Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимальная оценка – 100 баллов

 

Баллы (таблица заполняется жюри) Итого: баллов.

                 
                 

 

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8).

 

1.1. Прочтите отрывок и укажите произведение, фрагментом которого он является.

 

И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

 


1) Повесть временных лет

2) Повесть о разорении Рязани Батыем

3) Моление Даниила Заточника

4) Сказание о Мамаевом побоище


 

1.2. Прочтите отрывок из источника и укажите название документа, с которым он связан.

 

Кто опознает своего украденного холопа и задержит его, тому вести этого холопа до третьей очной ставки покупщика с продавцом; <…> холоп не скотина, про него нельзя сказать не знаю, у кого купил, но по его указаниям должно идти до последнего ответчика, – и когда будет найден настоящий вор, краденого холопа возвратить его хозяину, третьему ответчику взять своего холопа, а убытки ему плати уличенный в краже. А князю платить 12 гривен продажи (штрафа) за покражу холопа.

 


1) Пространная правда

2) Судебник 1550 г.

3) Указ об урочных летах

4) Указ о заповедных летах


 

1.3. Укажите имя создателя патетической поэмы «Задонщина»

 


1) Евпатий Коловрат

2) Софоний Рязанец

3) Дмитрий Донской

4) Андрей Курбский


 

1.4. Одним из последствий внутренней политики царя Федора Ивановича является

 


1) Учреждение в России патриаршества

2) Создание земских соборов.

3) Введение крепостного права

4) Отмена телесных наказаний для дворян


 

Ответы:

1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
       

 

Задание 2. Выберите по два верных ответа в каждом задании (2 балла за каждое задание, максимальный балл - 8):

 

2.1. Выберите русских деятелей искусства


1) Максим Грек

2) Дионисий

3) Андрей Рублев

4) Пахомий Логофет

5) Нестор


2.2. Выберите из предложенного перечня события, относящиеся к XII веку.


1) Любечский съезд князей

2) Создание Пространной редакции Русской правды

3) Грюнвальдское сражение

4) Первое упоминание о Москве

5) Ледовое побоище


 

2.3. Какие события и явления связаны с завоевательной политикой князя Святослава?


1) Захват Хазарии

2) Разгром Тевтонского ордена на Чудском озере

3) Захват Ногайской Орды

4) Захват Дунайской Болгарии

5) Разгром византийцев под Доростолом


 

Ответы:

2.1. 2.2. 2.3.
     

 

Задание 3. Что объединяет понятия, события, имена образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, максимальный балл – 8):

 

3.1. Закуп, рядович, холоп, смерд.

 

Ответ _____________________________________________________________________

 

3.2. Стефан Баторий, Андрей Курбский, Иван IV Грозный

 

Ответ _____________________________________________________________________

 

3.3. Постройка белокаменного кремля; сражение на реке Воже; передача сыну великокняжеского престола как вотчины

 

Ответ _____________________________________________________________________

 

Задание 4. Восстановите хронологическую последовательность событий (2 балла за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл - 12):


1) Ледовое побоище

2) Невская битва

3) Битва на реке Сити

4) Взятие Рязани Батыем

5) Взятие Киева Батыем

6) Поход Субэдэя на Волжскую Болгарию


 

Ответ:

           

 

Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (1 балл за каждую правильно указанную цифру, максимальный балл - 15):

 

5.1. Соотнесите событие и дату:

А. Захват Олегом Киева. 1) 882 г.
Б. Битва на р. Шелони 2) 965 г.
В. Основание Киево-Печерского монастыря 3) 1051 г.
Г. Поход Святослава на Саркел (Белая Вежа) 4) 1385 г.
Д. Кревская уния Литвы и Польши 5) 1471 г.
    6) 1569 г.

5.2. Соотнесите событие и его современника:

А. Составление Русской Правды 1) Игорь Северский
Б. Поход на половцев 2) Чингисхан
В. Ям-Запольское перемирие 3) Ярослав Мудрый
Г. Куликовская битва 4) Феофан Грек
Д. Восстание закупов в Киеве 5) Иван IV Грозный
    6) Летописец Нестор

5.3. Соотнесите высказывание с обстоятельствами, при которых они были произнесены:

А. Как пришла сюда мать великого князя, великая княгиня София, с вашими греками, так наша земля и замешалась, и пришли нестроения великие, как и у вас в Цареграде при ваших царях.     1) Речь князя Святослава перед битвой с греками   2) Предсмертные слова князя Василия Васильевича   3) Боярин Берсений в обращении к Максиму Греку   4) Князь Юрий Долгорукий о начале раздробленности на Руси   5) Слова Дмитрия Шемяки во время феодальной войны   6) Воеводы после приведения к присяге чувашей, марийцев и мордвы перед взятием Казани
Б. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут.  
В. Вы государю присягнули, так ступайте покажите свою правду государю, воюйте его недруга.  
Г. Зачем привел татар на Русскую землю и города с волостями отдал им в кормление? Татар и речь их любишь сверх меры, а христиан томишь без милости; золото, серебро и всякое имение отдаешь татарам, наконец, зачем ослепил князя Василия Юрьевича?  
Д. А ты бы, князь Михайло Глинский, за моего сына, великого князя Ивана, за мою великую княгиню Елену и за моего сына, князя Юрья, кровь свою пролил и тело свое на раздробление дал.
   
А Б В Г Д
5.1.          
5.2.          
5.3.          

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

 

Жадная дружина досаждала князю: «Слуги даже твоего воеводы богато разоделись, а мы, княжеская дружина, ходим голые. Пойди-ка, князь, с нами за данью. И ты добудешь, и мы». И снова князь пошел на поводу у дружины, отправился за данью, притом бесчестно увеличил дань, а дружина творила и иное насилие древлянам. С собранной данью князь направился было к Киеву, но после подсчетов, желая большей поживы для себя, отослал дружину: «Вы со своей данью возвращайтесь домой, а я вернусь к древлянам, пособираю себе еще». И с малым остатком дружины повернул назад. Древляне узнали об этом и совещались: «Раз повадился волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Тогда, собравшись, древляне вышли из города и убили князя и его малую дружину.


 

Вопросы:

6.1. Напишите имя князя, упомянутого в документе (1 балл) __________________________

6.2. В каком году произошли описанные события? (1 балл) ___________________________

6.3. Как называлась форма дани, за которой князь пришел к древлянам? (2 балла) _______

____________________________________________

6.4. В документе написано, что князь «снова пошел на поводу у дружины». Укажите год и форму (название) договора, который князь заключил с Византией незадолго до описанных в документе событий (2 балла) ___________________________________________________

6.5. Какие налоговые реформы (не менее трех) последовали вслед за смертью князя? (2 балла) _____________________________________________________________________

 

Задание 7. Прочитайте текст. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

 

В 1252 г. __ 1 __ утвердился на великокняжеском __ 2 __ престоле. Полную покорность хану он считал единственным средством спасти отечество, а потому ездил в __ 3 __ с богатыми дарами, выказывая безусловное повиновение воле хана и убеждая и других повиноваться. Он уговорил новгородцев согласиться на поголовную __ 4 __, которую новый хан Берке (брат __ 5 __) велел произвести для того, чтобы определить размер __ 6 __. Но жители Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля, возмущенные угнетениями татарских __ 7 __, убили их. Тогда __ 1 __ в 4-й раз поехал в __ 3 __ просить им помилования у хана. Цель была достигнута, но на обратном пути во __ 2 __ он умер. Он был выдающимся государственным деятелем и полководцем. Церковью причислен к лику __ 8 __.

 

Вставка
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  

 


Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания. (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 16).

 

  Название города Год присоединения к московскому княжеству
1.    
2.    
3.    
4.    

Задание 9. Ученик подготовил иллюстративный материал для презентации по теме:

«Лица средневековой Руси: с древнейших времен до конца XVI века». Однако учитель обнаружил среди представленных иллюстраций, изображения, которые нельзя отнести к данному периоду. Помогите ученику исправить ошибки. Отберите верные иллюстрации и подпишите представленных на них личностей. Ответ внесите в таблицу, выписав порядковые номера нужных иллюстраций и сделав подписи к ним (максимальный балл – 17): 1 балл – за каждую верно вписанную цифр: 1 балл – за каждое верное имя; 1 балл – за полностью правильный ответ

 

     
     
     
     

 

Имя
   
   
   
   
   
   
   
   

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы и перспективы развития международных отношений Украины в условиях глобализации | Сти (ущербность) 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.