Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право как фактор социальной регуляции




 

Право, правовое регулирование – основная форма социального регулирования. Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных индивидов на их оптимальное функционирование и социальное развитие.

Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного сознания.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя – в первобытной общине – сформировалась система дозволений и строгих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.

Право возникло в связи с развитием производства, свободного товарообмена, когда поведение отдельного человека высвободилось от традиционных общинных устоев, приобретало все большую автономию. "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение – публичная власть, государство"*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 272.

 

Усложнившаяся общёсоциальная система отношений уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим упорядочения и ограничения индивидуальной активности интересами социума. Возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.

Социальное расслоение общества было первопричиной возникновения права, правового регулирования, но отсюда не следует, что право выполняет узкоклассовую функцию. Право с самого возникновения регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные, сферы взаимодействия людей. Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: "Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого" (Сборник законов царя Хаммурапи, XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: "Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле". В Древнем Риме сущность права была сформулирована более лапидарно: "Право – искусство правды и справедливости".

Право – многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. В теоретическом плане право должно быть охвачено всеми обществоведческими науками – философией, социологией, психологией, теорией информации и др.

В интересующем же нас аспекте право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. В сфере права психология личности взаимодействует с общесоциальными и групповыми ценностями, социальными ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных жизненных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен – срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, "археологические пласты" психологии. Право отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной исторической эпохи.

Личностная автономия, утверждаемая современным правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы трансформировались в социально адаптированные внутриличностные регуляционные механизмы.

Концептуальной основой правового регулирования является правопонимание. От правопонимания – трактовки сущности права зависит реализация права. Современное понимание права – понимание его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость – условие нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое – социально должное. Этот общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью.

Возникновение права как всеобщей меры социально допустимого и социально целесообразного поведения ознаменовало возникновение эры цивилизованных отношений между людьми. И в наши дни право, система правоприменения являются показателем уровня социального развития общества, показателем уровня дозволений человеческой активности, а вся правовая система – механизмом, обеспечивающим функционирование общества как самоорганизующейся системы, механизмом непрерывного наращивания самоценности человека. Нацеленность права на стабильную целесообразность человеческого поведения характеризует его неразрывную связь с психологией общественного поведения человека. И там, где нет законодательной гарантии активного гражданского поведения, нет личной свободы граждан, там нет правового государства,

Право – феномен поведенческой культуры общества, алгебра поведения человека в социально развитом обществе, инструмент цивилизованного разрешения межличностных конфликтов. Право закрепляет в обязательно-нормативной форме достижения человеческой культуры, духовно-нравственные ценности человечества, ограждает общество от вторжения в него демонических сил.

Прорыв человечества к гражданскому обществу, обеспечивающему высокое достоинство личности, ее автономную самореализацию, – прорыв к высотам человеческой духовности. Право как атрибут и социально-нормативный механизм цивилизации исторически формировалось на идеалах свободы и гуманизма, его развитие сопровождалось все большим "связыванием" государства в интересах личности.

Типизированные модели социально значимого поведения фиксируются в правовых нормах, обеспечивающих реализацию права на микроуровне. Однако в каждой правовой норме проявляются общие правовые принципы, "дух закона". (Поэтому было бы неправильным определять право только как систему правовых норм.)

Право – не только показатель прогрессивного развития общества, но и инструмент этого развития. При этом существенное значение имеет каждый элемент правовой системы.

Правовое воздействие на поведение членов общества осуществляется через механизм правового регулирования. Являясь разновидностью социального регулирования, правовое регулирование осуществляется по информационному и ценностно-ориентационному каналам. В качестве объекта правового регулирования выступает волевое поведение людей, зависящее от социально-психологического состояния среды, уровня социальных притязаний в обществе, социально-культурного наследия общества. Эффективность правового регулирования зависит не только от его "жесткости", но и от соотнесенности со свойствами объекта этой регуляции. Уровень развитости правовой системы в значительной мере определяется ее соотнесенностью с насущными потребностями общества, психологическими особенностями человеческого поведения. Правовые средства могут быть адекватными и неадекватными социально-психологическим условиям реализации права. Однако социально-неадекватными могут быть не только средства реализации права, но и сама извращенная сущность права, присущая тоталитарным системам.

В период советского тоталитаризма многие юридические законы имели антиправовой, несправедливый характер и их исполнение требовало грубого принуждения. Многие из них были абсурдными (налоги на холостяков, фруктовые деревья и др.), нормативно-конфликтными – противоречили нравственным нормам. Систематическое извращение правовой сущности законов вело к резкому падению престижа законов, правовой десоциализации общества.

В настоящее время ваше общество стоит перед необходимостью социокультурной реформации. Первоочередной социальной задачей является легитимизация нашего общества – неукоснительное подчинение всей его жизнедеятельности требованиям закона.

Формирование правового государства связано с глубокими процессами утверждения правовых ценностей в психологии личности, утверждением правовой ориентации в системе социальной адаптации личности. И если мы хотим добиться уважения к закону, мы должны создать законы, достойные уважения.

Переход нашего общества к социально-рыночным отношениям сопряжен с рядом новых экономических, правовых и социально-психологических трудностей. Общество должно адаптироваться к принципиально новым для него условиям жизнедеятельности, осуществить не только экономическую, но и идеологическую и социально-психологическую переориентацию.

 

 

Раздел VI. Историческое развитие психологии

 

Глава 1. Античные и древневосточные психологические воззрения

 

В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием "душа". Субъективность, интимно-личностная специфика психических проявлений делали их таинственными и непостижимыми. Существовало верование в то, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. Первые философские учения о душе исходили из концепции анимизма – веры во всеобщую одухотворенность всего сущего. Душа понималась как некая независимая от тела сущность, способная управлять как живыми, так и неживыми предметами. Смерть человека связывали с тем, что душа покидает его тело. Но постепенно накапливались знания о психике человека – сначала эмпирические, а затем и научные.

Психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет назад в качестве составной части философских учений древнегреческих и древневосточных мыслителей. (Термин "психология" был введен лишь в XVII в.)

Первая систематизация знаний о психике была осуществлена выдающимся древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н. э.) в трактате "О душе". По Аристотелю, душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. "Душа движет живое существо решением и мыслью"*. Это утверждение – одно из основных достижений научной мысли Древней Греции. Так был сделан прорыв в анималистической трактовке души как особого существа, живущего в теле человека.

* Аристотель. О душе // Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 384.

 

Аристотель первым провозгласил функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). "Душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной", – утверждал Аристотель. Его учение о растительной, животной и разумной душе утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.

Психологические взгляды Аристотеля основывались на естествоведческой основе. (В молодые годы он изучал медицину.) Способности человека Аристотель справедливо трактует как систему природных предрасположенностей, развившихся в практической деятельности. "...То, чем мы обладаем по природе, мы получаем сначала как возможность, а затем осуществляем в действительности"*.

* Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 78.

 

Аристотель заложил психологическое направление в философии. Из многообразного потока жизненных явлений он выделил отдельные группы, имеющие единую психологическую основу. Им была дана первая классификация психических явлений. Интегрировав достижения античной мысли о психике (душе), Аристотель своими трудами на многие столетия определил развитие психологии. Кроме трактата "О душе" психологические взгляды Аристотеля содержатся во многих других его произведениях – "Этика", "Риторика", "Метафизика", "История животных".

Многие концептуальные положения Аристотеля входят в научный арсенал современной психологии: высшие психические функции возникают на основе низших, образы воображения служат предпосылкой мышления, память основана на ассоциациях по сходству, смежности и контрасту, внутренняя активность организма неизбежно сопряжена с чувством удовольствия и неудовольствия, действия, связанные с удовольствием, закрепляются – на этом основано научение, поведенческие реакции должны быть адекватными внешним условиям, они не должны быть ни избыточными, ни недостаточными.

Учение Аристотеля противостояло идеалистической трактовке психики Платоном (427–347 гг. до н. э.), который рассматривал душу как вместилище вечных идей. Но в учении Платона существенным было то, что мир идей он рассматривал как смыслообразующий фактор познания. Платон гениально распознал в идее, понятии умственную модель, устойчивый стандарт предметов. Трактовка Платоном психики как идеальной сущности также является выдающимся достижением древнегреческой философии.

В учении Аристотеля и Платона психическое отделилось от телесного. Душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Идея Аристотеля о регуляционной сущности души и представления Платона об идеальной сущности психики стали фундаментом развития научной психологии на Западе.

На Востоке же проблема души получила преимущественно этическое толкование как учение о достижении личностного самоусовершенствования. Возникший на Востоке в VI в. до н. э. буддизм также отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы строились на позиции этического потенциала души. Так, йога учила и учит, что для самопознания души следует подавлять все затмевающие ее виды деятельности, постигать глубины подсознания.

Этической направленностью отличались и сложившиеся в первом тысячелетии до н. э. философские школы Китая: даосизм, конфуцианство и др. Важнейшей категорией древнекитайского мировоззрения была идея "дао" – идея пути, всеобщей мировой направленности, которой должен соответствовать каждый человек.

В отличие от Востока западноевропейская психологическая концепция развивалась в русле естественно-научных представлений.

Значительный вклад в развитие представлений о естественно-научной основе психологии внесли древнегреческие и древнеримские врачи. Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеон, выявив наличие глазных нервов, пришел к выводу, что органом души является мозг. Древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) привнес в психологию учение о темпераментах. Во II в. до н. э. римский врач Гален расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

 

Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья

 

Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе ("Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом").

В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.

В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.

В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В "Каноне врачебной науки" Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.

В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятие знака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.

 

Глава 3. Психологические воззрения эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения рассеяла мрак средневековой ночи. Кризис феодализма порождал новые социально-идеологические запросы.

Эпоха Возрождения началась с актуализации ценностей античного мира. Но эти ценности уже воспринимались по-новому. Возродилось непреходящее учение великого Аристотеля, но новая эпоха черпала из него новые идеи.

На основе учения Аристотеля стали утверждаться новые, прогрессивные концепции: мышление нуждается в чувственных впечатлениях, а воля – в целенаправленных действиях, душа не может существовать без тела. Формировалось новое миропонимание, культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Великие географические открытия расширяют кругозор человечества. Возникла потребность осознать общую картину мира. Создаются общества естествоиспытателей. Открываются новые горизонты естественно-научного знания. Расцвет искусства, живописи порождал интерес к сущности человека, его внутреннему миру, проявлениям внутреннего состояния человека. Делаются первые открытия в области психофизиологии. Так, Леонардо да Винчи (1452–1519) в "Трактате о живописи" исследует зависимость восприятия величины предмета от его удаленности, освещенности, плотности среды, описывает явление зрительного контраста, иррадиации и др. Резко возрастает интерес к человеку. В год выхода книги Коперника "Об обращении небесных сфер" появляется трактат А. Везалия "О строении человеческого тела" (1543 г.). Растет потребность в точном знании. Приоритетное значение получает экспериментирование. Осознается мощь человеческого интеллекта, устанавливающего причинную связь явлений.

 

Глава 4. Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв.

 

В XVII в. в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества происходят глубинные преобразования в мировоззрении человечества, получившие название научной революции. Успехи естественных наук призывают к опытному изучению природы, в том числе и природы человека.

Выдающийся мыслитель нового времени Фрэнсис Бэкон (1561–1626) обосновывает идею о решающей роли эксперимента в научном познании. ("Только искусно задавая природе вопросы и вырывая у нее тайны при помощи специально изобретенных орудий познания, человек становится властелином природы".) Природа становится объектом вычислений, измерений, наблюдений и экспериментов при помощи термометров, барометров, микроскопов и телескопов. Формируются принципы научного исследования, которые переносятся и на изучение человека. Природа трактуется как грандиозный механизм, действующий по физическим законам. Человек начинает рассматриваться как особый механизм, в котором не остается места для мифической души.

Мощный удар по религиозно-мистическому пониманию души нанес выдающийся французский ученый, математик, философ и физиолог Рене Декарт (1596–1650). В своих исследованиях о природе человека ("Страсти души", 1649 г., трактат "О человеке", 1662 г.) Декарт утверждал, что взаимодействие человека с миром происходит не по велению мифической души, а благодаря внешним стимулам (толчкам) и соответствующей материальной конструкции человека. Декарт ввел в психологию и физиологию понятие рефлекса. Душа, по Декарту, определяется (детерминируется) не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на "машину тела". Рефлексы, закономерные ответы тела на внешние воздействия, и "страсти души" – та телесная материя души, которая, по Декарту, подчинена тем же закономерностям, как и вся физическая природа. Духовные чувства, в отличие от телесных движений, обусловлены сознанием ("Страсти души"). Так впервые мифологическое понятие души заменяется современным научным термином сознание.

Декарт, осуществив экспериментальное исследование зрительных восприятий, впервые установил некоторые механизмы построения зрительного образа на сетчатке, выявил роль движений в построении этих образов, зависимость зрительного образа от предшествующего чувственного опыта человека ("Диоптрика", 1637 г.). Под влиянием идей Декарта развивалась вся психология и нейрофизиология нового времени.

Трактовка Декартом психики как внешне детерминированного регуляционного механизма стала базой последующего развития научных представлений о психике человека. Р. Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные, отражательно-регуляционные, рефлекторные процессы. И хотя взгляды Декарта носили еще механистический характер (он приравнивал человека к простейшим автоматам), на основе его взглядов в психологии возникло важнейшее ее понятие – понятие ассоциации. Сложные психические явления стали объяснять связями – ассоциациями. Декарт ввел в науку понятие сознания как непосредственное знание души о себе. Этот постулат стал базой двухвекового господства в психологии парадигмы иитроспекционизма. Интроспекционизм (от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) провозгласил, что сознание может быть познано, но только внутренним созерцанием, самонаблюдением.

Мыслители нового времени формировали материалистические представления о сущности психики. Так, голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632–1677) в своем трактате "Этика", анализируя сущность мышления, утверждал, что порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. Выдающийся немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646–1716) уже различал в структуре психики два уровня – сознание и подсознание. Лейбниц полагал, что и при отсутствии сознания происходит скрытая, подспудная психическая деятельность в сфере подсознания. Он впервые установил явление подпорогового восприятия (явление "малых перцепций") и выдвинул постулат о динамике психических явлений.

XVII в. – век радикальных сдвигов в социально-политической жизни народов Европы – стал переломным этапом и в развитии психологии. Господствовавшая в средневековье схоластика, не интересовавшаяся тем, каким путем приобретаются знания, уступила место эмпиризму – знамением века становится практика, опыт. Идеологи этой эпохи призывали к опытному изучению природы, не исключая и человека. Возникла идея причинности, детерминированности психических явлений.

Английский философ Джон Локк (1632–1704) провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов ("Опыт о человеческом разуме"). Д. Локк выступил как основоположник теории эмпиризма. Он вслед за Декартом детально разработал проблему ассоцианизма и интроспекции как основного метода психологии. Рассматривая проблему "наращивания идей", Д. Локк утвердил в психологии принцип развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.