Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет экономической теории




Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере ус­ложнения самой этой деятельности.

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия— наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "эко­номия" впервые был предложен Ксенофонтом. Встречается он и уАрис­тотеля(384—322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости. Аристотель разли­чал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обога­щения. Он считал справедливой экономию, основанную на нату­ральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу анти­чного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей.

В произведениях средневековых ученых-схоластов (преподавателей университе­тов) экономические проблемы также рас­сматривались в рамках учения о спра­ведливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права.

Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Формирование науки связано с возникновением в XVI—XVIII вв. первой экономической школы — меркантилизм (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей, А. Монкретьен). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследований меркантилистов были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом при­стального внимания — движение денег и товаров между отдельны­ми странами.

Активное развитие промышленности в XVII веке внесло определенные изменения в экономическую мысль. Во Франции в начале XVIII века возникла школафизиократов. Представители этого направления экономической мысли (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), как и меркантилисты, пытались определить, что является источником богатства. Однако объектом их исследований выступает не сфера обращения, а земледелие. По их мнению, источником прироста капитала является «чистый продукт», производимый классом земледельцев (производительный класс).

В Англии в этот же период формируется классическая школа политической экономии. Классики политической экономии пыта­ются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Од­нако в центре внимания даже лучших представителей классичес­кой политической экономии был не сам общественный процесс про­изводства, а в основном лишь внешний его результат — капиталис­тическое богатство. А. Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления, Д. Рикардо — распределения, С. де Сисмонди — потребления.

В середине ХIХ века на смену политической экономии богатства пришла политическая экономия труда, что связано с идеями Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Поли­тическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Разработка общих принципов политической эко­номии заменяется исследованием различных проблем экономичес­кой практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты стремятся оптимизировать ограниченные ре­сурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, диф­ференциальное и интегральное исчисление. Активно используются математические фор­мулы и графики. Понятие «политическая экономия» (political economy) вытесняет­ся понятием «экономикс» (economics). Под экономикс понимается ана­литическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких, как земля, труд, капитал, предпринимательские способнос­ти) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Рождение нового термина связано с именем одного из осново­положников неоклассического направления — английского эконо­миста Альфреда Маршалла(1842—1924). В 1890 г. выходит его трехтомный труд «Принципы экономической науки», в котором были изложены основные категории и законы современной микроэкономики.

Также в этот период становление и развитие микроэкономики связано с такими экономистами, как Артур Пигу (1877-1959), Карл Менгер (1840-1921), Евге­ний Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих Визер (1851-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923) и др. В их трудах были сформулированы основные принципы маржинализма (от marginal - предельный - англ.), изменившие представления о ценнос­ти, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономического анализа положили субъективные оце­ночные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.

В ХХ веке происходит формирование такой составляющей экономической теории как макроэкономика. Экономика рассматривается как система взаимосвязанных субъектов (домохозяйств, производителей благ), координируемых определенным образом. Предметом исследования большинства экономистов ХХ века становится определение роли государства в экономике и обоснование способов регулирования экономики государством. Важнейший вклад в представление о предмете экономической теории в этот период внесли представители кейнсианского и монетаристского направлений. Джон Мейнард Кейнс (1883—1946) обосновал механизм регулирования экономики посредством воздействия государства на совокупный спрос через бюджетную и кредитную системы. Представители монетаризма (Милтон Фридмен) считали, что государство должно влиять на экономику через изменение денежной массы.

Таким образом, меркантилисты считали пред­метом экономической теории деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве. Представители исторической школы определяли экономику как учение о повседневной деятельности людей. Марксисты, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распреде­лением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические законо­мерности этого развития. Маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких (ограниченных) ресур­сов в условиях рыночного хозяйства. Кейнсианцы и монетаристы добавили к этому необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социаль­ные аспекты этой политики.

В современных условиях наиболее распространенной считается следующая трактовка предмета экономической теории – исследование поведения человека в процессе использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей, как индивида, так и общества в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.