Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маклаков А. Г




ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩАЯ

А. Г. МАКЛАКОВ

Часть IV. Психические свойства личности

4. Что вы знаете о классификации черт характера?

5. Как характер проявляется через деятельность?

6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подхо­ды к исследованию характера.

7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?

8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.

9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?

11. Что такое «сензитивный период»?

12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?

13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном воз­расте вы знаете?

14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?

15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в форми­ровании характера?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,

Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.

9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических

дисциплин

ПИТЕР

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск

Маклаков Анатолий Геннадьевич

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»

 

Главный редактор Заведующий психологической редакцией Заместитель заведующего редакцией Редактор Художник обложки Подготовка иллюстраций Корректоры Оригинал-макет подготовила   В. Усманов А.Зайцев Н. Мигаловская С. Комаров В. Королева Т. Крутихина, В. Кучукбаев Я. Баталова, Н. Викторова Ж. Григорьева

 

 

ББК 88.3я7 УДК 159.9(075)

М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

ISВN 5-272-00062-5

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб­ному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги­ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про­цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо­бенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© А. Г. Маклаков, 2000

© Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

15ВМ 5-272-00062-5

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;

953000 - книги и брошюры.

Подписано в печать 25.06.01. Формат 70х 100'/^. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы Глава 2. Психология в структуре современных наук Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека Глава 5. Психологическая теория деятельности Глава 6. Неосознаваемые психические процессы Часть 2. Психические процессы Глава 7. Ощущение Глава 8. Восприятие Глава 9. Представление Глава 10. Память Глава 11. Воображение Глава 12. Мышление Глава 13. Речь Глава 14. Внимание Глава 15. Воля Глава 16. Эмоции Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью Часть 3. Психические состояния и их регуляция Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний Часть 4. Психические свойства личности Глава 20. Личность Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности Глава 23. Способности Глава 24. Темперамент Глава 25. Характер    

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Введение в общую психологию.......................………………….......…........ 11

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы......………………......................... 12

1.1. Методологические основы изучения человека.....……………................ 12

1.2. Науки о человеке и человечестве.........…………………........................... 16

1.3. Психология как наука.....................………………………......................... 22

1.4. Основные методы психологических исследований........………….......... 26

Контрольные вопросы...........................………………………….................. 36

Рекомендуемая литература...............................………………………......... 37

Глава 2. Психология в структуре современных наук......………………...................... 38

2.1. Представления античных и средневековых философов

о душе и сознании............…………………………...................................... 38

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения...........…………........ 45

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении....................…………………............ 49

2.4. Становление отечественной психологии...........……………….................. 53

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук..........……………............. 56

2.6. Основные отрасли психологии......................………………………............ 62

Контрольные вопросы..................................……………………………......... 68

Рекомендуемая литература..........................………………………......…........ 69

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции...................…………………….........…........ 70

3.1. Понятие о психике...................................……………………………..…........ 70

3.2. Развитие психики животных..............………………………..............…........ 76

Контрольные вопросы..................................………………………………………..…........ 86

Рекомендуемая литература.............................…………………………………….….......... 86

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека.................…………………....... 88

4.1. Понятие о сознании......................................……………………………......... 88

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95

4.3. Развитие психики человека......................................………………………….. 98

4.4. Физиологические основы психики человека...............…………………........ 105

Контрольные вопросы......................................……………………………....... 120

Рекомендуемая литература................................…………………………......... 120

Глава 5. Психологическая теория деятельности.........................……………………........ 122

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности....……………......... 122

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.

Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125

5.3. Теория деятельности и предмет психологии...........…………………............ 130

5.4. Физиология движений и физиология активности........………………........... 135

Контрольные вопросы...............................…………………………............... 147

Рекомендуемая литература......................……………………….................... 147

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы.............…………………….................. 149

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых

психических процессов..............................…………………………................ 149

6.2. Неосознаваемые побудители

сознательных действий..................................…………………………............ 156

6.3. «Надсознательные» процессы.......………………………............................... 159

Контрольные вопросы...................…………………………........................... 161

Рекомендуемая литература.............…………………………......................... 162

Часть 2. Психические процессы..........………………………….............................…...... 163

Глава 7. Ощущение....................................…………………………………........................ 164

7.1. Общее понятие об ощущении............................………………………........... 164

7.2. Виды ощущений...................................……………………………….............. 169

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений............………………...... 173

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений........………………....... 180

7.5. Развитие ощущений...................……………………………............................ 183

7.6. Характеристика основных видов ощущений...........…………………............ 184

Контрольные вопросы......................……………………………....................... 198

Рекомендуемая литература.............…………………………............................ 199

Глава 8. Восприятие..........................................…………………………………................. 200

8.1. Общая характеристика восприятия...................……………………............... 200

8.2. Физиологические основы восприятия.................……………………............ 202

8.3. Основные свойства и виды восприятия............……………………............... 207

8.4. Индивидуальные различия в восприятии

и его развитие у детей...................................……………………………......... 213

8.5. Предмет и фон в восприятии.....................…………………………................ 216

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии........………………............ 218

8.7. Восприятие пространства...................................…………………………...... 222

8.8. Восприятие движения и времени..........……………………..............….......... 229

Контрольные вопросы........................……………………………..................... 232

Рекомендуемая литература............................…………………………............. 233

Глава 9. Представление..........................................……………………………….............. 234

9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234

9.2. Виды представлений......................……………………………........................ 238

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы......…………......... 245

Контрольные вопросы.............……………………………................................ 246

Рекомендуемая литература............................…………………………............. 246

Глава 10. Память.......................................…………………………………......................... 247

10.1. Определение и общая характеристика памяти......………………............... 247

10.2. Основные виды памяти..................................…………………………......... 255

10.3. Основные процессы и механизмы памяти..........…………………............... 261

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.......……………....... 275

Контрольные вопросы..............……………………………............................. 281

Рекомендуемая литература...........................…………………………............ 282

Глава 11. Воображение.............................................………………………………............. 283

11.1. Общая характеристика воображения и его роль

в психической деятельности..........................………………………............... 283

11.2. Виды воображения...................…………………………….............…........... 286

11.3. Механизмы переработки представлений

в воображаемые образы...............................…………………………............ 290

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие...………….....292

11.5. Воображение и творчество................…………………………...................... 294

Контрольные вопросы.......................………………………..................... 296

Рекомендуемая литература...............……………………......................... 296

Глава 12. Мышление..................................………………………………...............…....... 298

12.1. Природа и основные виды мышления......………………..............….... 298

12.2. Основные формы мышления.........…………………................…............304

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию мышления......................................... 309

12.4. Основные виды умственных операций...............……………….............. 316

12.5. Решение сложных мыслительных задач

и творческое мышление............................................ 321

12.6. Развитие мышления...............…………………………............................. 325

Контрольные вопросы........................…………………………................... 331

Рекомендуемая литература..............………………………......................... 331

Глава 13. Речь........................................................……………………………………...........333

13.1. Общая характеристика речи..........……………………..............................333

13.2. Физиологические основы речи........…………………….......................... 336

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи......…………….............. 340

13.4. Основные виды речи...................................………………………............ 344

13.5. Развитие речи у ребенка.....……………………….................................... 348

Контрольные вопросы...........................……………………....................... 353

Рекомендуемая литература......................................…………………........ 353

Глава 14. Внимание........................................………………………………....................... 354

14.1. Понятие внимания..................................………………………............... 354

14.2. Основные виды внимания....................................……………………..... 363

14.3. Основные характеристики свойств внимания.........……………............ 366

14.4. Развитие внимания..................................…………………………........... 370

Контрольные вопросы..............................…………………………............. 372

Рекомендуемая литература.............................……………………….......... 372

Глава 15. Воля.......................................................…………………………………............. 373

15.1. Общая характеристика волевых действий................………………........373

15.2. Основные психологические теории воли.........………………................ 376

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты

волевых действий......................………………………........................... 379

15.4. Структура волевого действия.......................……………………............. 383

15.5. Волевые качества человека и их развитие............…………….......….... 387

Контрольные вопросы.............................………………………….............. 391

Рекомендуемая литература.................………………………...................... 391

Глава 16. Эмоции......................................................………………………………….......... 392

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика......………………...................392

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций..……......400

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека..…………................ 408

Контрольные вопросы.......................................………………………….... 414

Рекомендуемая литература...........………………………….........................415

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления

психической деятельностью.............................………………………..............416

17.1. Психические процессы с точки зрения

кибернетической науки..................................………………………......... 416

17.2. Теория сигналов и психические процессы.....…………………................. 423

17.3. Информационная структура нервных процессов

и психические образы................................………………………….............. 428

Контрольные вопросы............................……………………………............... 435

Рекомендуемая литература......................…………………………................. 435

Часть 3. Психические состояния и их регуляция.......……………………................... 437

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма......………....... 438

18.1. Общее понятие об адаптации человека..................………………….......... 438

18.2. Общее представление о функциональномсостоянии

организма..............................................………………………………….......... 442

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики.....…………....... 448

Контрольные вопросы.......................…………………………….................... 455

Рекомендуемая литература...............................…………………………........455

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний..………....... 456

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе................……………………..............456

19.2. Регуляция эмоциональных состояний..........………………….................... 462

Контрольные вопросы.........................…………………………….................. 468

Рекомендуемая литература.............................………………………….......... 468

Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469

Глава 20. Личность.......................................………………………………….......................470

20.1. Общее понятие о личности...............................……………………….......... 470

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.....…………....... 472

20.3. Формирование и развитие личности..........................…………………….... 481

Контрольные вопросы.....................................……………………………...... 489

Рекомендуемая литература....................…………………………................... 489

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию личности................……………………….............................. 490

21.1. Теории личности..............................…………………………….....................490

21.2. Методология экспериментальных исследований личности....………….....503

Контрольные вопросы...................……………………………........................ 510

Рекомендуемая литература.........................…………………………................510

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности..........………………...........511

22.1. Понятие о направленности личности.

и мотивации деятельности...........................……………………………...........511

22.2. Психологические теории мотивации............……………………..................517

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности...…………..... 528

Контрольные вопросы........................……………………………................... 534

Рекомендуемая литература..........…......................………………………….... 534

Глава 23. Способности.......................................……………………………….................... 535

23.1. Общая характеристика способностей человека............………………....... 535

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия...…………..539

23.3. Природа человеческих способностей.................…………………….......... 545

23.4. Развитие способностей.................................………………………….......... 548

Контрольные вопросы.............................……………………………..............551

Рекомендуемая литература.............................………………………….......... 551

Глава 24. Темперамент................................……………………………......................….... 553

24.1. Понятие о темпераменте......................…………………….............…..... 553

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте......…………….................…..... 555

24.3. Физиологические основы темперамента................……………......….... 560

24.4. Психологические характеристики темперамента

и особенности деятельности личности.......……………………………………....................562

Контрольные вопросы..................…………………………......................... 565

Рекомендуемая литература..............………………………......................... 565

Глава 25. Характер.....................................…………………………………........................ 567

25.1. Понятие о характере...........................……………………….................... 567

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы

к исследованию характера.................………………………………………......................... 570

25.3. Формирование характера..........................………………………..............579

Контрольные вопросы......................................…………………………..... 581

Рекомендуемая литература.................………………………...................... 582




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.