КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маклаков А. Г
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ А. Г. МАКЛАКОВ Часть IV. Психические свойства личности 4. Что вы знаете о классификации черт характера? 5. Как характер проявляется через деятельность? 6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. 7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления? 8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко. 9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента? 10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете? 11. Что такое «сензитивный период»? 12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера? 13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте вы знаете? 14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни? 15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в формировании характера? Рекомендуемая литература 1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980. 2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997. 4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. 5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989. 6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983. 7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. 8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970. 9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru Рекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин ПИТЕР Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск Маклаков Анатолий Геннадьевич ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Серия «Учебник нового века»
ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISВN 5-272-00062-5 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений. © А. Г. Маклаков, 2000 © Издательский дом «Питер», 2001 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. 15ВМ 5-272-00062-5 ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 25.06.01. Формат 70х 100'/^. Усл. п. л. 47,73. Доп. тираж 7000 экз. Заказ № 976. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. Введение в общую психологию.......................………………….......…........ 11 Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы......………………......................... 12 1.1. Методологические основы изучения человека.....……………................ 12 1.2. Науки о человеке и человечестве.........…………………........................... 16 1.3. Психология как наука.....................………………………......................... 22 1.4. Основные методы психологических исследований........………….......... 26 Контрольные вопросы...........................………………………….................. 36 Рекомендуемая литература...............................………………………......... 37 Глава 2. Психология в структуре современных наук......………………...................... 38 2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании............…………………………...................................... 38 2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения...........…………........ 45 2.3. Бихевиоризм как наука о поведении....................…………………............ 49 2.4. Становление отечественной психологии...........……………….................. 53 2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук..........……………............. 56 2.6. Основные отрасли психологии......................………………………............ 62 Контрольные вопросы..................................……………………………......... 68 Рекомендуемая литература..........................………………………......…........ 69 Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции...................…………………….........…........ 70 3.1. Понятие о психике...................................……………………………..…........ 70 3.2. Развитие психики животных..............………………………..............…........ 76 Контрольные вопросы..................................………………………………………..…........ 86 Рекомендуемая литература.............................…………………………………….….......... 86 Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека.................…………………....... 88 4.1. Понятие о сознании......................................……………………………......... 88 4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека ………..... 95 4.3. Развитие психики человека......................................………………………….. 98 4.4. Физиологические основы психики человека...............…………………........ 105 Контрольные вопросы......................................……………………………....... 120 Рекомендуемая литература................................…………………………......... 120 Глава 5. Психологическая теория деятельности.........................……………………........ 122 5.1. Общая психологическая характеристика деятельности....……………......... 122 5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности ……………………...... 125 5.3. Теория деятельности и предмет психологии...........…………………............ 130 5.4. Физиология движений и физиология активности........………………........... 135 Контрольные вопросы...............................…………………………............... 147 Рекомендуемая литература......................……………………….................... 147 Глава 6. Неосознаваемые психические процессы.............…………………….................. 149 6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов..............................…………………………................ 149 6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий..................................…………………………............ 156 6.3. «Надсознательные» процессы.......………………………............................... 159 Контрольные вопросы...................…………………………........................... 161 Рекомендуемая литература.............…………………………......................... 162 Часть 2. Психические процессы..........………………………….............................…...... 163 Глава 7. Ощущение....................................…………………………………........................ 164 7.1. Общее понятие об ощущении............................………………………........... 164 7.2. Виды ощущений...................................……………………………….............. 169 7.3. Основные свойства и характеристики ощущений............………………...... 173 7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений........………………....... 180 7.5. Развитие ощущений...................……………………………............................ 183 7.6. Характеристика основных видов ощущений...........…………………............ 184 Контрольные вопросы......................……………………………....................... 198 Рекомендуемая литература.............…………………………............................ 199 Глава 8. Восприятие..........................................…………………………………................. 200 8.1. Общая характеристика восприятия...................……………………............... 200 8.2. Физиологические основы восприятия.................……………………............ 202 8.3. Основные свойства и виды восприятия............……………………............... 207 8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей...................................……………………………......... 213 8.5. Предмет и фон в восприятии.....................…………………………................ 216 8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии........………………............ 218 8.7. Восприятие пространства...................................…………………………...... 222 8.8. Восприятие движения и времени..........……………………..............….......... 229 Контрольные вопросы........................……………………………..................... 232 Рекомендуемая литература............................…………………………............. 233 Глава 9. Представление..........................................……………………………….............. 234 9.1. Определение представления и его основные характеристики …………....... 234 9.2. Виды представлений......................……………………………........................ 238 9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие ………...........242 9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы......…………......... 245 Контрольные вопросы.............……………………………................................ 246 Рекомендуемая литература............................…………………………............. 246 Глава 10. Память.......................................…………………………………......................... 247 10.1. Определение и общая характеристика памяти......………………............... 247 10.2. Основные виды памяти..................................…………………………......... 255 10.3. Основные процессы и механизмы памяти..........…………………............... 261 10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.......……………....... 275 Контрольные вопросы..............……………………………............................. 281 Рекомендуемая литература...........................…………………………............ 282 Глава 11. Воображение.............................................………………………………............. 283 11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности..........................………………………............... 283 11.2. Виды воображения...................…………………………….............…........... 286 11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы...............................…………………………............ 290 11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие...………….....292 11.5. Воображение и творчество................…………………………...................... 294 Контрольные вопросы.......................………………………..................... 296 Рекомендуемая литература...............……………………......................... 296 Глава 12. Мышление..................................………………………………...............…....... 298 12.1. Природа и основные виды мышления......………………..............….... 298 12.2. Основные формы мышления.........…………………................…............304 12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления......................................... 309 12.4. Основные виды умственных операций...............……………….............. 316 12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление............................................ 321 12.6. Развитие мышления...............…………………………............................. 325 Контрольные вопросы........................…………………………................... 331 Рекомендуемая литература..............………………………......................... 331 Глава 13. Речь........................................................……………………………………...........333 13.1. Общая характеристика речи..........……………………..............................333 13.2. Физиологические основы речи........…………………….......................... 336 13.3. Теоретические проблемы возникновения речи......…………….............. 340 13.4. Основные виды речи...................................………………………............ 344 13.5. Развитие речи у ребенка.....……………………….................................... 348 Контрольные вопросы...........................……………………....................... 353 Рекомендуемая литература......................................…………………........ 353 Глава 14. Внимание........................................………………………………....................... 354 14.1. Понятие внимания..................................………………………............... 354 14.2. Основные виды внимания....................................……………………..... 363 14.3. Основные характеристики свойств внимания.........……………............ 366 14.4. Развитие внимания..................................…………………………........... 370 Контрольные вопросы..............................…………………………............. 372 Рекомендуемая литература.............................……………………….......... 372 Глава 15. Воля.......................................................…………………………………............. 373 15.1. Общая характеристика волевых действий................………………........373 15.2. Основные психологические теории воли.........………………................ 376 15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий......................………………………........................... 379 15.4. Структура волевого действия.......................……………………............. 383 15.5. Волевые качества человека и их развитие............…………….......….... 387 Контрольные вопросы.............................………………………….............. 391 Рекомендуемая литература.................………………………...................... 391 Глава 16. Эмоции......................................................………………………………….......... 392 16.1. Виды эмоций и их общая характеристика......………………...................392 16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций..……......400 16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека..…………................ 408 Контрольные вопросы.......................................………………………….... 414 Рекомендуемая литература...........………………………….........................415 Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.............................………………………..............416 17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки..................................………………………......... 416 17.2. Теория сигналов и психические процессы.....…………………................. 423 17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы................................………………………….............. 428 Контрольные вопросы............................……………………………............... 435 Рекомендуемая литература......................…………………………................. 435 Часть 3. Психические состояния и их регуляция.......……………………................... 437 Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма......………....... 438 18.1. Общее понятие об адаптации человека..................………………….......... 438 18.2. Общее представление о функциональномсостоянии организма..............................................………………………………….......... 442 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики.....…………....... 448 Контрольные вопросы.......................…………………………….................... 455 Рекомендуемая литература...............................…………………………........455 Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний..………....... 456 19.1. Понятие об эмоциональном стрессе................……………………..............456 19.2. Регуляция эмоциональных состояний..........………………….................... 462 Контрольные вопросы.........................…………………………….................. 468 Рекомендуемая литература.............................………………………….......... 468 Часть 4. Психические свойства личности …....…………………………......................... 469 Глава 20. Личность.......................................………………………………….......................470 20.1. Общее понятие о личности...............................……………………….......... 470 20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности.....…………....... 472 20.3. Формирование и развитие личности..........................…………………….... 481 Контрольные вопросы.....................................……………………………...... 489 Рекомендуемая литература....................…………………………................... 489 Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности................……………………….............................. 490 21.1. Теории личности..............................…………………………….....................490 21.2. Методология экспериментальных исследований личности....………….....503 Контрольные вопросы...................……………………………........................ 510 Рекомендуемая литература.........................…………………………................510 Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности..........………………...........511 22.1. Понятие о направленности личности. и мотивации деятельности...........................……………………………...........511 22.2. Психологические теории мотивации............……………………..................517 22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы ………......... 524 22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности...…………..... 528 Контрольные вопросы........................……………………………................... 534 Рекомендуемая литература..........…......................………………………….... 534 Глава 23. Способности.......................................……………………………….................... 535 23.1. Общая характеристика способностей человека............………………....... 535 23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия...…………..539 23.3. Природа человеческих способностей.................…………………….......... 545 23.4. Развитие способностей.................................………………………….......... 548 Контрольные вопросы.............................……………………………..............551 Рекомендуемая литература.............................………………………….......... 551 Глава 24. Темперамент................................……………………………......................….... 553 24.1. Понятие о темпераменте......................…………………….............…..... 553 24.2. Краткий обзор учений о темпераменте......…………….................…..... 555 24.3. Физиологические основы темперамента................……………......….... 560 24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.......……………………………………....................562 Контрольные вопросы..................…………………………......................... 565 Рекомендуемая литература..............………………………......................... 565 Глава 25. Характер.....................................…………………………………........................ 567 25.1. Понятие о характере...........................……………………….................... 567 25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.................………………………………………......................... 570 25.3. Формирование характера..........................………………………..............579 Контрольные вопросы......................................…………………………..... 581 Рекомендуемая литература.................………………………...................... 582
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |