КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материал для самопроверки
Резюме 1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. 2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Глава 2 3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. 4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа. 5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез, которые подлежат проверке. 6. В XVIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления. 7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом. 8. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S-R (стимул-реакция). 9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы. 10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как по мнению конструктивистов наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации. 11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас. 12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей. 13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход. 14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных. Литература Общие работы Chatlan J., Gratiot-Alphandery H., Doron R., Cazayus P., 1977. -Les grandes psychologies modernes, Bruxulles, Dessart. Consier J., 1970. Clef pour la Psychologie, Paris, Seghers. Ouvrage collectif, 1972. Les 10 grands de la psychologie, Paris, CEPL. Reuchlin M. (1974). Histoire de la psychologie (У edition), Paris, P. U. F., Que sais-je? n° 732. Sahakian W.S., 1981. History of Psychology, Itasca 111, F.E., Peacock Publ. Цитированная литература Asch S.£., 1951. "Effects of group pressure upon the modification and distorsion of judgement", in: H. Guptskow (Ed.), Groups, leadership and men, Pittsburgh, P. A., Carnegie. Bandura A. (1965). "Influence of Model's reinforcement contingencies on the acquisitions of imitative responses", Journal of Personality and Social Psychology, 1, P. 589-595. Bolles R.C., 1974. "Cognition and Motivation: Some historical trends", in: B. Weiner (Ed.), Cognition views of human motivation. New York, Academic Press. Bower T.G.R., 1977. Primer of Infant Development, San Francisco, Freeman. Chauvin R., 1975. L'ethologie, etude biologique du comportement animal, Paris, P. U. F. Condillac de E.B., 1754. Traite des sensations, Paris. Fechner G.T., 1860. Elemente der Psychophysik, Leipzig. 96 Глава 2 Festinger L.A., 1957. A theory of cognitive dissonance, Stanford, California, Standforri University Press. Freud S., 1976. Psychopathologie de la vie quotidienne, Paris, Payot. Hume D., 1739. A Treatise of Human Nature, London. Kosslyn S. M. (1975). "Information representation in visual image", Cognitive Psychology, п°7, р. 341-370. Locke J., 1690. An essay concerning human understanding, Londres. Maslow A. H., 1962. Toward a Psychology of Being, Princeton, G.J., Van Nostrand Mi/gram S., 1974. Soumission a 1'autorite, Paris, Calrnann-Levy. Moscovici S., 1979. Psychologie des minorites actives, Paris, P.U.F. Neisser U., 1967. Cognitive Psychology, New York, Appleten Century Crofts. Neisser U., 1976. Cognitive and Reality. Principles and implications of cognitive psychology, San Francisco, W. H. Freeman. Pavlov I. P., 1927. Conditioned Reflexes, London, Oxford University Press. Piaget J., 1936. La naissance de 1'intelligence chez 1'enfant, Neuchatel, Delachaux et Niestle. Rogers C.R., 1961. On Becoming a Person, Houghton-Miffm. Ruwet J. C., 1969. Ethologie, biologic du comportement, Bruxelles, Dessart. Schachter S., 1959. The Psychology of Affiliation, Standford, California, Standford University Press. Skinner B.F., 1928, The Behavior of Organisms, Englewood, Cliffs, N.J., Prentice Hall. Thines G., 1966. Psychologie des animaux, Bruxelles, Dessart. Thorndike E. L., 1911. Animal Intelligence, Experimental Studies, New York, MacMillan. Trivers R. (1971). "The evolution of reciprocal altruism", Quarterly Review of Biology. n°46, p. 35-57. Tulving E., 1972. "Episodic and semantic memory", dans E. Tulving et W. Donaldson (Eds.), Organisation of Memory, New York, Academic Press. Watson J.B. (1913). "Psycholody as the behaviorist views it", Psychological Review. n°20, p. 158-177. Watson J.B. (1924). Behaviorism, New York, Norton. Wilson E.O., 1975. Sociobiology: The new synthesis, Cambridge, Harvard University •Press, Zajonc R.B. (1965). "Social Facilitation", Science, n° 149, p. 269-274.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |