КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невербальная шкала
Вербальная шкала 1. Знания (6-й вопрос набора из 30 вопросов): «В каком магазине покупают сахар?» 2. Суждения (5-й вопрос набора из 14 вопросов): «Что ты будешь делать, если увидишь, что к поврежденным рельсам подходит поезд?» 3. Арифметика (8-й вопрос набора из 16 вопросов): «Сколько стоят три сигары, если каждая стоит семь центов?» 4. Сходство (11-й вопрос набора из 16 вопросов): «Что общего между ножницами и котлом?» 5. Словарный запас (19-й вопрос набора из 40 вопросов): «Что такое глицерин»1 6. Память (6-я серия из девяти): «Повтори: 3—8-9—1—7—4. Теперь опять повтори цифры, но в обратном порядке: 1-6-5-2-9-8» 1. Дополнить рисунки: 20 рисунков, в каждом из которых надо найти недостающую деталь (например, ухо у лисицы, ленту на шляпе) 2. Сюжет из картинок, разложить картинки так, чтобы получился сюжет (например, матч боксеров, пожар, рыбная ловля) 3. Составление целого из частей: воспроизвести по двумерным моделям геометрические фигуры из разноцветных элементов 4. Сборка: элементов собрать мозаику из 5. Подстановка: соотнести определенные знаки с символами в серии из 45 фигур 1 Или: алмаз, шпага, микроскоп, шпионаж, строфа и т. д. Адаптация и творчество 429
Бине предложил задания по всем этим пунктам детям из выборки, включавшей представителей различных возрастов, и для каждый возрастной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал десять наборов по шесть заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет (см. табл. 9.1, А). При использовании таких тестов ребенку определенного хронологического возраста (ХВ) (т.е. возраста, исчисляемого по дате его рождения) предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет, и так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное время (как в школе) выполнить три задания подряд. Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапазону в 12 месяцев) было разработано по 6 заданий, следовало засчитать два месяца за каждое выполненное задание и сложить все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту (У В) ребенка1. Так, если хронологический возраст ребенка 7 лет (84 месяца) и он решил все задания для детей 3, 4 и 5 лет, четыре задания для детей 6 лет и два задания для детей 7 лет, то в целом его умственный возраст составит 24 месяца +12+12+8+4 месяца = 72 месяца = 6 лет. Отсюда делается вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от своих сверстников на год. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ) Вскоре, однако, стало ясно, что разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 не одно и то же. В первом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а во втором -всего лишь 1/5. В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ)». Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок -это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. Рассчитаем, например, этот 1 При этом нужно было каждому ребенку добавить 24 месяца, соответствующие первым двум годам жизни, для которых тестов не было. 430 Глава 9 коэффициент для десятилетнего ребенка: У В 120мес IQ= 1-100 баллов1 ХВ 120мес Итак, 100 баллов -это «нормальный» коэффициент. Представим себе, что у ребенка с хронологическим возрастом 10 лет умственный возраст составляет 5 лет; тогда его IQ равен УВ ХВ 6Омес 120мес -= 0,5-100 = 50 баллов. Если мы теперь вернемся к приведенному выше примеру с детьми в возрасте 5 и 12,5 лет с одной и той же разницей между УВ и ХВ, то IQ б1р^ет для них рассчитываться следующим образом: ,а) для пятилетнего ребенка УВ ХВ 2,5 года ЗОмес 5 лет бОмес = 0,5- 100 = 50 баллов
(иными словами, ребенок отстает от «нормального» пятилетнего на 50 баллов); б) для ребенка в возрасте 12,5 лет = 0,8 • 100 = 80 баллов У В 10 лет 120 мес ХВ 12,5 лет 150 мес (т.е. отклонение от «нормы» составляет 20 баллов).1 1У этого метода остается все же один недостаток. Начиная с определенного хронологического возраста становилось уже непонятно, чему соответствует умственный возраст. Например, что можно сказать, если у 40-летнего человека умственный возраст составляет 37,5 лет? Оказалось, что после 20-25 лет IQ, рассчитанный по умственному возрасту, уже теряет свой смысл. Для того чтобы устранить этот недостаток, в 40-х годах были разработаны таблицы IQ на основании результатов, полученных при тестировании представителей каждой возрастной группы. Это дало возможность непосредственно «классифицировать» испытуемого по его показателям, сравнивая их с показателями такой референтной группы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |