КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одномерный массив, или переменные с индексами
Символьные строковые константы Символьный тип Символьная константа - это символ, заключенный в апострофы (чтобы представить апостроф, его повторяют дважды). ‘A’, ‘R’,’+, ‘7’ В описании констант: Const Sim = ‘A’; A = ‘A’; S = ‘+’; D1 = ‘;’; Символьная переменная принимает значение одного символа. Она описывается в разделе переменных как CHAR. Var Bukwa: Char; B1, B2, R: Char; В операторе присваивания: Bukwa: = ‘+’; R: = Bukwa; К символьным данным применимы операции сравнения, т.к. все символы упорядочены, каждый символ имеет свой порядковый номер. Ввод символьных данных имеет особенности: символьные данные вводят сплошной строкой, без пробелов, т.к. пробел - это тоже символ!!! Var S1, S2, S: Char; Read (S1, S2, S3) - - - - - - - - - - - - - - - ABC —> S1 = ‘A’, S2 = ‘B’, S3 = ‘C’ A_B_C_ —> S1 = ‘A’, S2 = _, S3 = ‘B’ Формат: X: M ‘_’: 7 - вывод семи пробелов. Результатом операции сравнения является логическая константа True или False. ‘A’<’B’ Встроенные функции: Ord(x) -определяет порядковый номер символа Х, например, ORD(‘R’) = 82. Chr(x) -определяет символ, стоящий по порядковому номеру Х, например, CHR(68)= ‘D’. Эти две функции носят название функций преобразования. Очевидно, что Chr(Ord(S)) = S; Ord(chr(68)) = 68. Если С1 и С2 - переменные символьного типа, то С1<С2, если Ord(C1) < Ord(C2) Pred(x) - дает предыдущий символ но относительно к Х, например,. Pred(‘N’) = ‘M’. Succ(x) - определяет следующий за Х символ, например,. Succ(‘R’) = ‘S’, Succ(‘9’) = ‘:’ Справедливы равенства: Ord (false) = 0 Ord (True) = 1 Succ (False) =True Pred (True) = False Символьные строки - последовательность любого, в том числе и равного нулю количества символов, заключенных в апострофы. Символы - из набора ASCII. ‘Номер’, ‘Summa’, ‘_ _ ‘, ‘A+B’ ‘Д’’АРТАНЬЯН’ - внутри апостроф - двойной Const C1 = ‘ ‘; C2 = ‘РЕЗУЛЬТАТ’; К строкам применимы операции отношения. Результат: True или False, сравнение происходит посимвольно слева направо. ‘ABC’>=’ACB’àрезультат False, т.к. ‘B’<’C’ Переменной нельзя присвоить значение строки!!! Ограничение - максимальный размер строки, воспринимаемый компилятором, - не более 126 символов. Строка, состоящая из одного символа, называется символьной константой. Если между апострофами нет ни одного символа, то такая строка называется пустой (см. далее раздел «Регулярные типы»). Для включения в строку символов, не имеющих физического изображения, используется их ASCII -код с символом # перед ним, например,A = ‘#31’ - это - управляющий символ.
Массив – это упорядоченный набор однотипных элементов. Под массивом понимается конечная совокупность данных одного типа, упорядоченных по значениям индекса. Каждый элемент массив обозначается именем массива и индексом. Индекс заключается в квадратные скобки. Если в программе используется массив, он должен быть описан в разделе типов или в разделе переменных. Описание в разделе переменных: Var имя массива: Array [тип индекса] of тип элемента; Тип индекса может быть любым простым типом, кроме Real и Integer (Boolean, Char, перечислимый, ограниченный). Тип элементов массива – это базовый тип, из которого составлен массив. Это может быть любой простой или сложный тип – вообще любой допустимый в языке программирования Паскаль. Var A: Array [1..5] of Real; Это массив из пяти действительных чисел: А[1], А[2], А[3], А[4], А[5]. Обычно нумерация начинается с единицы и заканчивается каким-нибудь положительным числом. Однако это совсем не обязательно. Пример: Var B: Array [1582..1994] of Integer; Var C: Array [-754..-1] of Integer; (это, например, население за какие-то годы нашей эры и до нашей эры). Массив латинских букв: (можно посчитать частоту появления в тексте): Var Lat: Array [‘A’..’Z’] of Integer; Массив t0C воздуха на островах: Type Остров = (Gaiti, Sumatra, Taimir); Var T: Array [Остров] of Real; Поскольку тип индекса не может быть стандартным целым или действительным типом, нельзя делать следующие описания массива: Var А: Array [5] of Real; Var А: Array[Integer] of Real; Пример: Var Massiv: Array [1..N] of Real; Year: Array [янв..дек] of Integer; Если несколько массивов имеют одинаковый тип индексов и одинаковый базовый тип, то допускается в описание объединять массивы в список: Var А, В, С: Array[1..50] of Real; Здесь объявлено списком три массива действительных чисел, каждый из которых содержит по 50 элементов: А[1], A[2],… A[50]. B[1], B[2],… B[50]. C[1], C[2],… C[50]. В качестве индекса может использоваться. выражение, частным случаем которого является константа или переменная. Элемент массива можно называть переменной с индексом. В отличие от нее переменная без индекса называется простой переменной. Элементы массива записываются в разделе операторов как идентификатор с индексом в квадратных скобках. B[5]:=B[3]-1; Sum:=Sum-C[K]; P1:=A[2*3+1]; Для ввода и вывода числовых значений элементов массива используются циклы. Пример: For I:=1 to 9 do Read(A[I]); Это ввод 9-ти значений элементов массива А. For I:=1 to 9 do Writeln(A[I]); Это их вывод. Пример: Вычислить сумму 15-ти целых чисел. Program Sum; Var X: Array [1..15] of Integer; I: 1..15; Sum: Integer; Begin Sum:=0; For I:=1 to 15 do Begin Read(X[I]); Sum:=Sum+X[I]; End; End. В языке программирования Паскаль помимо явного описания массивов в разделе переменных есть другая форма описания, состоящая из двух этапов. Сначала в разделе описания типов Type указывается тип массива, затем в разделе описания переменных Var перечисляются массивы, относящиеся к донному типу. Type имя типа = Array [тип индекса] of тип элементов массива; Var имя массива: имя типа; Пример: Программа с двумя процедурами: одна – для ввода элементов массива, другая для вычисления суммы и произведения элементов. Program TI4; Type Massiv = Array [1..20] of Real; Var A, B: Massiv; Sum, Pr: Real; Procedure Vvod (N:Integer; Var X:Massiv); Var I: Integer; Begin Writeln(‘Ввод’); For I:=1 to N do Read(X[I]); End; Procedure Summa (N:Integer; Var X:Massiv; Var Sum, Pr: Real); Var I: Integer; Begin Sum:= 0; Pr:=1; For I:=1 to N do Begin Sum:=Sum+X[I]; Pr:=Pr*X[I]; End; End; Begin Vvod(8,A); (*вызов процедуры*) Summa(8,A,Sum,Pr); (*вызов процедуры*) Writeln (‘Sum=’,Sum:7:2,’ ’:3,’Pr=’,Pr); Writeln; Vvod(15,B); Summa(15,B,Sum,Pr); Writeln (‘Sum=’,Sum:7:2,’ ’:3,’Pr=’,Pr); End. В основной программе описан тип массива длинной 20 элементов, а реально используются массивы А (8 элементов) и В(15 элементов). Пример: Расположить элементы заданного действительного массива в порядке убывания: 1 2 3 4 ® 4 3 2 1 Program Rangir; Const N=10; Var A: Array [1..N] of Real; I, K: Integer; R: Real; Begin Writeln(‘Ввод’); For I:=1 to N do Read (A[I]); For K:=1 to N do For I:=1 to N-K do If A[I]<A[I+1] then Begin R:= A[I]; A[I]:= A[I+1]; A[I+1]:=R; End; For I:=1 to N do Write (A[I]); End. K - номер просмотра строки (всего N-1 просмотров) I - номер сравнение элементов в просмотре (N-K сравнений). Пример: Массив R состоит из 10-ти элементов действительного типа. Type Mas = Array [1..10] of Real; Var R: Mas; Если в программе несколько таких массивов, то изменится лишь раздел описания переменных: Var R, A, B, C: Mas; В разделе операторов программы используются массивы R, A, B, C. Тип массива Mas введен формально только в разделе описаний и нигде в программе не указывается и не обрабатывается. Пример: Найти наибольшее из 10-ти заданных целых чисел. Program Max; Const N=10; Type Massiv = Array [1..N] of Integer; Var K: Massiv; Max, I: Integer; Begin Writeln(‘Ввод’); For I:=1 to N do Read (K[I]); Max:=K[1]; For I:=2 to N do If K[I]>Max then Max:=K[I]; Writeln; Write (‘Max=’, Max:4); End. Здесь 2 независимых цикла: 1-ый – для ввода значений массива; 2-ой – для нахождения максимального элемента. Сначала первый элемент массива K[1] обозначается именем Мах. Затем каждый последующий элемент сравнивается со значением Мах, и если он оказывается больше, то получает имя Мах. Пример: Составить программу определения минимального и максимального элементов заданного массива. Program Minmax; Const N=9; (*число элементов*) Type Massiv = Array [1..N] of Real; Var A: Massiv; (*массив элементов*) I: Integer; (*параметр цикла*) Max, Min: Real; (*максимальный и минимальный элементы*) Procedure Maxmin (K: Integer; Var X: Massiv; Var Max, Min: Real); Var J: Integer; Begin Max:=X[1]; Min:=X[1]; For J:=2 to K do Begin If X[J] > Max then Max:= X[J]; If X[J] < Min then Min:= X[J]; End; End; Begin Writeln (‘Ввод массива’); For I:=1 to N do Read (A[I]); Maxmin (N, A, Max, Min); (*вызов процедуры*) Writeln (‘макс. элемент=’, Max:4:1); Writeln (‘мин. элемент=’, Min:4:1); End. В процедуре Maxmin определяются максимальный и минимальный элементы массива. Переменная J и формальные параметры процедуры K, X, Max, Min являются локальными. В основной программе происходит ввод значений массива, вызов процедуры и вывод результатов. Константа N, тип Massiv, а также переменные A, I, Max и Min являются глобальными. Пример: Дан массив действительных чисел {Ai}, где i=1,2,3,4,..M. Пусть M = 15. Вычислить сумму элементов с 1-го по 12-ый и сумму элементов с 8-го по 15-ый. Затем найти произведение этих сумм. Program Pr2; Const M=15; Var A: Array [1..M] of Real; P: Real; (*произведение сумм*) J: Integer; (*параметр цикла*) Function Summa (N, K: Integer): Real; Var I: Integer; S: Real; Begin S:=0; For I:=N to K do S:=S+A[I]; Summa:=S; End; Begin Writeln (‘Ввод массива’); For J:=1 to M do Read (A[J]); P:=Summa (1,12)* Summa(8,15); Writeln(‘произведение=’,P:6:3); End. Пример: Дан массив (Х1,Х2,…Х100). Записать отдельно положительные и отрицательные элементы. Program Sort; Const Nmax=100; Var X,Pol,Otr: Array [1..Nmax] of Real; I,N,K: Integer; Begin N:=0; K:=0; For I:=1 to Nmax do Begin Read (X[I]); If X[I] >0 then Begin K:=K+1; Pol[K]:=X[I]; End Else Begin N:=N+1; Otr[N]:=X[I]; End; End; For I:=1 to K do Write (Pol[I]); Writeln; For I:=1 to N do Write (Otr[I]); End. Пример: Вычислить среднее арифметическое массива D из N элементов (N£500). Program Sred; Const NM=500; Var D: Array [1..NM] of Real; I,N,Nvar: Integer; Sum, Srd: Real; Begin Sum:=0; Writeln (‘Nvar=?’); Readln(Nvar); Writeln (‘Ввод массива’); For I:= 1 to Nvar do Begin Read (D[I]); Sum:= Sum + D[I]; End; Srd:=Sum/Nvar; Writeln(‘Srd=’,srd); End. Пример: Вычислить n! Program Nfact; Var NF, K, N:Integer; Begin Writeln(‘N=?’); Readln (N); NF:=1; For K:=1 to N do NF:=NF*K; Writeln(‘NF=’,NF); End. Пример: Найти наибольший элемент массива (b1,b2,…b100) и его №. Program Max; Const NMax=100; Var B: Array [1..NMax] of Real; I,Imax: Integer; Bmax: Real; Begin Writeln (‘Ввод массива’); For I:=1 to NMax do Read (B[I]); Bmax:=b[1]; Imax:=1; For I:=2 to NMax do If B[I]>Bmax then Begin Bmax:=B[I]; Imax:=I; End; Writeln (‘Bmax=’, Bmax, ’Imax=’, Imax); End. Пример: Найти скалярное произведение двух векторов: X=(x1,x2,…xn) n Y=(y1,y2,…yn) (X,Y)=S xiyi i=1 Program Scal; Const N=3; Type Vektor = Array [1..N] of Real; Var X, Y: Vektor; I: Integer; S: Real; Begin S:=0; Writeln (‘Ввести X,Y’); For I:=1 to N do Begin Read(X[I],Y[I]); S:= S+ X[I]*Y[I]; End; Writeln(‘Scal=’,S); End. Пример: Перемножить два вектора: X=(x1,x2,x3) _ _ _ Y=(y1,y2,y3) Z = X * Y Program V; Type Vektor = Array [1..3] of Real; Var X, Y, Z: Vektor; I: Integer; Begin Writeln (‘Ввести X,Y’); For I:=1 to 3 do Begin Read (X[I],Y[I]); Z[I]:= X[I]*Y[I]; End; Writeln (‘Вектор Z’); For I:=1 to 3 do Write (Z[I]); End. (x1, x2, x3) * (y1, y2, y3) = (x1y1, x2y2, x3y3)
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |