Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчетные цены в экономическом анализе




Направления проектного анализа

На всех стадиях проекта (но особенно на стадии разработки) идет анализ его основных аспектов (часто их называют направлениями анализа или просто анализом):

1. Технический анализ, задачей которого является определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.

2. Коммерческий анализ (маркетинговый), в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, т.е. сколько нужно производить этой продукции, и рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена на нее).

3. Институциональный анализ, задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент — приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.

4. Социальный (социально-культурный) анализ, во время которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.

5. Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущербу, наносимому проектом окружающей среде, а также предложить способы смягчения или предотвращения этого ущерба.

6. Финансовый анализ.

7. Экономический анализ.

Два последних направления являются ключевыми, и поэтому их следует рассмотреть особо. Оба базируются на сопоставлении затрат и выгод от проекта, но отличаются подходом к их оценке. Экономический анализ оценивает доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый же анализ — только с точки зрения фирмы и ее кредитора (если проект кредитуется).

Главной целью частной фирмы является максимизация ее прибыли. Затраты, которые несет фирма во время реализации инвестиционного проекта, сводятся преимущественно к расходам на оплату товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта. В большинстве случаев при расчете проекта фирма использует цены, по которым она приобретает необходимые для проекта товары и услуги, и те цены, которые заплатят потребители за продукцию, получаемую от реализации проекта.

 

С точки зрения общества эти цены не всегда могут быть приемлемой мерой стоимости затрат и выгод. Например, цены могут быть завышены из-за включения в них расходов на выплату налогов или же занижены из-за их субсидирования государством. Для экономического анализа нужно очищать цены от этих элементов, дабы избежать двойного счета. Такой счет складывается из-за того, что сначала общество платит производителю завышенную (заниженную) цену из-за включения в цену закупаемой продукции налогов (субсидий), а затем отбирает у производителя часть его доходов в виде налога (дает производителю дополнительный доход в виде субсидии), т.е. считает налоги и субсидии как бы дважды.

В других случаях цены искажаются из-за монополистической практики, их государственного регулирования, таможенных пошлин и т.д., в результате чего они отклоняются от равновесных.

Для очищения цен в экономическом анализе используют расчетные цены. При их определении исходят из того, какими были бы цены на внутреннем рынке при отсутствии вышеуказанных ценовых искажений. Простейший способ определения расчетной цены — это пересчет цены мирового рынка в рубли с использованием ряда приемов. Поясним это на примере.

 

Пример 18.1. Предположим, что важным элементом затрат инвестиционного проекта является дизельное топливо, экспортный товар. Его биржевая цена в России в октябре 1993 г. составляла около 150 000 руб. за 1 т. Определим расчетную цену дизельного топлива.

1. Возьмем мировую цену ФОБ'

 
 


' ФОБ — свободно на борту, т.е. с доставкой груза в порт отправления и погрузкой на борт судна (англ. free on board).

за 1 т дизельного топлива и переведем ее в рубли по существовавшему на тот момент обменному курсу: 1 долл. США = 1200 руб.

250i1200 = 300 000 руб.

2. Сделаем поправку на то, что при установлении обменного курса на него сильно влияли российские таможенные пошлины, т.е. одна из форм налогов. Подобная поправка именуется коэффициентом перевода. Ее можно рассчитать по отдельным товарным группам (это будут так называемые специальные коэффициенты перевода) и в целом по всем товарам (так называемый стандартный коэффициент перевода). Для простоты используем стандартный коэффициент перевода kСТ:

kСТ = IСИФ - Е ФОБ (18.3)

(IСИФ 1) + (Е ФОБ + С Е)

где Iсиф - импорт СИФ2

 
 


2 СИФ — стоимость, страхование, фрахт (англ. cost, insurance, freight ).

Е ФОБ — экспорт ФОБ; С1— импортные пошлины; CЕ— экспортные пошлины.

Во втором полугодии 1993 г. стандартный коэффициент перевода составлял в РОССИИ, по нашим расчетам, около 0,8. Его мы и применим:

300 000i0,8 = 240 000 руб.

3. Добавим стоимость транспортировки 1 т дизельного топлива на отрезке между ближайшим портом и нашим объектом;

240 000 +10 000 = 250 000 руб.

Это упрощенный пример, ибо на практике определение расчетных цен требует более сложных расчетов. Тем не менее даже из этого примера видно, что при расчете такой цены мы руководствовались предпосылкой, что для страны реальной альтернативой использованию дизельного топлива в нашем инвестиционном проекте является экспорт этого товара.

Подобный базирующийся на альтернативе подход (но не вышеприведенную методику) можно использовать и при определении расчетных цен на те товары, на которые нет мировых цен: землю, рабочую силу, различные услуги и т.д. Так, если фирма осуществляет проект на своей земле и поэтому стоимость последней фактически не входит в затраты при финансовом анализе, при экономическом анализе расчетную цену можно определить:

а) на базе стоимости аналогичных участков на местном земельном рынке;

б) при отсутствии такого рынка — на базе стоимости аренды аналогичных участков;

в) при отсутствии аренды — на базе стоимости той сельскохозяйственной продукции, которая могла бы быть здесь произведена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.