Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое устройство Казахского ханства в XVII в




Социальные отношения.

В традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение, а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которые входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингис хана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол.

Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Среднее сословие - кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное - это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединения, отстаивали его независимость и свободу. Потребность сохранения военно-политической организации, основанной на общинной структуре, вела к регулированию ограничения эксплутации основной массы элитой.

В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это - бии и батыры. Бии - наиболее авторитетные люди в степи, исполнявшие административные и судебные функции в своей общине. Бием могли стать только люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народов, поэтому должность бия не была наследственной. Батыры-военачальники выдвигались обычно во время военных столкновений и возглавляли ополчения объединений.

Самую низшую сословную группу составляли кулы - рабы. В рабство попадали в основном военнопленные из других народов - туркмены, русские, кыргызы, ойраты и др. Казахов нельзя было обращать в рабство. Кулы входили в состав общины, занимались самой тяжелой и грязной работой. Права рядового общинника на них не распространялись. В целом институт рабства не был сильно развит.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что казахское общество в большинстве своем было социально однородно (аксуйек и кулы составляли незначительный процент населения). Классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Эта стабильность стала нарушаться только в конце XVIII - начале XIX в. в связи с колониальной политикой России.

Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины. Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти - авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе.

Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа продолжена в XVII в. при хане Тауке и нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений).

Кроме «Жетi Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев – «Ереже», и «Билер сезi» - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте. Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Право на собственность - основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.