Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План изучения темы. Основные понятия и термины по теме:способности, задатки, ин­теллект, креативность, творчество, талант




Тема 1.14. Способности

Основные понятия и термины по теме: способности, задатки, ин­теллект, креативность, творчество, талант, гениальность

1.Способности.

2.Задатки и способности.

3.Виды способностей.

4. Уровни развития способностей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности овладевать какой-либо деятельностью и совершенствоваться в ней. Они являются продуктом общественно-исторической практики человека, результатом взаимодействия его биологических и психических особенностей. Проблема способностей – одна из центральных в психологии. Наиболее острые дискуссии различных научных школ связаны с пониманием их структуры, законов развития и функционирования. Одна из точек зрения заключается в признании того, что способности являются врожденными свойствами человека. Обстоятельства его жизни, образование могут влиять на достижения человека лишь в относительно ограниченном диапазоне. Противоположный взгляд на способности состоит в том, что последние считаются пластичными и при благоприятных условиях могут получить качественное развитие. Деятельностная теория психики склоняется ко второму взгляду. Более того, важнейший тезис этой теории состоит в том, что способности развиваются в процессе деятельности, с которой они взаимосвязаны. Конечно, такое положение ставит субъект деятельности в напряженное состояние повышенного внимания, ответственности и мобилизации усилий в решении профессиональных вопросов. Но в итоге имеет место развитие личности человека.

Наряду с индивидуальными особенностями психических про­цессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображе­ния) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества). Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены) за счет уси­ленного развития других. Это свойство компенсации способностей дает довольно широкие возможности для овладения различными видами деятельности, выбора профессии. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образо­вание. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способнос­тей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способ­ности зависят от знаний, умений, навыков - в процессе приобре­тения знании, умений и навыков развиваются способности. С дру­гой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей - способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овла­деть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Напри­мер, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представ­лениям, способность к логическому мышлению и т. д. С другой стороны, при наличии хорошей математической памяти, способ­ностей к логическому мышлению овладение знаниями, умениями и навыками в области математик происходит легче, быстрее иуспешнее.

Природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обу­словливают природные индивидуальные различии между людьми; Задатки влияют на процесс формирования и развития спо­собностей. При всех прочих равных условиях наличие благопри­ятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благо­приятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие уровни достижений. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зри­тельного и слухового анализаторов. В качестве задатков высту­пают также типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свой­ства (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по-другому характеризовать работу отдельных областей (зрительной, слуховой, двигательной и т. д.). В этом случае типологические свойства являются парциальными («парциаль­ный» в переводе с латинского означает «частичный», «отдель­ный»), так как характеризуют работу лишь отдельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенно мож­но считать задатками способностей, связанных с работой зри­тельного или слухового анализатора, с быстротой и точностью движений. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с отно­сительным преобладанием первой сигнальной системы; мысли­тельный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сиг­нальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению. Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга. Следует помнить, что задатки не заключают в себе способнос­тей и не гарантируют их развития. Задатки - этотолько одно из условий формирования способностей. Ни одни человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возмож­ностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложиласьих жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатковтрудолюбивый и настойчивый чело­век с сильными и устойчивымиинтересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться в ней известных - успе­хов. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные спо­собности. Например, на основе такого задатка, как быстрота, точность, тонкость и ловкость движений, могут в зависимости от условий жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и спо­собность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способ­ность к быстрым и пластичным движениям пальцев скрипача. На основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и художника, и музыканта; на основе мысли­тельного типа - способности и математика, и лингвиста, и фи­лософа. При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро (что и создает иногда иллюзию врожденности способностей).

Различают несколько уровней развития способностей людей:

¦ одаренностъ – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц;

¦ талант – совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью; особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

¦ гениалъностъ – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет историческое и, как правило, положительное значение.

Выделяют общие и специальные способности:

¦ общие способности прямо не связаны с успешностью выполнения конкретной работы, они сами представляют собой показатель возможности приобретения субъектом какой-то частной, специфической способности, умения научиться чему-либо. Обычно под общими способностями понимают интеллектуальные, умственные способности;

¦ специалъные способности проявляются в какой-либо конкретной области деятельности. Поэтому говорят о музыкальных, художественных, педагогических и т. п. способностях. К ним относятся способности, связанные с осуществлением необычных функций, например артистов цирка, спортсменов и т. д.

Различают способности разного уровня - учебные и творчес­кие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, уме­ний и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, на­пример, способности к усвоению, изучению математики и твор­ческие математические способности. Различают также общие умственные способности и специаль­ные способности. Общие умственные способности - это способ­ности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требо­ваниям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умствен­ным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные спо­собности- это способности, которые необходимы для успешного пополнения какой-нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способ­ностей.

Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждении и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила); способность к логи­ческому мышлению в области количественных и пространствен­ных отношений; быстрое и широкое обобщение математического материала (способность увидеть общее в, казалось бы, различ­ных математических выражениях и действиях); легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой; стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности рассуждений и решений и т. д. Все частные способности объе­диняются стержневой способностью - математической направлен­ностью ума (по которой понимают тенденцию вычленять при восприятии пространственные количественные отношения, функциональные зависимости), связанной с потребностью в ма­тематической деятельности. Конструктивно - технические способное включают такие компоненты как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства; точность и живость пространственных представлений; комбина­торную способность (способность составлять из данных узлов, деталей новые комбинации, сопоставлять свойства различных материалов); техническое мышление (способности понимать логику технических устройств). Музыкальные способности составляют единство таких способ­ностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слухо­вому представлению, проявляющуюся в точном воспроизведении мелодии по слуху (иначе говоря, музыкальная память), музы­кально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его. Важное значение имеет и абсолютный слух- способность точно определять высоту звука без сравнения его с эталоном. Все эти частные способности группируются вокруг стержневой способности - музыкальности, под которой понимают способность человека воспринимать музыку как выражение неко­торого содержания (а не просто гармоническое сочетание зву­ков).

В основе литературных способностей лежат такие стержневые образования, как творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности - наблюдательность, впе­чатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), на­личие ярких, наглядных образов памяти, творческое воображе­ние, а также эмоциональность, образность и выразительность языка.

К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и световых отно­шений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником с целью выделения структуры специальных способностей

Форма контроля самостоятельной работы: устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы человека.

2.

 

Раздел 2 Возрастная психология

Тема 2.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.