Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Психические процессы




Это интересно Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти В современной психологии существуют три основные классификации памяти. Первая из них связана с тремя стадиями памяти: кодированием, хранением и воспроизведением. Во второй выделяются виды памяти для кратковременно­го или длительного хранения информации. Со­гласно третьей классификации, существуют различные виды памяти в зависимости от содер­жания хранимой информации (например, одна система памяти — для фактов, другая — для навыков). Для каждой из этих классификаций существуют данные, показывающие, что раз­личаемые сущности — скажем, кратковремен­ная и долговременная память —опосредуютсяразличными структурами мозга. Весьма интересные данныеполучены в исследованиях со сканированием мозга, в кото­рых изучались нейроанатомические различия между стадиями кодирования и воспроизведе­ния. Эксперименты состояли из двух частей. В первой части, посвященной кодированию, испытуемые заучивали набор вербальных эле­ментов, например пар, состоящих из названия категории иее частного экземпляра (мебель— сервант). Во второй части, посвященной воспро­изведению, испытуемые должны были распо­знать или вспомнить эти элементы по предъявленному названию категории. В обеих частях эксперимента мозговая активность измерялась при помощи ПЭТ-сканирования во время выпол­нения задачи испытуемыми. Самым примеча­тельным результатом было то, что во время кодирования большая часть активированных участков мозга находилась в левом полушарии, а во время воспроизведения большая часть та­ких участков находилась в правом полушарии. Таким образом, различение кодирования и вос­произведения имеет четкую биологическую основу. Протекание мнемического процесса имеет различную специфику в зависимости от того, на какое время нужно запомнить материал, — на несколько секунд или на более продолжительный срок. Говорят, что в ситуациях первого рода работает кратковременная память, а в ситуаци­ях второго рода — долговременная память. Уже давно известно, что кратковременная и долговременная память реализуются разны­ми мозговыми структурами. В частности, гиппокамп — подкорковая структура, относящая­ся к промежуточному мозгу, — имеет решаю­щее значение для долговременной памяти, но не для кратковременной. Многие относящиеся сюда данные  

 

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы­ков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведе­нии движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомнен­но, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движе­ний письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы пода­ем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они вы­полнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспро-

Глава 10. Память • 257

Это интересно
 
 


получены в экспериментах с крысами и другими видами животных. В некоторых экспериментах одной группе крыс повреждали гиппокамп и окружающую его кору, а другой группе повреждали совершен­но иной участок в передней коре. Затем обе группы крыс должны были выполнять задачу с задержанной реакцией: в каждой пробе снача­ла предъявлялся один стимул (скажем, квад­рат), а затем, через некоторое время, — вто­рой стимул (например, треугольник); животное должно было реагировать только в том случае, если второй стимул отличался от первого. На­сколько хорошо животное справлялось с этой задачей, зависело от характера перенесенно­го им повреждения мозга и длительности интер­вала задержки между стимулами. При длинной задержке (15 с и более) животные с повреж­денным гиппокампом плохо справлялись с за­дачей, а с повреждением передней части ко­ры — относительно нормально. Поскольку при большой задержке между стимулами для хра­нения первого стимула требуется долговремен­ная память, эти результаты согласуются с пред­ставлением о решающей роли гиппокампа в долговременной памяти.

При малой задержке между двумя стиму­лами (всего несколько секунд) происходит обратное: теперь животные с поврежденной ко­рой плохо справляются с задачей, а животные

с повреждением гиппокампа — относительно хорошо. Поскольку при малой задержке меж­ду стимулами первый из них должен храниться в кратковременной памяти, эти результаты пока­зывают, что участки фронтальной коры участву­ют в кратковременной памяти. Значит, кратков­ременная и долговременная память реализуют­ся разными участками мозга.

Долгое время психологи не разделяли дол­говременную память на отдельные ее виды. Предполагалось, например, что одна и та же долговременная память используется и для хра­нения информации о том, кто сейчас руково­дит государством, и для хранения навыков езды на велосипеде. Новые данные показали, что это неверно.

Сегодня исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек со­знательно вспоминает прошлое событие, при­чем это воспоминание переживается как про­исходящее в определенном месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной. Третий вид памяти — кратковременная память.

По; Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999

 

 

изводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лише­ны этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдель­но. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолирован­но от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавших­ся ранее связей.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в дви­гательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Осо­бо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память дости­гает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается перио­дом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста до­стигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.