Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опричнина 1565–1572 гг




Причины поражения России в Ливонской войне.

1. Неверная оценка Иваном IV расстановки сил в Прибалтике.

2. Отвлечение войск для отражения крымских набегов.

3. Отсталость экономики России, не способной к многолетней войне.

4. Ослабление России из-за опричного террора Ивана IV.

Опричнинаособый порядок управления, система репрессивных мер, направ­лен­ных на ослабле­ние боярства, оппозиционного Ивану IV.

Причины опричнины. 1. Иван IV стремился подчинить бояр, укрепить самодержавную власть.

2. Бояре желали сохранить свои приви­легии и самостоятельность.

3. Особенности характера и психики царя. Иван IV, человек ма­ниакально-подозритель­ный, всех подозревал в измене.

4. Смерть в 1560 г. любимой жены царя – Анастасии. Иван IV подозревал Адашева и Сильвестра в том, что они «умо­рили» царицу. (Исследова­ния её останков в 2000 г. показали наличие ртути).

5. Предательство и бегство в Литву Андрея Курбского.

6. Разногла­сия по внешнеполитическим вопросам. Иван IV выступал за войну с Ливонией, а Избранная рада – за борьбу с Крымом.

7. Различные представления о путях централизации государства. Избранная рада предлагала путь постепенных преобразований, Иван IV стремился форсировать процессы центра­лизации, немедленно добиться безгра­ничной власти. Это привело царя к террору.

Падение Избранной рады. Иван IV подозревал членов Избранной рады в измене в связи с событиями 1533 г., когда во время болезни царь, думая, что умирает, назначил наследником новорожденного сына Дмитрия. Многие бояре (кроме Воротынского и Висковатого) не желали присягать младенцу-«пелёночнику». Адашев и Сильвестр намеревались после смерти царя возвести на престол его двоюродного брата – Владимира Андреевича Ста­риц­кого. Иван IV счёл их действия изме­ной. Царь выздоровел, но маленький наследник погиб во время поездки в Кирилло-Белозерский монастырь. Нянька, выходя из ладьи, уронила его в воду, и ребёнок утонул. Наследником стал следующий сын – Иван. Царь писал, что бояре «подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить».

Адашев был обвинён в измене, сослан в Ливонию и в 1561 г. скончался в темнице (возможно, покончил жизнь самоубийст­вом). Макарий умер в 1563 г., Сильвестр попросил царя отпустить его на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и скончался в 1566 г. простым монахом под именем Спиридон. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, Висковатый был казнён в 1670 г., Воротынский умер от пыток в 1573 г.

Начало опричнины. В конце 1564 г. после очередной ссоры с боя­рами Иван IV забрал казну и уехал в свою резиденцию – Александровскую (Алек­сандрову) сло­боду (ныне г. Александров Владимирской обл.). В январе 1565 г. Иван IV послал в Москву две грамоты. В первой – адресованной боярам – он, не желая «их изменных дел терпети», объявил о решении оставить престол. Вторая гра­мота сообщала простым посадским людям, что у царя «гневу на них и опалы… нет». Иван, стремясь столкнуть простых людей с боярами, достиг своей цели. Простые люди потребовали от бояр угово­рить царя вер­нуться на престол, угрожая, что в противном случае «государ­ственных лиходеев и изменников» сами «потребят». В Алек­сандрову слободу направ­илась делегация бояр и духо­венства. Это царю и было нужно. После долгих уговоров Иван IV согласился вернуться на престол при двух условиях:

1. Царь получал неограниченную власть, право казнить любого, не советуясь с Боярской думой (хотя такое право он имел и раньше).

2. Страна делилась на Опричнину (личный удел царя) и Земщину.

Земщи­ной управляла Боярская дума и правительство во главе с Иваном Висковатым. На Земщину был наложен огромный налог в 100 тыс. рублей для заведения опричного войска.

Опричнина (от слова «опричь» – «кроме», так называлось особое удельное земельное владение) стала мощной военно-карательной машиной в ру­ках царя. Опричнину возглавили Малюта Скуратов (Григорий Скуратов-Бельский) († 1573 г.) и Василий Грязной (Грязный). Был создан «опричный двор» и 5-тысячное опричное войско, организованное подобно монастырскому братству. «Игуменом» считался сам царь. Оприч­ники носили чёрные монашеские одеяния, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Царь, как и опричники, носил монашеское одеяние и чёрный куколь (остроконечный капюшон). Иван считал опричников праведной силой, исполняющей волю царя и Бога.

Опричный террор. Вернувшись в Москву, Иван IV развязал опричный террор. Он казнил двоих Шуйских, Ховриных и других бояр «за сношения с Курбским». Царь выселял бояр из Опричнины в Земщину. Более 100 боярских семейств вы­селили в Казань с конфискацией земель. В 1569 г. Иван Грозный заставил своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого вместе с женой и дочерью принять яд. Выступивший против опричнины митрополит Филипп (Кó­лычев) был сослан в тверской Отрочь монастырь. Из монастыря Филипп посылал обличительные грамоты царю («Филькины грамоты», как презрительно назвал их Иван Грозный). Филипп в монастыре был задушен Малютой Скуратовым. В 1566 г. на Зем­ском соборе боярин И. Фёдоров и его сторонники обвинили царя в сумасшествии. Они были убиты. Были казнены все известные русские полководцы, в том числегерои взятия Казани – Алек­сандр Горбатый-Шуйский и Иван Выродков.

Зимой 1569–1570 гг. Иван Грозный совершил поход на Новгород, обвинив новгородцев в измене и намерении отойти к Литве. По пути опричники разгромили г. Клин, Тверь, Торжок. Репрес­сии в Новгороде продол­жались 40 дней. Людей топили в Вóлхове по нескольку сот в день. Целые семейства уничтожались «под корень» – главу семейства, его жену и детей вместе связывали верёвками и топили в проруби. Из 30 тыс. новгородцев погибло от 3 до 10 тыс. (по другим сведениям – от 10 до 15 тыс.). Тысячи возов с на­грабленным имуществом сопровождали царя. Расправы постигли г. Нарву, Иван-город, Псков.

В 1670 г. в Москве Иван Грозный устроил лютую казнь 300 человек, в том числе члена Избранной рады Ивана Висковатого. Царь, Малюта Скуратов и другие опричники кололи людей пиками и секли головы. Опричники вошли во вкус насилий, выискивали вра­гов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. Они начали доносить и друг на друга, бороться за почётное место около царя, за земли и привиле­гии. По приказу царя был зарезан своим сыном видный опричник Алексей Басманов, убиты князья А. Вяземский, М. Черкасский и др. В 1573 г. Малюта Скуратов погиб в бою на Ливонии.

Неверно считать, что оп­ричный террор был направлен только против боярства. Погибло много рядовых людей. Принципиальной разницы в уровне знатности между Опричниной и Земщиной не было. В Опричнине служили многие видные бояре. По мнению А. Юрганова, глубоко религиозный и фанатичный Иван Грозный был убеждён в божественном происхождении своей власти. Иван IV построил в Москве Опричный дворец причудливой архитектуры по образцу библейского Града Божьего, Нового Иерусалима. Веря, что он – исполнитель воли Бога накануне Страшного Суда, царь считал, что Божье праведное наказание грешников мучительной смертью ведёт к спасению их душ, адские муки имеют «целительный характер». Опричные казни являлись для царя своеобразным чистилищем перед Страшным Судом.

Нельзя думать, что происходившие в России события были чем-то особенным. Повсюду в Европе в XVI в. централизация государств сопрово­ждалась жестокими казнями. В Испании, например, сви­репствовала католическая инквизиция и король Филипп II с удовольствием смот­рел, как люди горели на кострах. Король Франции Карл IX лично участвовал в резне протестантов в Варфоломеевскую ночь 1572 г. Шведский король Эрик XIV пролил не меньше крови, чем Иван Грозный. Анг­лийская королева Елизавета казнила законную наследни­цу престола Марию Стюарт и её сторонников. Любо­пытно, что в ходе переписки королева Елизавета и Иван IV обещали предоставить друг другу политическое убежище, если придётся бежать из своей страны.

Сущность опричнины. Существуют две точки зрения на опричнину:

1. Опричнина – плод безумства Ивана IV, она не имела политического смысла (В.О. Ключевский, С.Б. Веселов­ский, И.Я. Фроянов и др.).

2. Опричнина – хорошо продуманный политический ша­г царя. Она была направлена против оппозиции, противостоявшей самовластию Ивана IV (С.М. Соловьёв, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин и др.). Казнив Влади­мира Старицкого, царь расправился с последним княжеским уделом. Расправа над митрополитом Филиппом запугала церковь. Погром в Новгороде уничтожил остатки вечевой вольности. Это усилило централизацию государства. Историк В. Кобрин счи­тает, что упразднения остатков удельной системы можно было добиться мир­ными средствами, с помощью реформ. Но царь сознательно избрал путь террора.

Итоги и последствия опричнины:

1. Усилилась личная власть царя и её деспотический характер;

2. Увеличилось бегство крестьян на окраины страны;

3. Опричнина привела к поражению в Ливонской войне и кон­фузу во время набега крымских татар 1571 г. (опричное вой­ско разбежалось);

4. Опричнина разорила страну, поставила государство на грань национальной катастрофы, стала одной из предпосылок Смуты.

В 1572 г. царь разочаровался в опричнине и отменил её. Слово «оп­ричнина» было запрещено под страхом наказания кнутом.

«Княжение» Симеона Бекбулатовича. В 1575 г. Иван провозгла­сил «великим князем всея Руси» крещёного татар­ского царевича из г. Касимова Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата). Россия была разде­лена на «великое княжение» Симеона и удел князя «Ивана Москов­ского» (так назы­вал себя Иван IV). Правда, все дела по-преж­нему велись от имени «государя царя и великого князя Ивана Ва­сильевича всея Руси». Причины этого политиче­ского маскарада: волхвы предсказали скорую смерть великого князя всея Руси и суеверный Иван IV хотел этого избе­жать. Спустя год Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь. Предсказание не сбылось: Иван IV прожил ещё 9 лет, а Симеон Бекбулатович – 41 год, до 1616 г.

Личная жизнь царя. Иван IV после смерти в 1560 г. супруги Анастасии в 1561 г. женился на Марии (Кученей) Темрюковне, княжне Черкасской (1545/46–1569). Новым родственникам – князьям Черкасским – царь пожаловал вотчины, в том числе село Иваново. В 1569 г. Мария умерла в Александровской слободе (возможно, была отравлена).

Третьим браком Иван IV женился на Марфе Васильевне Собакиной, († 1571) славившейся своей красотой. Царь выбрал её из 1,5 тыс. невест. Но Марфа заболела и скончалась вскоре пос­ле свадьбы. Ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении; по некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек. Добиваясь права заключить запрещённый церковью четвёртый брак, Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой. Как писал Иван Гроз­ный, «преставилась ещё до разруше­ния девства…». Возможно, она была отравлена из мести Михаилом Темрюком – братом Марии.

Четвёртой женой в 1572 г. стала 18-летняя Анна Колтовская (1554/1556–1626), которая на том же смотре невест заняла «второе место». Через полгода царь сослал Анну на север в монастырь, где она прожила около 53 лет.

В 1573 г. царь женился на 17-летней княжне Марии Долгорукой († 1573). После брачной ночи Иван обвинил Марию в том, что «княжна ещё до венца слюбилась с кем-то, и о том го­сударю ведомо не было». Иван приказал утопить её в проруби в Александровской слободе.

Затем Иван взял в жёны 17-летнюю Анну Васильчикову († 1577). Церковь этот брак не признала (как и все последующие). Спустя год царь сослал Анну в суздальский Покровский монастырь, где она вскоре таинственным образом скончалась.

Иван IV отобрал у придворного Никиты Мелентьева красавицу-жену Василису. Никита был отравлен Малютой Скуратовым. Спустя два года Василиса была уличена в измене и похоронена заживо в гробу вместе с трупом любовника – Ивана Кóлы­чева в Александровской слободе.

Следующей женой царя стала Наталья Коростова, племянница новгородского епис­копа Леонида. Узнав о намерении царя, он заявил, что скорее убьёт племянницу, чем отдаст ему на поругание. Тело епис­копа, зашитое в медвежью шубу, отдали на растерзание псам. Наталья против воли поселилась в царском двор­це, а вскоре бесслед­но исчезла.

Последней женой Ивана IV в 1580 г. стала Мария Нагáя († 1608/12). В 1582 г. Мария родила Ивану сына – царевича Дмитрия. Находясь в браке с Марией, Иван неудачно сватался к королеве Англии Елизавете.

Кризис династии Рюриковичей. В конце жизни у царя осталось трое сыновей, матерью двух старших являлась Анастасия. Старший сын, Иван Иванович, показал себя храбрым воином и способным государственным деятелем. Между отцом и сыном часто вспыхивали ссоры. Иван IV в 1582 г. в быто­вой ссоре побил жену сына, отчего у беременной невестки произошёл выкидыш. Наследник вступился за жену. Царь нанёс сыну удар по голове железным по­сохом. Вскоре царевич Иван Иванович, «зашибленный во гневе родителя своего», скончался. Смерть сына так потрясла царя, что он в третий раз отказался от престола, но опять дал себя «уговорить» вернуться на трон. Убийством сына царь подсёк на корню династию Рюриковичей. У следующего его сына – болезненного и слабоумного Фёдора (1557–1598) не было наследников. А последний сын – малолетний Дмитрий (1582–1591) был рождён от незаконной, с точки зрения церкви, девятой (или седьмой, как считают некоторые историки) по счёту жены Марии Нагóй и имел мало прав на трон. Таким образом, царь сам создал в государ­стве кризис власти и предпосылки Смуты.

Борьба московских князей за лидерство, присоединение ими всё новых земель за счёт уничтожения своих родственников, имели обратный результат. Династия Рюриковичей довела себя до полного вымирания после смерти в 1598 г. единственного выжившего сына Ивана IV – Фёдора Ивановича, не оставившего потомства.

Смерть царя и итоги его правления. Иван IV сильно болел и страдал «внутренним гниением». Кожа царя лопалась, распространяя невыносимый запах. 18 марта 1584 г. он сел играть в шахматы со своим последним любовником и любимцем князем Богданом Бельским. Но, не успев начать игры, упал и умер. По преда­нию, дата его смерти была заранее предсказана прорицателями. Накануне Иван реабилити­ровал казнённых им бояр, чем признал беспо­лезность опричного террора. Перед смертью он принял монашеский пóстриг и был наречён Ионою.

Историки неоднозначно оценивают итоги деятельности Ивана IV:

Положительные итоги:

1. Иван IV провёл ряд реформ, укрепил государ­ственную власть;

2. Царь имел успехи в восточном на­правле­нии внешней поли­тики, присоединил Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.

Отрицательные итоги:

1. Оприч­нина и Ли­вонская война разорили страну, привели к национальной катастрофе;

2. Царь спровоцировал кризис власти и создал предпосылки Смуты;

3. Опричнина вызвала бегство крестьян. В 1581 г. Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, учредив «заповедные лета».

Спор по поводу оценки личности царя продолжа­ется. Разные мне­ния об Иване IV можно объяснить как противо­речивостью личности царя и его политики, так и проти­воречиями той эпохи. Существует кон­цепция «двух Иванов» Н. М. Карамзина: доброде­тель­ного и мудрого государственного мужа в первую половину царствова­ния, и тирана-деспота – во вторую. Умный и жестокий, образованный и суеверный, энергичный и впа­дающий в депрессию Иван IV был человеком психически не­уравновешенным. Об этом говорят его покаянные послания в последние годы жизни: «Увы мне грешному, горе мне окаянному, ох мне скверному!... А мне, псу смердящему, кого учити? …Сам всегда в пиянь­стве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, в убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе…». Особенности психики царя с годами накла­дывали отпечаток на всю историю страны.

 

 

**

 

.

 

.

 

.

 

.

 

.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.