КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка
Ценность младшего школьного возраста. Развития. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа Развитие ребенка. Физическое, психическое и психофизиологическое ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Тема 1 П. Монографии и научно-популярные издания Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1991. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986. Бернштейн Н.А. Психология движений и активность. — М., 1990. Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 1996. Брушлинский А.Б. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1996. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982-1984.-Т. 3. Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии // Собр. соч.: Вбт.-М., 1982-1984.-Т. 4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М.; Воронеж, 1998. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. - М., 1998. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980. Леонтьев А.Н. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1979. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. — М., 1970. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1968. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, 1995. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. - М., 1996. Петровский В.А. Личность в психологии. — Р-н/Дону, 1996. Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. — М., 1997. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М., 1994. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избр. психол. труды: В 2 т. -М., 1987. -Т.2. Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М., 1985. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Соч.: В 6 т. -М., 1990. ФейдименДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1996. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. — М.; Воронеж, 1998.Часть вторая ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психическойдеятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников1. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте»2. 1 См.: Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М., 1981. 2 Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. - М., 1982.-С.35.Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти аспекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |