КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты коммуникативных способностей
Ключевые слова Упражнения 1. Вспомните психологические тесты, при помощи которых можно оценивать у детей разного возраста, начиная от старшего дошкольного и кончая подростковым, уровень развития когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей. 2. Припомните основные психологические тесты, при помощи которых можно охарактеризовать развитость памяти клиента. Практическое задание 1. Оцените уровень развития памяти у кого-либо из клиентов, воспользовавшись для этого рекомендациями и методиками, на которые имеются ссылки в данной главе. Общие способности. Общий уровень интеллектуального развития. Когнитивные процессы. Зона потенциального интеллектуального развития. Мнемические проблемы. Методики изучения кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти. Методики психодиагностики динамики процесса запоминания. ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы 1. С помощью каких тестов можно оценить уровень развития коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей? 2. Какие методики позволяют оценивать уровень развития организаторских способностей? 3. Что представляют собой психологические тесты, посредством которых оцениваются специальные способности у клиента? 4. Как диагностировать темперамент? 5. Как практически оценивать характер клиента? 6. Каким образом диагностируются такие черты характера, как тревожность, агрессивность, зависимость, ответственность, стремление к достижению успехов и избежанию неудач? 7. Что представляют собой методики, предназначенные для оценивания у клиента психологических качеств лидера? 8. Каким образом оцениваются акцентуированные черты характера? 9. Какие методики используются для психодиагностики мотивов и потребностей клиента?
Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние. О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки: • человек боится публичности, то есть быть на виду у всех, • человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми, • человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми, • человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми, • у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки, • данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны, • человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние, • человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему, • у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты. На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом. Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов – признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п. В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей. 1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» 1. 1 Немое Р.С. Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).
Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста. 2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей2. 2 Там же. - С. 269-272 (253-259).
Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам. 3. Тест Спилбергера на исследование тревожности3. 3 Там же. - С. 351-353 (353-357). Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента. Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми. 4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)4. 4 Там же. - С. 354-368 (357-371).
Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка. 5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34. 5 Там же. - С. 437-443 (455-464).
6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства1. 1 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).
Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |