Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика: предмет и его место в системе современного антропологического знания




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИКА

Часть II

ПЕДАГОГИКА

 


 

Раздел 1

Глава 1

 

Педагогика при буквальном переводе с греческого может быть представлена как «дето вождение» (от греческого «paida gogos»: «paida» — ребенок, «gogos» — вести). Педагогом еще в Древней Греции называли раба, в обязанность которому вменялось обслуживание ученика: сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях.

Современная педагогика представляет собой область человеческой деятельности, связанную с воспитанием, образованием и обучением человека. Педагогическая деятельность — это процесс направленного развития и формирования человеческой личности. Исходя из такого определения, к областям педагогики относятся разделы педагогической науки, практической педагогики, дидактики. По существу, задачи педагогики сводятся к реализации научно обоснованных закономерностей передачи социального опыта поведения, а также знаний, умений и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Естественно, что необходимыми компонентами осуществления этих задач являются развитие научных закономерностей процессов воспитания, образования и обучения, а также развитие методов практической реализации этих закономерностей.

Современное науковедение наряду с основными, давно устоявшимися в сознании людей группами естественных и гуманитарных наук выделяет относительно новую группу антропологических наук, объектом изучения которых являются человек и человеческие отношения. Такой тип классификации, естественно, не является единственно возможным, но выгодно отличается тем, что ставит проблему человеческой сущности как основную для большого количества как естественных, так и гуманитарных наук. При такой постановке вопроса роль и место педагогики в системе наук о человеке приобретают особое значение. В системе других антропологических наук, таких, как общая физиология, медицина, нейрофизиология, психология, гигиена, биохимия, биофизика и т. д., педагогика может рассматриваться как «целевая» дисциплина, на развитие которой направлены теоретические и практические выводы различных наук о человеке.

Таким образом, антропологический и, как сегодня принято говорить, системообразующий характер педагогики определяет множественные междисциплинарные связи педагогики. Выводы и факты родственных наук приобретают прикладное значение при их использовании в основных областях педагогики: дидактике, теории воспитания, методологии и методиках обучения. С другой стороны, цели, задачи и методы педагогики также вытекают из антропологической концепции, определяющей приоритетную значимость человеческой личности в системе мировых ценностей идеалов.

Рассмотрим кратко основные категории и основные разделы педагогики. Важнейшую категорию педагогики представляет собой воспитание. В широком смысле воспитание представляет собой процесс формирования интеллектуальных, духовных и физических сил личности. Вообще говоря, воспитание личности может происходить не целенаправленно, под влиянием среды и стихийно складывающейся ситуации. Однако такой крайний вариант формирования личности правильнее характеризовать как случай отсутствия целенаправленного воспитания. Таким образом, в узком смысле воспитание — это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых, направленное на формирование у них вполне определенных личностных качеств.

Познание сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений педагогики. И следует отметить, что это направление может успешно развиваться только при активном и целенаправленном использовании результатов всех антропологических наук. Более того, именно педагогика и практические задачи воспитания должны формулировать конкретные постановки целей исследований в психологии, медицине и других антропологических науках. Действительно, если мы хотим получить какие-то новые рекомендации по системе воспитания, учитывающей соотношение индивидуальных генетических и социальных факторов, мы должны специально сформулировать задачи и цели исследований в медицинской генетике, молекулярной биологии, социологии.

Образование представляет процесс приобретения знаний, умений и навыков, что наряду с результатами воспитания обеспечивает важную составляющую уровня развития личности. Роль различных способов образования в современном обществе постоянно меняется, в частности, все возрастающие значения приобретают различные варианты самообразования, а также различные формы заочного.образования, например формы дистанционного образования.

Обучение представляет собой целенаправленный двусторонний процесс по передаче и приобретению знаний. В современном представлении этот процесс представляет собой единую многошаговую процедуру диалога между учащимся и педагогом.

Методические основы педагогики связаны с дидактическими подходами. Дидактика — теория обучения, включающая в себя комплекс методов и приемов обучения, воспитания, формирования нравственных, моральных, социально полезных качеств и норм. Дидактика как отрасль педагогики основана на глубоком знании характерных черт психологии восприятия информации, специфики и типов мышления учащихся, структуры личности, типов характера, темперамента, мотиваций и способностей.

В этом плане показательным является активное взаиморазвитие таких разделов современной психологии и педагогики, как психологическая педагогика и педагогическая психология. Педагогическая психология как отрасль психологии, основоположником которой является К. Д. Ушинский, возникла достаточно давно, еще во второй половине XIX века. Ее основой является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, исследование процессов усвоения личностью социального опыта, в том числе опыта нравственного, эстетического, межличностного общения.

С другой стороны, психологическая педагогика, или, по образному и точному определению В. П. Зинченко, живое знание, представляет собой другой аспект синтеза психологии и педагогики. Живое знание — это целостная реализация психологического знания в процессе педагогической практики. «Психологическая педагогика является своего рода суперпозицией методов каузально-генетического исследования психических функций и сознания; целенаправленного и поэтапного формирования умственных действий и понятий; проектирования учебных действий и учебной деятельности, учебного взаимодействия; теории и практики развивающего образования; личностно ориентированного обучения» (19, 27).

Различные области психологии направлены на изучение таких категорий личности, как восприятие, внимание, память, мотивационная и эмоциональная структура личности, характер. С другой стороны, основные разделы педагогики направлены на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека. В ходе этих процессов с необходимостью имеет место воспитание и обучение с опорой на знание закономерностей развития и функционирования вышеуказанных категорий личности. Более того, только знание закономерностей организации и функционирования психических процессов может являться основой для правильной организации педагогического процесса.

Ввиду этого в данном учебном пособии теоретические и практические положения различных разделов психологии излагаются направленно, с подчеркиванием аспектов их использования в процессах педагогического обучения и воспитания. Именно в таком плане они должны рассматриваться и осваиваться читателем. Так, говоря о закономерностях запоминания или особенностях переключения внимания, мы должны помнить, что знание о том, как правильно организовать эти процессы в ходе обучения, лежит в основе успешного или неуспешного педагогического результата. Изучение закономерностей осуществления мотивационного или эмоционального поведения является основой для правильной организации процессов индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении новых знаний, умений и навыков. Изучение индивидуальной специфики процессов восприятия и мышления, особенностей интеллектуальных и творческих способностей личности представляет собой основу для правильной организации индивидуально ориентированного обучения и воспитания человека.

К числу основных ветвей педагогики, кроме упомянутых в части I пограничных областей психологической педагогики и педагогической психологии, относятся следующие отрасли.

Общая педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая фундаментальные законы обучения и воспитания. В компетенции этой области находятся общие для всех возрастных групп и всех типов учебно-воспитательных учреждений вопросы исследования и формирования принципов, форм и методов обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики и отчасти ветвями педагогического дерева, произрастающими из ствола общей педагогической науки, являются: теория и практика обучения, теория и практика воспитания, теория организации и управления системой образования.

Возрастная педагогика представляет собой группу областей, включающую в себя дошкольную, все виды школьной педагогики, педагогику профессионально-технического и высшего образования, а также педагогику «третьего возраста». Использование возрастного подхода позволило ввести определенную систему классификации отдельных областей педагогики.

Дошкольная педагогика — область, изучающая закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного возраста. Специфика этой области во многом определяется уровнем созревания интеллектуальных, физических, мотивационных и эмоциональных способностей и возможностей ребенка. Именно на основе установленных закономерностей развития психики ребенка формируются теоретические и практические положения дошкольной педагогики.

Школьная педагогика, педагогика профессионально-технического и среднего специального образования, педагогика высшей школы — перечисленные области исследуют содержание, методы и формы воспитания и образования детей и молодежи соответствующего возраста. Так же как и во всех видах педагогики, принципы обучения и воспитания в данных отраслях во многом основаны на знании закономерностей возрастной психологии. С другой стороны, имеет место определенная разница в предметной и методической специфике, в частности, педагогика общеобразовательной школы в основном направлена на освоение учащимися широкого базисного набора знаний, педагогика специального образования в большей степени направлена на освоение основ, методов и навыков профессиональной деятельности, педагогика высшей школы — на формирование специалистов в определенных областях народного хозяйства.

Наряду с систематизацией отраслей педагогики по возрастному принципу имеет место и другой способ, основанный на классификации различных вариантов педагогической деятельности. Использование такой классификационной основы дает возможность выделения целого ряда отраслей, что и происходит по мере появления соответствующей необходимости. Так, в настоящее время, например, появились такие разделы практической педагогики, как производственная, инженерная, театральная, музейная, педагогика исправительно-трудовых учреждений, военная педагогика, специальная педагогика и т.д.

В качестве примера такого раздела может быть приведена военная педагогика, которая изучает специфику методов воспитания и обучения людей, ориентированных на получение знаний, умений и навыков нормальной, повседневной работы в экстремальных ситуациях. Очевидно, что данная область педагогики, в принципе, должна давать учащемуся кроме знаний, касающихся специальных предметных областей, особо углубленные знания по вопросам социальных, нравственных и моральных норм, лежащих в основе жизни личности и общества.

Другим примером может служить специальная педагогика (дефектология), которая представляет собой область, связанную с изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с физическими или психическими аномалиями. В зависимости от типа нарушений выделяются различные направления дефектологии. Тифлопедагогика изучает специфику методов воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей, сурдопедагогика — глухих и слабослышащих детей, логопедагогика разрабатывает методы коррекции речи у детей и подростков, олигофренопедагогика — методы общения, воспитания, обучения и социальной адаптации (приспособления к жизни в обществе) умственно отсталых детей.

Наряду с этим в настоящее время активно развиваются и ветви педагогики, направленные на углубленное изучение научных основ дидактики, проблем воспитания, истории педагогики, этнопедагогики, социальной и информационно-социальной педагогики, социологии образования. Активное развитие практических отраслей и научных основ педагогики постоянно приводит к расширению и уточнению круга задач современной педагогики. Расширение круга задач, в свою очередь, ставит перед педагогической наукой новые проблемы познания закономерностей процессов воспитания и обучения (рис. 66).

Каковы же основные задачи современной педагогики, какими видятся на сегодняшний день направления ее развития? Общие цели исследования фундаментальных закономерностей воспитания и обучения непосредственно связаны с задачами анализа и обобщения результатов практической педагогики, конкретных педагогических школ. В связи с постоянно растущим количеством исследований в смежных областях наук, в том числе с лавинообразным ростом компьютерных методов восприятия, запоминания и переработки информации, все большее значение приобретают задачи организации всей системы теоретических, прикладных и практически ориентированных исследований. В этом плане важное значение имеют задачи совершенствования структуры всех уровней системы образования от школьного до послевузовского, включая задачи развития творческой среды в системе дополнительного образования, а также задачи развития систем переподготовки и повышения квалификации специалистов.

 

 

       
 
Классификация по возрастному принципуобщая и возрастнаядошкольнаяшкольная я профессионально-техническаявысшей школы  
 
Классификация по видам деятельностивоеннаяпроизводственная и инженернаяспециальнаятеатральная и др.  

 


Рис. 66. Основные отрасли современной педагогики

 

Все большую актуальность приобретают задачи развития и усовершенствования организационно-методических форм процессов воспитания и обучения. Важнейшее звучание при этом приобретают вопросы разработки новых эффективных педагогических технологий, в частности, связанных с компьютерными методами, информационными технологиями и системами. В этой связи особую остроту обретают задачи разработки дистанционного обучения в рамках возможностей, представляемых современной информатизационной средой. К таким возможностям, в первую очередь, относится наличие достаточно быстрой и индивидуально ориентированной обратной связи от педагога к учащемуся, а также гамма методов, связанных с работой учащихся и преподавателей в интерактивном диалоговом режиме.

Глава 2

Педагогика как одна из древнейших наук:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.