Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексей Сергеевич Лучинин




Психодиагностика: конспект лекций

 

 

«Психодиагностика. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008

 

 

Аннотация

 

Данная книга предназначена длястудентов-психологов и представляет собой конспект лекций по психодиагностике. Подробное изложение материала делает доступным понимание данной дисциплины. Книга станет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Истоки психодиагностики

1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла

2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства

ЛЕКЦИЯ № 2. Метод тестов

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине

3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ). Работы В. Штерна

ЛЕКЦИЯ № 3. Возникновение группового тестирования

1. Требования практики (массовое обследование больших групп испытуемых)

2. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»

3. Недостатки и ограничения тестов общих способностей

ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений

1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей

2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена

3. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Л. Терстона

4. Тесты достижений

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

2. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона. Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы Г. Роршаха (пятна Роршаха), X. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ)

ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина. Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики

2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки

1. Достоинства метода тестов

2. Недостатки метода тестов

ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности

2. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности

3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки

4. Надежность частей теста, ее определение методом расщепления. Уравнение Спирмена – Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Дж. Фланагана и Рюлона

ЛЕКЦИЯ № 10. Сущность валидности

1. Определения валидности

2. Важнейшие составляющие валидности

3. Основные типы валидности (диагностическая, прогностическая, эмпирическая, критериальная, конструктная, содержательная). Классификация типов валидности

4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик

ЛЕКЦИЯ № 11. Конструктная валидность

1. Сущность, методы характеристики конструктной валидности

2. Конвергентная и дискриминантная валидности

3. Факторная валидность

4. Дифференциальная валидность

5. Валидность по возрастной дифференциации

ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность

1. Сущность, область применения. Этапы валидизации

2. Очевидная валидность

ЛЕКЦИЯ № 13. Критерий валидности

1. Определение. Основное психометрическое неравенство

2. Типы критериев валидности

3. Математическое выражение критерия валидности (коэффициент Гилфорда)

4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик

ЛЕКЦИЯ № 14. Стандартизация тестов

1. Тестовые нормы

2. Корреляция качественных признаков

3. Ранговая корреляция

ЛЕКЦИЯ № 15. Измерительные шкалы

1. Номинативные шкалы

2. Порядковые шкалы

3. Метрические шкалы

ЛЕКЦИЯ № 16. Типы тестирования

1. Тестовая батарея

2. Миннесотский многоаспектный личностный опросник

3. Опросник «Шестнадцать личностных факторов»

4. Факторный анализ

5. Шкала «Проявления тревожности»

6. Личностные опросники Айзенка

7. Опросник самоотношения

8. Опросник уровня субъективного контроля

9. «Несуществующее животное»

10. «Нарисуй человека»

11. Тест тематической апперцепции

12. Тест Роршаха

13. Шкалы измерения интеллекта Векслера

14. Шкала памяти Векслера

15. Кубики Коса

16. Компьютерные тесты

17. Контрольные шкалы

18. «Завершение предложения»

19. Критериально-ориентированные тесты

ЛЕКЦИЯ № 17. Профессионально-этические принципы в психодиагностике

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики

2. Принцип личной ответственности

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)

4. Принцип обеспечения суверенных прав личности

5. Принцип объективности

6. Принцип конфиденциальности

7. Принцип психопрофилактического изложения результатов

ЛЕКЦИЯ № 18. Психологический диагноз

1. Кодирование тестовых оценок

2. Шкальные оценки

3. Заключение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.