КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История социологии. эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в результате чего идеациональная культура уступает место новому, чувственному типу. В XIII в. «встреча» этих двух культурных потоков привела к зарождению европейской интегральной культуры, которая сохранялась на протяжении XIII и XIV вв. В XV в. в Европу приходит чувственный тип культуры. Его господство, продолжавшееся в течение более трех столетий — до XIX в., сопровождалось ростом экономики, интенсивным развитием политической жизни, созданием прекрасных образцов чувственных форм искусства (музыки, живописи, скульптуры, словесных видов художественного творчества). К концу XIX в. чувственная культура впадает в состояние усталости и снова начинается процесс ее дезинтеграции. Состояние культуры XX столетия П. Сорокин характеризует как переходное, за которым должна последовать смена этого типа интеграционной суперсистемой. Все известные в истории человечества крупные цивилизации (египетская, вавилонская, греко-римская, индуистская, китайская и др.), считает П. Сорокин, пережили последовательную смену выделенных им трех типов культур. Содержание научных трудов П. Сорокина на позднем этапе американского периода его творческой деятельности (время, наступившее после окончания Второй мировой войны) составляют темы, изучение которых было начато ранее, или новые, подсказываемые событиями текущей жизни. Он обращается к актуальной в то время для американского общества теме сексуальной революции и ряду других. В центре его исследовательских интересов оказывается тема созидательного альтруизма. Силами специально созданного им научного центра он собирался разрабатывать специальную теорию альтруизма, которая могла бы выполнять роль необходимой научной основы для реальных действий по реконструкции человечества, по преодолению бездуховности цивилизации во имя вечных ценностей человеческой культуры. Одним из предметов постоянного внимания и творческого поиска П. Сорокина всегда была история социологии. Первый опыт историко-научных исследований относится к российскому периоду, когда он обратился к анализу научного наследия П.Л. Лаврова1, опубликовал статью, посвященную личности своего 1 Основные проблемы социологии П.Л. Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы. Пг., 1922. СОЦИОЛОГИЯ США 585 учителя М.М. Ковалевского1, разбор основных положений теории религии Э. Дюркгейма2, обзор важнейших исследований по теории прогресса3 и др. В этих и других работах П. Сорокин знакомил читателей с развитием и современным состоянием социологии и психологии на Западе и в России. Широкая эрудиция позволяла ему устанавливать преемственные связи между социологическим знанием разных эпох и разных стран. Так, в небольшой обзорной статье об успехах психологии в США за 1914—1918 гг. он опубликовал весьма ценное для историков науки свидетельство американского ученого о русских корнях чисто американской теории бихевиоризма, основу которой составили психофизиологические исследования школы И.П. Павлова и В.М. Бехтерева4. В начале американского периода (1927) появилась статья П. Сорокина о развитии социологии в России5. За этим последовал ряд изданий, в которых достижения мировой социологии и философской мысли представлялись во все более полном виде с точки зрения хронологических границ, тематического охвата опубликованных работ и критических оценок. В конце 20-х гг. вышел в свет обширный труд П. Сорокина, посвященный современным социологическим теориям6. К началу 30-х гг. им было подготовлено новое большое исследование, содержащее анализ социологических теорий XIX и XX столетий. Ряд работ историко-научного содержания включал материал по отдельным разделам социологии (например, обзор теорий по социологии искусства). Историко-научные статьи публиковались в журналах и сборниках. И наконец, итог научных изысканий в области развития социальной мысли был подведен П. Сорокиным в книге «Главные тенденции нашего времени» (1964), русский перевод которой был опубликован в России в 1993 г.7 П. Сорокин многое сделал в области критики крайностей эмпиризма в социологии. К этому его побуждало чрезмерное увле- 1 Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // Социологические 2 Э. Дюркгейм о религии // Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1914. 3 Обзор теорий и основных проблем прогресса // Там же. Сб. 3. Что такое 4 Состояние психологии в Америке за последние годы (с 1914 по 1918 г.) // 5 Russian Sociology in the Twentieth Century // American Journal of Sociology. 6 Contemporary Sociological Theories. N.Y., 1928. 7 The Basic Trends of Our Time. N.Y., 1964. 586 История социологии чение многих социологов микросоциологическими исследованиями, количественным анализом социальных явлений. Необходимо было отстаивать позиции теоретической социологии, не уповая на одни лишь конкретные социологические исследования, ибо они не дают информации об обществе в целом. В то же время его компетентная критика распространялась и на концепции крупных теоретиков. Авторитет П. Сорокина был столь высок, что он один из немногих отваживался критиковать теорию социального действия Т. Парсонса, с рядом принципиальных положений которой он не был согласен. Так, он не разделял трактовки Т. Парсонсом ключевых понятий его теории, не был согласен с объяснением им форм существования личности и отношений между людьми в группах, возражал против отождествления Т. Парсонсом сознательных действий с действиями волюнтаристическими. В Америке П. Сорокин продолжал общаться, а подчас и плодотворно сотрудничать с философами, историками и социологами из России. Судьба свела его здесь с И.И. Лапшиным, Н.С Тимашевым, М.И. Ростовцевым, Г.Д. Гурвичем. Живя в Америке, он не переставал живо интересоваться тем, что происходит на его родине, в России, в том числе в области социологии. Он был в курсе всех событий, регулярно знакомился с содержанием советских научных журналов, особенно журнала «Вопросы философии», и собирался написать солидную статью с изложением своих взглядов на состояние социологической науки в СССР. Он надеялся на издание своих трудов на русском языке. Однако разрыв, который длительное время существовал между западной и советской наукой, препятствовал нормальным контактам между учеными. Это усугублялось разницей понятийных средств, терминологии. Необходимо было искать пути к смягчению позиций, преодолению заблуждений, проявляя терпимость, — одним словом, налаживать нормальный диалог между учеными. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны с обеих сторон, но, к сожалению, наладить постоянные контакты со своими соотечественниками П. Сорокин уже не успел.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |