Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка




Ценность младшего школьного возраста.

Развития.

Своеобразие младшего школьного возраста как этапа

Развитие ребенка.

Физическое, психическое и психофизиологическое

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Тема 1

П. Монографии и научно-популярные издания

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непос­вященных. - СПб., 1991.

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.

Бернштейн Н.А. Психология движений и активность. — М., 1990.

Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Во­ронеж, 1996.

Брушлинский А.Б. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1996.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982-1984.-Т. 3.

Выготский Л. С. Вопросы возрастной психологии // Собр. соч.: Вбт.-М., 1982-1984.-Т. 4.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — М.; Во­ронеж, 1998.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. - М., 1998.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М., 1997.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуля­ции. - М., 1998.

Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.

Леонтьев А.Н. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1979.

Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона. — М., 1970.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М., 1968.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.

Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.; Воронеж, 1995.

Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психоло­гии. - М., 1996.

Петровский В.А. Личность в психологии. — Р-н/Дону, 1996.

Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. — М., 1997.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. — М., 1994.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избр. психол. труды: В 2 т. -М., 1987. -Т.2.

Теплое Б.М. Избранные труды: В 2 т. — М., 1985.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Соч.: В 6 т. -М., 1990.

ФейдименДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М., 1996.

Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. — М.; Воронеж, 1998.Часть вторая ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы­рехлетней начальной школы нижняя граница данного воз­растного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психическойдеятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга за­канчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулиру­ющее и тормозящее влияние коры на подкорковые струк­туры оказывается недостаточным. Несовершенство регули­рующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школь­ники легко отвлекаются, не способны к длительному со­средоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестрой­кой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организ­ма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время опреде­ленные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психи­ческая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует бо­лее успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические из­менения отвечают повышенным требованиям новой ситу­ации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать свер­стников1.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномер­ность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Ука­зывая на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в кален­дарном возрасте»2.

1 См.: Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. - М., 1981.

2 Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. - М., 1982.-С.35.Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности де­тей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяже­нии возраста эти параметры повышаются, в целом про­дуктивность и качество работы младших школьников при­мерно наполовину ниже, чем соответствующие показате­ли старшеклассников.

На протяжении младшего школьного возраста проис­ходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфе­ра, формируется личность, складывается сложная систе­ма отношений со сверстниками и взрослыми. Все эти ас­пекты психического развития младших школьников будут подробно рассмотрены далее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.