Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6.10.1 Поняття екологічного моніторингу




Тема 6.10 Екологічний моніторинг нафтових і газових родовищ

Экологический мониторинг рассматривается как совокупность систем комплексных наблюдений за антропогенными и природными источниками воздействия, состоянием окружающей среды, динамикой происходящих в ней изменений, прогнозом развития ситуаций и управления ими. В качестве основных элементов мониторинг включает наблюдения за факторами воздействия и состоянием окружающей среды, прогноз ее будущего состояния и оценка фактического и прогнозируемого состояния природной среды. Ключевой задачей экологического мониторинга является обеспечение систематических наблюдений за экологическими эффектами взаимодействия природы, населения и хозяйства на определенной территории.

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), согласно Закону «Об охране окружающей среды» – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) – мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и органами государственной власти субъектов. В Украине осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства и соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

В Украине сформирована Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая создана с целью:

– информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды;

– рационального использования природных ресурсов;

– обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов;

– ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

Основными задачами являются:

1) проведение наблюдений за изменением состояния окружающей среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий с определенным пространственным и временным разрешением;

2) проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;

3) прогноз состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.

Организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометеорологической службы:

– репрезентативности пунктов наблюдений;

– единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений;

– обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности информации для пользователей.

Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений осуществляют свою деятельность на основании лицензий, получаемых от Укргидромета, и с соблюдением требований нормативних документов, регламентирующих производство наблюдений. Укргидромет, его территориальные органы и организации оказывают ведомствам необходимую помощь по организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения деятельности пунктов наблюдений на основе договоров.

Информация в рамках экологического мониторинга может представляться:

– в соответствии с порядком, установленным нормативно-методической документацией по ведению государственной статистической отчетности;

– в соответствии с порядком, установленным специально уполномоченными государственными органами по экологическому мониторингу.

Системы экологического мониторинга Украины тесно взаимосвязаны с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и охватывает национальные и региональные (межнациональные) системы мониторинга. Эти системы мониторинга являются научно-методической основой для различных отраслевых и ведомственных систем мониторинга, например, нефтегазовой промышленности, или отдельных его сегментов.

[6] с. 277-280

 

Тема 6.10.2 Структурно-логічна схема

Мониторинг следует обеспечивать на всех иерархических уровнях (рис. 6.1). Каждый уровень мониторинга должен включать три подсистемы:

1) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных отказами объектов различного уровня иерархии;

2) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных ошибочными действиями операторов объектов;

3) мониторинг инцидентов и аварий, обусловленных природными воздействиями.

Локальный (объектный) уровень мониторинга предназначен для оценки и прогнозирования технического состояния и надежности оборудования опасных технических объектов. Он осуществляется посредством мониторинга состояния этого оборудования и получения значений вероятности (или частоты) возникновения инцидентов и аварий, причинно-следственного комплекса формирования инцидентов и аварий, данных о качественном и количественном составе опасных утечек, неорганизованных выбросов и других экологических, экономических и социальных последствиях.

 

 

 

 

Рис. 6.1. Иерархическая структура мониторинга

Производственный уровень мониторинга предназначен для оценки и сравнения технической безопасности отдельных технических объектов и территориальных производственных подсистем объектов, а также КГК в целом.

Основные задачи субрегионального уровня:

1) получение, накопление и систематизация данных о состоянии опасных объектов КГК;

2) информационное обеспечение долгосрочного и оперативного прогнозирования технической безопасности КГК, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

3) обеспечения эффективного информационного сопряжения с другими подсистемами ПЭМ КГК;

4) информационное обеспечение управления технической и экологической безопасностью КГК.

Сеть режимных наблюдений должна соответствовать технологической схеме объектов КГК и обеспечивать контроль технической безопасности для следующих групп производственных объектов:

– системы жизнеобеспечения – связь, энерго- и теплоснабжение, водоснабжение, защитные сооружения, системы защиты и др.;

– промышленные системы – крупные блоки;

– технические системы – объекты производственного и вспомогательного назначения, площадные и линейные сооружения, инженерные коммуникации и др.;

– механические системы – энергетическое, буровое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, емкостное оборудование, технологические трубопроводы и др.;

– отдельные технические объекты – компрессор, насос, емкость, участок трубопровода и др.

Система ПЭМ КГК должна включать контроль состояния основных компонентов окружающей среды (природа, социально-хозяйственная сфера) и воздействующих на нее производственных объектов на всех этапах освоения и развития КГК.

Соответственно система ПЭМ КГК должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

– о состоянии окружающей среды, об источниках и факторах воздействия;

– о причинах наблюдаемых и прогнозируемых изменений состояния ОС и технических объектов;

– о допустимости изменений и нагрузок на ОС и ее элементы (компоненты, экосистемы).

[6] с. 280-284

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.