Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дальнейшие исследования и современные разработки




С тех пор как Вольпе опубликовал названную выше статью и книгу о применении реципрокного торможения в психотерапии (Wolpe, 1958), использование систематической десенсибилизации возросло настолько, что в настоящее время она считается лучшим лечением при тревожных расстройствах, особенно при фобиях. Этот рост вызван результатами, полученными в последующих, имеющих более строгий научный характер,

исследованиях, посвященных изучению эффективности десенсибилизации.

В исследовании Поля (Paul) (1969) лечили студентов, которые испытывали очень выраженный страх при выступлении перед аудиторией. Прежде всего пациентов попросили произнести краткую импровизированную речь перед незнакомой аудиторией. Степень их тревожности была измерена специалистом, наблюдавшим за внешними признаками тревожности, а также определявшим физиологические показатели, такие как частота пульса, вспотевшие ладони; еще предлагался опросник для самоотчета. Затем студентов распределили по трем группам лечения: 1) систематическая десенсибилизация; 2) терапия инсай-та (сходна с психоанализом); 3) без лечения (контрольная группа). Опытные психотерапевты проводили лечение за 5 сеансов. Затем всех пациентов поместили в одну и ту же ситуацию, когда надо было выступать перед аудиторией, и были проведены все измерения тревожности. На рис. 9.3 обобщены результаты. При физиологических измерениях только группа с систематической десенсибилизацией значимо отличалась от контрольной, и именно в этой группе по показателям самоотчетов и внешне наблюдаемых признаков имелось значимое снижение уровня тревожности. Еще более убедительным был факт, что после двухлетнего наблюдения 85% группы с десенсибилизацией показали значимое улучшение, в то время как в группе с терапией инсайта этот показатель был равен 50%.

В многочисленных исследованиях цитируется ранняя работа Вольпе как часть их теоретического обоснования. Использование Вольпе концепции классического обусловливания для лечения психологических нарушений стало частью стратегии вмешательства в большом количестве случаев и ситуаций. Например, одна из работ (Fredrickson, 2000) частично связана с концепцией Вольпе о реципрокном торможении. Автор разрабатывал новый метод лечения вызванных отрицательными эмоциями осложнений, таких как тревожность, депрессия, агрессивность и проблемы здоровья, связанные со стрессом. Фредриксон (Fredrickson) предлагает помогать пациентам с перечисленными психологическими проблемами таким образом, чтобы научить субъектов проявлять больше сильных положи-

437

 


 

тельных эмоций, таких как любовь, оптимизм, радость, интерес, удовлетворенность, которые непосредственно подавляют негативные мысли. Автор утверждает, что:

Позитивные эмоции ослабляют влияние, которое оказывают отрицательные эмоции на мозг и тело человека, разрушая тщательную психологическую и физиологическую подготовку к особому действию... Задачей релаксационных и поведенческих терапий является усиление деятельности, приносящей удовольствие, когнитивные терапии заняты обучением оптимизму, а методики, для которых характерны поиски положительного смысла... улучшают здоровье и благополучие по мере создания положительных эмоций. Созданные положительные эмоции не только противостоят негативным эмоциям, но также расширяют привычные формы мышления индивида и создают личные ресурсы для того, чтобы справиться с проблемой (р. 1).

 

В другой статье, которая опирается на исследования Вольпе, изучалась эффективность единственного терапевтического сеанса длительностью менее 3 часов для лечения арахнофобии (Hellstrom & Ost, 1995). При проведении этой работы нескольким пациентам, боящимся пауков, был назначен лечебный сеанс с психотерапевтом (максимум на 3 часа), тогда как другим раздали лечебные руководства по арахнофобии «Помоги себе сам». Этими руководствами можно было пользоваться в условиях клиники или дома. Психотерапевтическое лечение проводилось по методике систематической десенсибилизации в стиле Вольпе. Результаты показали, что 80% пациентов в группе психотерапевта получили значительное улучшение сравнительно с 63% в среде тех, кто пользовался лечебными руководствами в клинике. Из пациентов, которые пользовались лечебными руководствами дома, только 10% получили улучшение. Итак, при подходящих условиях (а именно — не дома) даже единственный психотерапевтический сеанс может оказаться достаточным, чтобы победить вашу фобию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вольпе сразу заявил, что мысль о подобном пути преодоления страха и тревожности не нова. «Давно известно, что частое предъявление пугающего объекта пациенту может привести к постепенному исчезновению страха» (р. 200). Действительно, вы давно знаете об этом, даже если раньше и не читали о систематической десенсибилизации. Представьте ребенка примерно 13 лет с фобическим страхом собак. Возможно, этот страх связан с напугавшей его собакой, когда он был маленьким: большая собака могла на него наброситься, возможно, она его искусала, а может быть, кто-то из родителей боялся этих животных. (Фобии можно изучать методом моделирования. О процессе моделирования см. материал работы Альберта Бандуры в главе 3.) Из-за пережитого опыта у ребенка развивается ассоциация между собаками и страхом. Если вы хотите избавить ребенка от боязни собак, вам каким-то образом необходимо разрушить эту ассоциацию. Как бы вы могли это сделать? Обычно многие на этот вопрос отвечают так: «Купить ребенку щенка!» Если и вы такого мнения, значит, вы рекомендовали систематическую десенсибилизацию.

ЛИТЕРАТУРА

Fredrickson, В. (2000). Cultivating positive emotions to optimize

health and well-being. Prevention and Treatment, 3 (article

OOOOla), 1—22. Available: http://www.journals.apa.org/

prevention/volume3/pre0030001a.html Hellstrom, K.,& Ost, L. (1995). One-session therapist-directed

exposure vs. two forms of manual directed self-exposure in

treatment of spider phobia. Behaviour Research and Therapy,

33(8), 959-969. Paul, G.L. (1969). Outcome of systematic desensitization: Controlled

investigation of individual technique variations and current status.

In C. Franks (Ed.), Behavior therapy: Appraisal and status. New

York: McGraw-Hall. Wolpe, J. (1958). Psychotherapy through reciprocal inhibition. Palo

Alto, CA: Stanford University Press.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.