Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метлд и результаты




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Уотсон рассуждал следующим образом: если стимул, который автоматически продуцирует у вас определенную эмоциональную реакцию (например, страх), регулярно воспринимается одновременно с чем-то другим, например крысой, то крыса будет ассоциироваться в вашем мозге с состоянием страха. Другими словами, в результате вы будете «обусловлены» бояться крыс. Он утверждал, что у нас нет врожденной боязни крыс и что подобные страхи являются результатом научения посредством обусловливания. Эти идеи послужили теоретической основой для его самого знаменитого эксперимента с «маленьким Альбертом Б.».

Эксперимент проводился с 11 -месячным мальчиком Альбертом Б.,взятым для исследования из больницы, где, будучи сиротой, он воспитывался с самого рождения. Мальчик оценивался (и следователями, и персоналом) как физически и эмоционально совершенно здоровый ребенок. С тем чтобы выяснть,вызывают ли у Альберта страх какие-либо стимулы, ему показываливали белую крысу, кролика, обезьяну, собаку, различные марки с волосами и без волос, белую вату. Реакции Альберта на стимулы наблюдались и фиксировались с особой тщательностью. Ребенок проявлял интерес к различным животным и другим объектам,» тядажя за ними, иногда дотрагивался до них, нонисогда не проявлял ни малейшего страха. Поскольку ни одиь изэтих объектов не вызывал страха, они были обозначены как митральные стимулы.

На следующей фазе эксперимента предполагалось определить, мдоо ли продуцировать у Альберта реакцию страха по-средствзм ромкого шума. Все люди, и особенно дети, обнару-живаютрегкдию страха на неожиданные громкие звуки. Так как для такой реакции не требуется никакого научения, громкий звук обсзндают как безусловный стимул. В данном эксперименте ударяли полотком по стальному брусу, находящемуся сзади от ребеька В ответ на этот звук ребенок вздрагивал, пугался и начинал громко плакать.

Итак- сргуация была подготовлена для проверки идеи о том, что эмониястраха у Альберта может быть обусловлена. На самом деле проверка обусловливания не проводилась, пока ребенку н(исполнилось 11 месяцев. У исследователей были колебания поповоду того, этично ли у ребенка экспериментально формировать реакцию страха. Но они приняли решение продол»ат1 эксперимент, основываясь на рассуждении, которое в дагьнмшем оценивалось как сомнительное в этическом плане. (£тсг вопрос в связи с общими моральными проблемами данного исследования будет обсуждаться далее в настоящей главе.)

Когда эксперимент начался, исследователи показали Альберту белую крысу и одновременно воздействовали громким звуком, рнйале Альберт заинтересовался крысой и потянулся к ней, чтобд потрогать ее. Раздавшийся в это время громкий

звук заставил Альберта вздрогнуть и вызвал у него испуг. Эту процедуру повторили три раза. Неделю спустя все повторилось снова. После того как описанная процедура была повторена в общей сложности семь раз, крысу показали Альберту без всякого шума. Как вы, вероятно, уже догадались, теперь при виде крысы Альберт стал проявлять сильнейший страх. Он громко плакал, отворачивался, переворачивался на другой бок, чтобы не видеть крысу, и, наконец,,•стал уползать прочь так быстро, что исследователям пришлось броситься к нему, чтобы схватить, прежде чем ребенок доползет до края стола! Была сформирована условная реакция страха на объект, который неделей раньше не вызывал никаких опасений. Затем исследователи решили установить, будет ли этот «обусловленный» страх переноситься на другие объекты. На психологическом языке подобный перенос обозначается термином генерализация. Если Альберт будет проявлять страх по отношению к похожим объектам, то усвоенное поведение будет считаться генерализованным. Через неделю было проверено тестирование и установлено, что Альберт испытывает страх перед крысами. Затем, чтобы проверить генерализацию, Альберту показали объект, похожий на крысу (белого кролика). По словам авторов эксперимента: «Моментально начались негативные реакции. Он отстранился от животного, насколько это было возможно, захныкал, брызнули слезы. Когда кролика приблизили к мальчику вплотную, ребенок спрятал свое лицо в матрасик, потом поднялся на четвереньки и стал уползать прочь с громким плачем» (р. 6). Напомним, Альберт не боялся кролика до того, как произошло обусловливание, и у него не формировалась специально реакция страха именно по отношению к кролику.

В течение этого дня маленькому Альберту показывали собаку, шубу, комок ваты. Он реагировал на все эти объекты страхом. Одним из самых широко известных тестов на генерализацию, сделавшим этот эксперимент таким знаменитым, стала маска Сайта Клауса. Реакция? Да... страх!

Еще через пять дней Альберт был протестирован снова. Результаты представлены в табл. 3.1.

Другой аспект условных эмоциональных реакций, интересовавший Уотсона, — это вопрос о том, происходит ли перенос такой эмоции с одной ситуации на другие.

Таблица 3.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.