Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахстан в период политики перестройки. Экономические и политические реформы 1985-1991гг




Народное образование, наука и культурная жизнь Казахстана в 1965-85-х годах.

Развитие системы образования. Хрушевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом "Об укреплении связи школы с жизнью". Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963 гг.

Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих -"транзитников" на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обучалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах- 3 257,2 тыс, учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

 

Политическая ситуация в Казахстане в 1985-86гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Декабрьские события 1986 г. Уже в конце 1985 - начале 1986гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов. 15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала "за" и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест. Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных.. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии.. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением "казахского национализма

Застойные явления в экономике, снижение темпов развития хозяйства в условиях нерешительных реформ 1986-1991 гг. привели к разделу единой экономической системы СССР и полному кризису, выход из которого наметился только сейчас. Экономические реформы 1986-1989 гг. В 1985 г. экономика Казахстана находилась в предкризисном состоянии. В экономике утвердилась система поддержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работы не от количества и качества произведенной продукции, а от валового продукта, т.е. средств затраченных на ее производство, что приводило к процветанию ресурсо-затратных технологий. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства. Начиная с 1987 г. государство начало строить "планово-рыночную" экономику.. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. Ударила по благосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку. Однако распад СССР при сохранении экономических связей и переход России в одностороннем порядке в начале 1992 г. к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.