Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления зарубежной психологии




В зарубежной психологии выделяют несколько основных направлений (рис. 5).

 
 

 

 


Фрейдизм
Рис. 5. Основные направления зарубежной психологии

 

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека.

Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни.

Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

· мотивации бессознательного;

· соотношения нормальных и патологических явлений психики;

· защитных механизмов психики;

· роли социального фактора;

· влияния детских травм на поведение взрослого;

· сложного строения личности;

· противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.

В трактовке этих проблем фрейдизм отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения асоциальным влечениям, о всесилии либидо, о противопоставлении сознания и бессознательного.

Неофрейдизм – направление в современной философии, социологии, психологии, развившееся на основе фрейдизма. Его сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальные подходы и утверждения З. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества.

Бихевиоризм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования, сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды[5].

Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон, который открыто провозгласил, что психологию можно считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциации) между стимулом и реакцией. Простота схемы S -> R давала возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования. Отношение S -> R было объявлено единицей поведения.

Перед психологией ставились следующие задачи:

· выявить и описать типы реакций;

· исследовать процесс их образования;

· изучить законы их комбинаций.

Но исходя из схемы S -> R оказалось невозможным понять, как появляются новые действия, поэтому довольно скоро обнаружилась ее чрезвычайная ограниченность для объяснения поведения.

Заслуга бихевиористов была в том, что они ввели в психологию объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и пр.

Необихевиоризм – направление в американской психологии, возникшее в 30-е гг. XX в. Главными его представителями явились Э. Толмен и К. Холл. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии – объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных, под которыми понимались внутренние процессы. К ним относятся такие образования, как цели, намерения, гипотезы и т.д. Хотя эти переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следовало судить только по свойствам поведения. Схема приобрела вид S->V->R.

Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения. Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

Гештальтпсихология – направление, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов. Это направление связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертхаймера, К. Коффки и В. Келлера. Гештальтпсихология выступала против выдвинутого психологией структурного принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов. В противовес ассоцианистским представлениям была выдвинута идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. В связи с этим следует подчеркнуть роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода. По мнению теоретиков гештальтпсихологии, мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Итак, восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не описываются через свойства частей. Идея о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного).

Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему право самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Это направление прежде всего связано с именами Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Рождерса.

Основные положения гуманистической психологии:

· человек должен изучаться в его целостности;

· каждый человек уникален;

· человек открыт миру;

· жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

· человек – активное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека.

Трансперсональная психология – новое направление в западной психологии, появившееся в 60-е гг. XX в. Представители данного направления ищут новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. В первую очередь это относится к предельным возможностям психики: мистическим переживаниям, мистическому сознанию, т.е. формам особого духовного опыта, требующим взгляда на психику человека не с традиционных научных позиций.

В центре трансперсональной психологии находятся так называемые измененные состояния сознания, переживание которых сможет привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Согласно мнению сторонников данного направления, рождение, смерть, возрождение связаны со страданием и его преодолением, ведут к высвобождению души и вступлению ее в новые, более целостные отношения с миром.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.