Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мультипликатор автономных расходов




Равновесный уровень выпуска может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает линию планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

ΔA = Δ(a + I + G + Xn)

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов это отношение измене­ния равновесного ВВП к изменению автономных расходов, выз­ванному любым их компонентом:

(13)

где т - мультипликатор автономных расходов;

ΔY - изменение равновесного ВВП;

ΔА - изменение автономных расходов, независимых от дина­мики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит перво­начальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных рас­ходов порождает многократное изменение ВВП. Если, например, автономное потребление увеличивается на какую-то величину Δ Са, то это увеличивает совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину МРС × ΔСа. Далее совокупные расходы и доход снова возраста­ют на величину МРС × ΔСа и так далее по схеме кругооборота «доходы-расходы». Возникает цепочка:

и т. д.

Из этой схемы видно, что совокупный доход Y мно­гократно реагирует на первоначальный импульс, что и от­ражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах С, I,G или Хп могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, являет­ся фактором экономической нестабильности, усиливающим ко­лебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного сниже­ния величины предельной склонности к потреблению (МРС). Данная проблема становится более сложной в условиях стиму­лированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле про­изводства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвес­тиционные расходы и возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен воз­расти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повы­сить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной за­нятости.

Если фактический равновесный объем выпуска ниже потен­циального (см. Рис. 10), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обес­печения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS до­стигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрес­сивное воздействие на экономику.


 

 


Рис. 10. Рецессионный разрыв

 

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить пол­ную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокуп­ный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY состав­ляет:


Величина

ΔY = рецессионного разрыва


Величина

× мультипликатора автономных расходов

 

 


Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Yo (см. Рис. 11) больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные рас­ходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает пото­му, что фирмы не могут расширять производство адекватно ра­стущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

 

Y* < Yo

Рис. 11. Инфляционный разрыв

 

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение рав­новесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина Величина

ΔY = - инфляционного × мультипликатора
разрыва автономных расходов.

 

Парадокс бережливости это попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбере­жений и инвестиций. Если прирост сбережений не сопровож­дается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со зна­чительным снижением равновесного ВВП, обусловленным эффектом мультипликации.

Экономика стартует в точке А (см. Рис. 12). В ожидании спа­да домашние хозяйства стремятся побольше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне I. В результате потребительские расходы отно­сительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от до. Так как совокупный до­ход Y снизился, то и сбережения в точке В окажутся теми же, что и в точке А.

 

Рис. 12. Парадокс бережливости

Если одновременно с ростом сбережений от S до S' возрас­тут и запланированные инвестиции от I до I', то равновесный уровень выпуска остается равным Yo и спада производства не возникнет. Напротив, в структуре производства будут преобла­дать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уро­вень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относитель­ном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограни­чений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляци­онное воздействие в условиях, близких к полной занятости ре­сурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение сово­купных расходов, занятости и выпуска (с эффектом мультипли­катора) ограничивают давление инфляции спроса - совокупный спрос снижается от AD до,что сопровождается спадом про­изводства от до и снижением уровня цен от до (см. Рис. 13).

 

Рис. 13. Взаимосвязь модели AD – AS и Кейнсианского креста

Модель Кейнсианского креста не позволяет иллюстрировать процесс изменения уровня цен Р, так как предполагает фикси­рованные цены. Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с «жестки­ми» ценами и не может быть использован для исследования дол­госрочных последствий макроэкономической политики, связан­ных с ростом или снижением уровня инфляции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.