Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональный подход к роли справедливости




Почему следует изучать справедливость в кросс-культурном аспекте

Лейнг и Моррис (Leung & Morris, 2001) приводят массу доводов в пользу важно­сти кросс-культурных исследований справедливости." Во-первых, к росс-культур­ные исследования могут способствовать развитию теорий справедливости в таком направлении, которое не обеспечивает монокультурные исследования. Изучение справедливости в различных культурах дает нам в руки более полный арсенал норм справедливости, позволяя установить связь между их характерными особенностя­ми и культурными факторами и давая возможность выявить условия, при которых действуют эти нормы. Во-вторых, глобализация в различных сферах жизни ведет к стремительному расширению кросс-культурных контактов, и культурные разли­чия в понимании справедливости и честности могут привести к недоразумениям и излишней враждебности в ходе таких контактов.

Представителям разных народов часто приходится работать вместе с целью преодоления таких кризисных ситуаций, как региональные конфликты или угро­за окружающей среде, а также с целью заключения торговых соглашений. Иммиг­рация ведет к тому, что ранее однородное общество становится все более разнород­ным и на смену представлению о тигле, в котором происходит переплавка и пере­рождение, постепенно приходит представление о сосуществовании различных культур (мультикультурализм).

В торговле наиболее благоприятной для бизнеса моделью взаимоотношений становится глобализация, и многие крупные фирмы, такие как Citicoip, Philips, Sony, осуществляют свою деятельность по всему земному шару. По своему националь­ному и культурному составу работники этих предприятий не менее разнородны,

чем ООН. Процессы глобализации затрагивают и некоммерческие организации и группы, поскольку на многие из них изменения в коммуникационных и транспорт­ных технологиях оказывают не меньшее влияние.

В мире расширяющихся межкультурных контактов даже небольшие различия в понимании справедливости могут иметь весьма серьезные последствия. Позитив­ные и эффективные контакты между разными расовыми, этническими, религиоз­ными и культурными группами требуют четкого понимания различий в подходах к нормам справедливости и честности.

Многие учение считают, что нормы справедливости вырабатываются для того, что­бы определять принципы поведения членов общества, а следовательно, способ­ствовать поддержанию функционирования социальной системы. Из этого следу­ет, что нормы справедливости можно обнаружить в любой культуре, предполага­ющей определенную организацию общества. Например, обществу приходится распределять ресурсы так, чтобы надлежащим образом вознаградить заслуживаю­щих этого членов общества. Основные принципы справедливости разрабатывались для обеспечения распределения ресурсов и для того, чтобы в процессе такого рас­пределения избежать дезинтеграции общества (например, Campbell, 1975; Cook & Messick, 1983; Mikula, 1980).

Несколько иной, но тоже функциональный подход прослеживается в похожей модели справедливости, предложенной Линдом и Тайлером (Lind, 1994; Lind & Tyler, 1988; Tyler & Lind, 1992, 2001). В ходе теоретических рассуждений Линд (Lind, 1994) высказывает предположение, что фундаментальная дилемма, стоящая перед человеком, заключается в следующем: в какой степени следует подчиниться группе, а в какой — сохранить самоидентичность? У человека есть мотивация как для присоединения к группе, так и для сохранения собственной идентичности, хотя эти две задачи часто являются взаимоисключающими. Люди находятся в постоян­ной внутренней борьбе за сохранение баланса между этими двумя противодейству­ющими силами. Любая социальная система для сохранения стабильности должна так или иначе разрешить эту дилемму.

Линд (Lind, 1994) утверждает, что наиболее эффективным решением является опора на принципы справедливости.

Определяя нормы, ограничивающие полномочия властей в отношении непосред­ственного обращения с людьми, принятия решений и распределения результатов деятельности, нормы справедливости ограничивают возможную эксплуатацию и позволяют людям вкладывать свою личность и силы в группу, сохраняя уверенность в том, что группа не использует их вклад им же во зло (р. 30).

Короче говоря, функциональный подход предполагает, что нормы справедли­вости представляют собой необходимый для социальных групп сдерживающий фактор, который позволяет индивиду отождествлять себя с социальной группой, не испытывая страха перед негативными последствиями такой идентификации для его личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.