Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оперативно-розыскные мероприятия как организационная форма оперативно-розыскной деятельности




 

Оперативно-розыскная деятельность, как уже было сказано, осуществляется посредством особых способов и приемов, которые называются оперативно-розыскными мероприятиями.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

1. опрос;

2. наведение справок;

3. сбор образцов для сравнительного исследования;

4. проверочная закупка;

5. исследование предметов и документов;

6. наблюдение;

7. отождествление личности;

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. снятие информации с технических каналов связи;

12. оперативное внедрение;

13. контролируемая поставка;

14. оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Поскольку, как уже было сказано, практически все оперативно-розыскные мероприятия в той или иной мере затрагивают права и свободы граждан, законом предусмотрены конкретные основания и условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Все основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, сформулированные в ст. 7 закона «Об оперативно-розыскной деятельности», можно разделить на четыре группы. К первой относятся основания «криминального характера», то есть непосредственно связанные с предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений. К ним относятся следующие:

1. наличие возбужденного уголовного дела;

2. наличие информации о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших - если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4. запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;

6. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Вторую группу представляют основания, связанные с выдачей лицензий, допусков и разрешений. Проведение оперативно-розыскных мероприятий может потребоваться в случаях принятия решений:

1. о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2. о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3. о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4. об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

6. о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Третья группа представлена одним основанием: необходимостью обеспечения собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Четвертая группа оснований для проведения ОРМ связана с противодействие коррупции. При наличии соответствующего запроса органы, осуществляющие ОРД, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия[82] в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

- государственных должностей РФ;

- государственных должностей субъектов РФ;

- должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

- должностей федеральной государственной службы;

- должностей государственной гражданской службы субъектов РФ;

- должностей муниципальной службы;

- должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов;

- отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2. о достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими названные выше должности;

3. о соблюдении указанными лицами ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

 

Что касается условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, то они различаются в зависимости от того, какие именно мероприятия планируется провести.

Так, для проведения мероприятий, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, требуется судебное решение. К таким мероприятиям относят: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилища.

Для принятия судебного решения о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий, необходимо наличие информации:

1. о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступление, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2. о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших указанное преступление;

3. о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Материалы, подтверждающие наличие таких сведений, а также мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, представляются судье соответствующего районного (городского) суда общей юрисдикции. Судья должен рассмотреть представленные материалы единолично и незамедлительно и не вправе отказать в их рассмотрении.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, может вынести постановление о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий без судебного разрешения. В этом случае требуется в течение 24 часов поставить об этом в известность соответствующий суд (судью). Если в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия судебное решение не будет получено, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан прекратить его проведение.

Исключение из названных правил составляет прослушивание телефонных переговоров по заявлению или письменному согласию лиц, жизни, здоровью или собственности которых угрожает опасность. В этом случае, помимо согласия или заявления лица, требуется только соответствующее постановление, утвержденное руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Но при этом также требуется обязательное уведомление соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

 

Оперативно-розыскные мероприятия, которые не нарушают конституционных прав и свобод граждан, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. К таким мероприятиям относятся: проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение.

Также, в случаях обеспечения безопасности защищаемых лиц, для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, требуется только постановление руководителя соответствующего органа и письменное согласие гражданина.

Остальные виды оперативно-розыскных мероприятий могут проводиться по самостоятельному решению должностного лица органы, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий уполномоченные органы получают информацию, которая может быть использованы для:

1. разрешения стоящих перед органами, осуществляющими ОРД, задач (выявление преступлений, розыск лиц и т.д. – см. первый вопрос темы);

2. подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

3. возбуждения уголовного дела;

4. использования в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.