Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми




 

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми могут быть вызваны различными причинами, и, консультируя клиента по этому поводу, прежде всего необходимо выяснить, каковы причины его неудач в этом плане. Такими причинами могут стать, в частности, следующие:

• Наличие у клиента отрицательных черт характера, отталкивающих окружающих людей и настраивающих их против него.

• Наличие у клиента форм поведения, которые невольно вызывают отрицательные реакции со стороны окружающих людей.

• Неумение клиента вести себя в определенных жизненных ситуациях таким образом, чтобы сохранить и укрепить добрые человеческие взаимоотношения с окружающими людьми.

• Неумение клиента противостоять тем, кто провоцирует его на конфликты, например его неспособность привести в нормальное состояние эмоционально возбужденного человека, не отвечать на его выпады и т.п.

• Неправильная интерпретация клиентом целей, намерений, мотивов поведения других людей, а также ситуаций, в которых он оказывается.

• Неумение клиента правильно воспринимать и оценивать психологию людей.

• Неспособность клиента гибко менять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации и от действий партнера по общению.

Можно достаточно точно определить причины неудач клиента, касающихся установления добрых человеческих взаимоотношений с окружающими людьми, задав ему ряд специальных вопросов.

• Замечали ли вы у самого себя какие-либо черты характера, которые мешают установлению нормальных личных взаимоотношений с людьми?

• Говорили ли вам окружающие люди о том, что у вас есть такие черты характера, которые мешают им нормально общаться с вами?

• Замечали ли вы в своем поведении по отношению к людям нечто такое, что с их стороны нередко вызывало явную отрицательную реакцию? Если замечали, то что это было?

• Говорили ли вам люди о том, что в вашем поведении есть что-то отталкивающее? Если говорили, то на что конкретно они указывали?

• Были ли в вашей жизни такие ситуации, оказавшись в которых, вы испытывали трудности установления с людьми добрых взаимоотношений? Если такие ситуации были, то что они собой представляли?

• Всегда ли вам удавалось не вступать в конфликты с окружающими людьми, которые провоцировали вас на конфликты и которые старались испортить ваши личные взаимоотношения с другими людьми? Где, когда и как это чаще всего происходило?

• Бывало ли в вашей жизни так, что, оказавшись в какой-либо ситуации, вы попадали впросак из-за того, что неправильно понимали смысл происходящего? Если такое действительно случалось, то что это была за ситуация и как все это происходило?

• Всегда ли вы правильно понимаете цели, намерения, мотивы поведения людей? Не возникали ли у вас проблемы из-за того, что люди обижались на вас за то, что вы неверно интерпретировали (объясняли) мотивы их поведения?

• Всегда ли вам удавалось правильно понимать и оценивать людей, с которыми вы общались? Не случалось ли так, что вы принимали какого-либо человека не за того, кем он был на самом деле? Если такое случалось, то как это происходило?

• Насколько хорошо вам удавалось общаться с разными людьми, приспосабливаться к их индивидуальным особенностям, устанавливать и сохранять с ними добрые взаимоотношения?

• Можете ли вы нормально, с искренним интересом разговаривать с человеком, который выше или ниже вас по уровню интеллектуального развития?

• Способны ли вы поддерживать разговор с человеком, который выше вас по положению, занимаемому в обществе, например, является высокостоящим начальником?

• Удается ли вам вести диалог, устанавливать добрые отношения с людьми, которые намного старше вас по возрасту?

• Способны ли вы с интересом общаться с человеком, который уступает вам по уровню образования и культуре?

• Нет ли у вас проблем при общении с людьми, занимающими гораздо более низкое положение в обществе, чем вы сами?

• Удается ли вам поддерживать хорошие взаимоотношения, нормально общаться с детьми, которым всего полтора–два года?

Поставив точный диагноз, определив трудности, с которыми сталкивается клиент, общаясь с разными людьми, далее можно приступить к основной части проведения психологического консультирования. Перед ее началом клиенту сообщается о том, в чем состоит его действительная проблема, и как ее решать.

Если проблема заключается в том, что у клиента обнаруживаются отрицательные черты характера, неадекватные формы коммуникативного поведения, то ему необходимо предложить, во-первых, по мере возможности стараться сдерживать себя, тщательно контролировать свое поведение в процессе общения с людьми, во-вторых, стремиться проявлять по отношению к ним свои лучшие черты.

Как это практически сделать? На данный вопрос должен будет ответить клиенту психолог-консультант и подсказать ему (а если нужно – показать на собственном примере), как правильно общаться с людьми. Хорошо, если сам клиент прежде, чем покинуть психологическую консультацию, продемонстрирует консультанту, что он вполне может правильно вести себя в общении с людьми.

Если суть проблемы клиента состоит в том, что его собственное, неосознаваемое или неконтролируемое, поведение невольно вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих людей, то рекомендации консультанта должны состоять в том, чтобы полностью исключить подобное поведение из практики общения клиента с людьми. Здесь, как и в предыдущем случае, требуется, чтобы, находясь в консультации, клиент продемонстрировал свою способность вести себя иначе, чем вел до сих пор. Желательно также, чтобы клиент лично смог убедиться в том, что предложенные ему новые формы поведения действительно успешно решают его проблему и делают его общение с людьми более эффективным.

Если выясняется, что причиной неблагополучных отношений клиента с людьми являются специфические ситуации, оказавшись в которых, он теряется, не знает, как себя вести, или ведет себя так, что в результате ухудшаются его взаимоотношения с людьми, то клиенту нужно, во-первых, объяснить, как следует правильно себя вести, во-вторых, показать ему это на примере, в-третьих, дать возможность клиенту увидеть, оценить себя со стороны в новой для него коммуникативной роли.

Оценка поведения клиента консультантом, оценки других, значимых для него, людей, демонстрация аудио- или видеозаписи его собственного коммуникативного поведения могут помочь клиенту оценить свои недостатки.

Если обнаружится, что проблема клиента состоит в том, что он просто не в состоянии правильно воспринимать и оценивать людей, что он неверно понимает или ошибается в интерпретации целей, мотивов поведения людей, вступающих в общение с ним, то с таким клиентом необходимо будет провести специальные занятия, направленные на развитие соответствующих умений и навыков.

Полезным может оказаться участие клиента в групповом тренинге сензитивности или в каком-либо другом виде тренинга, где у его участников активно вырабатываются нужные коммуникативные умения и навыки.

Неспособность человека гибко менять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации, от партнеров по общению и от ряда других факторов также требует специальной коррекции. Она, в частности, включает в себя создание такой обстановки, при которой клиент попадает в разные жизненные ситуации, где он вынужден общаться с различными людьми по различным поводам, брать на себя разные социальные роли.

Из известных видов тренинга клиенту можно порекомендовать личное участие, например, в психодраме или в занятиях со специалистами по театральному искусству. Обязательной во всех этих случаях является так называемая обратная связь между клиентом и окружающими людьми. Он должен регулярно видеть себя со стороны и оценивать адекватность своего поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.