выделяются две стадии. Первая — стадия элементарной сенсорной психики — имеет два уровня: низший и высший. Вторая — стадия перцептивной психики — имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй — перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).
Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из первых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотрению данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пишет: «Обе энергии — физическая и психическая, находящиеся соответственно на
Таблица 3.1
(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)*
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем
Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсор
ной психики
А. Низший уровень. Примитив
А. Четкие реакции на биологи
чески значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагирования на биологи
чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства
среды. Слабая, нецеленанрав-
ленная двигательная активность
А. Простейшие, Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
ные элементы чувствительности. Развитая раздражимость
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
формированию элементарных условных рефлексов
грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить
от них, вести активный поиск
положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении
имеют жесткие врожденные про
граммы
* Из: Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1:
Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85
Окончание табл. 3.1
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика
Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем
Виды живых существ, достигших этого уровня развития
II. Стадия перцептивной
психики
А. Низкий уровень. Отражение
внешней действительности в
форме образов предметов. Ин
теграция, объединение воздей
ствующих свойств в целостный
образ вещи. Главный орган ма
нипулирования — челюсти
А. Формирование двигательных
навыков. Преобладают ригид-
ные, генетически запрограмми
рованные компоненты. Двига
тельные способности весьма
сложны и разнообразны (ныря
ние, ползание, ходьба, бег,
прыжки, лазанье, полет и Др.).
Активный поиск положитель
ных раздражителей, избегание
отрицательных (вредных), раз
витое защитное поведение
А. Рыбы и другие низшие по
звоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозво
ночные (членистоногие и голо-
воногие моллюски). Насеко
мые
Б. Высший уровень. Элемен
тарные формы мышления (ре
шение задач).
Складывание определенной
«картины мира»
Б. Высокоразвитые инстинктив
Б. Высшие позвоночные (пти
ные формы поведения. Способ
цы и некоторые млекопитаю
ность к научению
щие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятель
ности особой, ориентировоч
но-исследовательской, подго
товительной фазы. Способ
ность решать одну и ту же за
дачу разными методами. Пере
нос однажды найденного прин
ципа решения задачи в новые
условия. Создание и использо
вание деятельности примитив
ных орудий. Способность к по
знанию окружающей действи
тельности независимо от на
личных биологических по
требностей. Непосредственное
усмотрение и учет причинно-
следственных связей между
явлениями в практических
действиях (иисайт)
В. Выделение специализирован
В. Обезьяны, некоторые другие
ных органов манипулирования'
высшие позвоночные (собаки,
лап п рук. Развитие исследова
дельфины)
тельских форм поведения с ши
роким использованием рапсе
приобретенных знаний, умении
и навыков
внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление