КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6.10.1 Поняття екологічного моніторингу
Тема 6.10 Екологічний моніторинг нафтових і газових родовищ Экологический мониторинг рассматривается как совокупность систем комплексных наблюдений за антропогенными и природными источниками воздействия, состоянием окружающей среды, динамикой происходящих в ней изменений, прогнозом развития ситуаций и управления ими. В качестве основных элементов мониторинг включает наблюдения за факторами воздействия и состоянием окружающей среды, прогноз ее будущего состояния и оценка фактического и прогнозируемого состояния природной среды. Ключевой задачей экологического мониторинга является обеспечение систематических наблюдений за экологическими эффектами взаимодействия природы, населения и хозяйства на определенной территории. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), согласно Закону «Об охране окружающей среды» – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. В Украине осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства и соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Украине сформирована Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая создана с целью: – информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды; – рационального использования природных ресурсов; – обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов; – ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия. Основными задачами являются: 1) проведение наблюдений за изменением состояния окружающей среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий с определенным пространственным и временным разрешением; 2) проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия; 3) прогноз состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов. Организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометеорологической службы: – репрезентативности пунктов наблюдений; – единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений; – обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности информации для пользователей. Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений осуществляют свою деятельность на основании лицензий, получаемых от Укргидромета, и с соблюдением требований нормативних документов, регламентирующих производство наблюдений. Укргидромет, его территориальные органы и организации оказывают ведомствам необходимую помощь по организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения деятельности пунктов наблюдений на основе договоров. Информация в рамках экологического мониторинга может представляться: – в соответствии с порядком, установленным нормативно-методической документацией по ведению государственной статистической отчетности; – в соответствии с порядком, установленным специально уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу. Системы экологического мониторинга Украины тесно взаимосвязаны с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и охватывает национальные и региональные (межнациональные) системы мониторинга. Эти системы мониторинга являются научно-методической основой для различных отраслевых и ведомственных систем мониторинга, например, нефтегазовой промышленности, или отдельных его сегментов. [6] с. 277-280
Тема 6.10.2 Структурно-логічна схема Мониторинг следует обеспечивать на всех иерархических уровнях (рис. 6.1). Каждый уровень мониторинга должен включать три подсистемы: 1) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных отказами объектов различного уровня иерархии; 2) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных ошибочными действиями операторов объектов; 3) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных природными воздействиями. Локальный (объектный) уровень мониторинга предназначен для оценки и прогнозирования технического состояния и надежности оборудования опасных технических объектов. Он осуществляется посредством мониторинга состояния этого оборудования и получения значений вероятности (или частоты) возникновения инцидентов и аварий, причинно-следственного комплекса формирования инцидентов и аварий, данных о качественном и количественном составе опасных утечек, неорганизованных выбросов и других экологических, экономических и социальных последствиях.
Рис. 6.1. Иерархическая структура мониторинга Производственный уровень мониторинга предназначен для оценки и сравнения технической безопасности отдельных технических объектов и территориальных производственных подсистем объектов, а также КГК в целом. Основные задачи субрегионального уровня: 1) получение, накопление и систематизация данных о состоянии опасных объектов КГК; 2) информационное обеспечение долгосрочного и оперативного прогнозирования технической безопасности КГК, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; 3) обеспечения эффективного информационного сопряжения с другими подсистемами ПЭМ КГК; 4) информационное обеспечение управления технической и экологической безопасностью КГК. Сеть режимных наблюдений должна соответствовать технологической схеме объектов КГК и обеспечивать контроль технической безопасности для следующих групп производственных объектов: – системы жизнеобеспечения – связь, энерго- и теплоснабжение, водоснабжение, защитные сооружения, системы защиты и др.; – промышленные системы – крупные блоки; – технические системы – объекты производственного и вспомогательного назначения, площадные и линейные сооружения, инженерные коммуникации и др.; – механические системы – энергетическое, буровое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, емкостное оборудование, технологические трубопроводы и др.; – отдельные технические объекты – компрессор, насос, емкость, участок трубопровода и др. Система ПЭМ КГК должна включать контроль состояния основных компонентов окружающей среды (природа, социально-хозяйственная сфера) и воздействующих на нее производственных объектов на всех этапах освоения и развития КГК. Соответственно система ПЭМ КГК должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию: – о состоянии окружающей среды, об источниках и факторах воздействия; – о причинах наблюдаемых и прогнозируемых изменений состояния ОС и технических объектов; – о допустимости изменений и нагрузок на ОС и ее элементы (компоненты, экосистемы). [6] с. 280-284
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |