,Р Издержки и цена

Количество Q

МС - Предельные издержки; AVC — Средние переменные издержки

Рис. 6—15. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четы­ре типа фирм (см. рис. 6—16). Та фирма, которой удается покры­вать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. полу­чать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособ­ной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вы­нуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (за­предельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

С,Р Предельная фирма Запредельная фирма

Издержки и ценаМС ATС

АТС MC

 

АVC AVC


P

 

 
 


0 Допредельная фирма Допредельная фирма Количество, Q




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.