ской власти, государственно-правовое объединение страны. Но в Англии — прародительнице общего права (общего в том смыс- ле, что оно вырабатывалось для всей страны, в противовес местным обычаям) — назревшая потребность упрочения цен- трализованной власти встретилась с развитой судебной прак- тикой. Именно потому, что королевские вестминстерские суды в силу особенностей социально-политического развития Анг- лии того времени оказались наиболее мощным элементом го- сударственной системы, отрабатываемые ими и закрепляемые в протоколах решения (их логическая суть, идеи) стали преце- дентами — образцами для решения аналогичных юридичес- ких дел в будущем и тем самым приобрели значение материа- лов, из которых в основном и сформировалась правовая систе- ма Англии, а затем и некоторых других стран.
4. Религиозно-общинные (неотдифференцированные) юриди- ческие системы — это такие системы регулирования, в кото- рых юридические элементы функционируют в полной мере необособленно от иных элементов. Они существуют в застой- ном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется свя- занностью регулирующими формами традиционных обществ (религиозными, обычно-общинными и др.). В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик догма- тизированных, традиционных и в массовом правосознании вос- принимаются в качестве таких, где основная регулирующая сила — догма веры, религиозное учение, непогрешимая тра- диция. «
Юридические системы рассматриваемой группы весьма раз- нообразны, подчас уникальны по своим чертам. Они свойственны в основном традиционным, застойным общественным структу- рам феодального или еще более архаичного типа. Их можно определить как застывшую во времени и перенесенную в се- годняшние дни предысторию права. Это системы социального регулирования, которые в силу особых экономических, поли- тических, духовно-нравственных условий получают однобокое, негармоничное развитие с известным приоритетом таких ре- гулирующих форм, как религиозные, традиционные, обычно- общинные и др.
Таковы, например, правовые системы, относящиеся к му- сульманскому праву, господствующие в ряде государств Азии и Африки. Социальное явление, именуемое мусульманским правом, вообще представляет собой причудливое смешение
Глава девятая
юридических, религиозных, морально-философских элементов, и слово «право», как считают специалисты по сравнительному правоведению, применяется к этому явлению за отсутствием другого1. Мусульманское право, сложившееся еще в эпоху сред- невековья и выступающее по большей части в качестве идео- логической силы, по своим главным особенностям представля- ет одну из сторон религии ислама2.
По мнению Л. Р. Сюкияйнена, анализ мусульманского права дает основание подчеркнуть ограниченность распространенного в правовой литературе общего положения о том, что сила, созда- ющая право,— государство. Необходимо учитывать вместе с тем, что коль скоро речь идет о национальных правовых системах, т. е. о праве в строго юридическом смысле, положения мусуль- манского права приобрели юридическое значение главным об- разом в результате деятельности государственных органов — законодательных и в особенности судебных, осуществляющих индивидуально-правовую, юридически-конститутивную дея- тельность.
Религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридичес- кие системы, существующие в ряде государств Азии и Афри- ки, носят застойный характер. Их своего1 рода консервация во многих случаях оказалась соответствующей интересам реак- ционных социальных сил, правящих элит традиционных об- ществ и — что еще существенней — колониальных государств.
5. Заидеологизированные правовые системы при авторитар- ных режимах — группа «правовых систем, со структурной сто- роны весьма близких к только что рассмотренной семье. В от- личие от нее эти системы связаны с современным уровнем цивилизации. Они призваны юридически «освятить» домини- рование в обществе методов насилия, прикрыть и «облагоро- дить» авторитарные, диктаторские режимы.
Вот почему для данной группы правовых систем с внешней стороны характерно использование элементов современной
1 Рене Давид пишет о них как о правовых системах «философского» или «религиозного» характера. Термин «право» употребляется в этих системах только за отсутствием иного термина (см.: Давид Рене. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 45).
2 Особенности мусульманского права и основанных на нем националь- ных правовых систем освещены Л. Р. Сюкияйненом в статье «Мусульман- ское право как объект общей теории права» (см.: Сов. государство и право. 1979. № 1. С. 29—34).
II. Правовая типология
юридической, правовой культуры, внешних институтов и ат- рибутов правосудия, законодательства. Однако все эти эле- менты служат ширмой, прикрывающей авторитарный режим, построенный на внеправовом насилии; они являются сущес- твенным компонентом идеологизированных фальсификаций.
Еще одна особенность рассматриваемой семьи правовых сис- тем — заидеологизированность, т. е. всепроникающее господ- ство претендующей на передовой статус догматизированной теории, которая оправдывает доминирование насилия, исполь- зуемого во имя «высшего блага» (нации, класса, «всеобщего благоденствия» и т. д.). При этом в качестве «права» выступа- ет идеологический постулат, попираются фундаментальные права и свободы человека, отсутствует действительно незави- симое правосудие.
Такие правовые системы, относящиеся к праву власти, можно, пожалуй, именовать, как и соответствующие государства, то- талитарными. Они, в сущности, отрицают юридическую зна- чимость прав человека, идею общественного договора и в це- лом носят публичный характер (хотя нередко и сохраняют институты частного права).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление