Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.2. Рыночное предложение




 

Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и кото­рые продавцы (производители) готовы продать при сущест­вующих ценах.

Величина предложения (quality of supply - Qs), или количе­ство товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в дан­ное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпа­дает с объемом производства и объемом продаж, имеющим ме­сто на рынке.

С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высо­ких цен на какую-либо продукцию может вызвать значитель­ный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения. Однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.

Цена предложения (price of supply - Ps) показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов со­гласиться в данное время и данном месте.

Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнк­туры. Данную зависимость называют функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:

Qs = Qs(C, Р1,.., Pi,..., Pj,..., Т,...)

где Qs - величина предложения на товар i;

С - уровень издержек фирмы;

Р1,..., Pj - цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар;

Т - налоги и т.д.

Если допустить, что все неценовые факторы для рассмат­риваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:

Qs = Qs(Р1),

а также дать ее графическое изображение в виде кривой предложения.

Для большинства конкретных рынков кривая предложения имеет возрастающий характер, поскольку, чем выше рыночная цена, тем больше количество фирм захотят производить и про­давать данный товар. Так, более высокая цена может позво­лить существующим фирмам расширить свое производство путем привлечения дополнительной рабочей силы или увеличения масштабов производства.

Прямую зависимость между ценой и величиной предложе­ния называют законом предложения.

Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предложения дан­ного товара увеличивается.

Рассмотрим действие данного закона на условном приме­ре 2.3.

Пример 2.3. Оценка рыночного предложения

Предположим, что на местном рынке действуют шесть фирм, реализующих стройматериалы по ценам не ниже указанных в таблице:

Фирма А Б В Г Д Е
Цена, у.е.\шт.            
Объем продаж, тыс.шт.            

Определим рыночное предложение на данном рынке. Если цена мень­ше минимально допустимого уровня Р < 240 у.е., то ни одна фирма не предложит товар на рынок, Qs = 0. Если 240 < Р < 250, то две фирмы (Б и Г) предложат свою продукцию и величина предложения составит 1000 ед. продукции. Если 250 < Р < 260, то предложение осуществляет­ся тремя фирмами (Б, Г, А) и равно уже 1200 ед. и т.д. И, наконец, при цене, равной 290 и выше, на рынок выходят все шесть фирм, Qs = 3600. Сведем полученные данные в таблицу:

Цена (Р) Р<240 240 < Р < 250 250 < Р < 260 260 < Р < 280 280 < Р < 290 Р>290
Величина предложения (Qs)            

Построим для рассматриваемого рынка кривую рыночного предложения (рис. 2.7), где, как и для кривой спроса, по вертикальной оси от­ложим цены, а по горизонтальной — количество предлагаемых на рынок товаров.

 

Рис. 2.7. Кривая предложения

 

На графике наглядно видна прямая зависимость между ростом цен и динамикой рыночного предложения.

Как и при рассмотрении спроса, следует различать измене­ния предложения и изменения величины предложения.

Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры и отражает движение вдоль кривой предложения.

Изменение предложения, напротив, происходит под воздействием неценовых факторов (детерминант) при неизменной цене на анализируемый товар и отображается путем смещения кривой вправо (при увеличении предложения) или влево (при его уменьшении).

Так, например, снижение стоимости сырья может повы­сить прибыльность производства, создать стимулы к его даль­нейшему развитию и предоставить новым фирмам возмож­ность выхода на рынок со своей продукцией. Поэтому, даже если цена сохраняется на прежнем уровне, можно ожидать уве­личения выпуска продукции (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Изменение (рост) предложения

 

К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.