Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая теория государства Л.Гумпловича




 

В определенном отношении созвучными представлениям Остина и прежде всего Иеринга о праве являются политико-юридические взгляды известного в свое время австрийского социолога и государствоведа, профессора административного права и статистики Венского университета Людвига Гумпловича (1838 – 1909). Его основными трудами по вопросам государства и права являются: «Борьба рас» (1883), «Общее государственное право» (1897), «История государственных теорий» (1905). В рамках своего учения с позиций социологии он рассматривает проблемы, связанные с происхождением, сущностью, устройством и ролью государства.

Основные моменты его политико-правового учения таковы:

1) Главным фактором общественной жизни является борьба за существование между отдельными индивидами и социальными группами, которая распространяется и на отношения внутри государства;

2) Каждая из участвующих в этой борьбе социальных групп стремится подчинить себе другую и установить над ней господство;

3) Главный закон истории состоит в том, что сильнейшие побеждают слабейших, а затем сильные объединяются для победы над третьей, так же сильной стороной – и т.д. до бесконечности;

4) Главными факторами (причинами), порождающими межгрупповую борьбу, являются расовый (Rassenkampf), культурный, т.е. расхождение между людьми в культурных ценностях (Culturkampf), а также материальный, порождающий борьбу между экономическими кассами (Classenkampf) – при этом реающую роль в возникновении таких конфликтов играют экономические причины;

5) Характер межгрупповых конфликтов и борьбы был различным в разные исторические эпохи:

а) На первом этапе конфликты или войны между отдельными родами за овладение тем или иным имуществом завершались уничтожением побежденной группы;

б) Позднее захваченных в плен людей стали оставлять в живых и превращать в рабов, подвергая эксплуатации;

в) На третьей стадии победители (представители расово полноценных народов, превосходящих все остальные более высокими интеллектуальными способностями и воинской дисциплиной) в целях упрочения своего положения создали государства как аппарат организованного насилия и принуждения;

6) В государственном состоянии на смену борьбе между различными расами и ордами приходит борьба между социальными группами, классами, сословиями и политическими партиями (в борьбе за власть и преобладание в обществе);

7) Целью государства является не умиротворение противоборствующих сторон и примирение противоположных интересов, а сохранение и укрепление отношений господства – подчинения, которые сложились в обществе в результате предшествующей борьбы (т.е. положения узурпировавших власть и связанные с ней привилегии социальных групп, классов и политических партий);

8) Всем существующим у отдельного человека правам и свободам, а также своему благополучию и благосостоянию он обязан государству, без беспрекословного подчинения которому в обществе установится анархия (т.е. предусматриваются своеобразные патерналистские отношения);

9) При этом право создается государством и выступает лишь как средство поддержания общественного порядка (т.е. к нему у Гумпловича сугубо утилитарный подход).

Что касается общего значения теории Гумпловича, то в силу ее антиисторизма, преувеличения роли социально – групповых антагонизмов и конфликтов, а также культа неограниченной и произвольно действующей государственной власти, она не получила значительного признания в ученых кругах. Вместе с тем отдельные ее положения (культ борьбы, положение о неизбежности расовых антагонизмов, возвеличивание репрессивно – полицейского государства) перекликаются с возникшей десятилетиями позже идеологией национал – социализма.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.