Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная революция




Придя к власти в 1917 г., одержав победу в Гражданской войне, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения в 1920 г. показала, что в стране около 50 млн. человек являются неграмотными.

Первоочередная задача: ликвидировать неграмотность. Для взрослых созданы кружки ликбеза (ликвидации безграмотности).

Задача общего образования была возложена на народный комиссариат просвещения (наркомпрос).

Основные мероприятия:

16 октября 1918 г. подписана Декларация о единой трудовой школе;

– в 1921 г. был образован Государственный ученый совет (создавал комплексные программы);

– в 1921–1922 гг. проводились субботники помощи школе (добровольное собирание средств школе);

– в 1921 г. была введена (временно) плата за обучение;

– в 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" (возглавлял М.И. Калинин).

Итоги первых мероприятий: по переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%.

Школьная система в середине 20-х годов:
1 ступень 2 ступень
– 4-летняя начальная школа; – 7-летняя школа в городах; – школа крестьянской молодежи; – школа фабрично-заводского ученичества; – школа 5–9 классы с профессионализированными 8–9 классами;

Подготовкой рабочих кадров занимались ФЗУ, а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах.

В 30-е гг. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения.

Основные мероприятия:

повсеместно вводилось обязательное 4-летнее начальное образование;

– в рабочих центрах вводилось обязательное 7-летнее образование.

Итоги мероприятий:

– грамотность населения старше 9 лет достигла 82%.

В 20–30-е гг. сложным было положение учителей, особенно в деревне. Часть учителей не имела специального образования. Поэтому уровень знаний учащихся был низким.

Высшая школа и наука

В начале 20-х гг. правительство делает попытки создать слой новой интеллигенции.

Основные мероприятия:

– создаются рабочие факультеты (рабфаки – форма высшего образования рабочих);

– правительство проводит классовую политику (поступление в вузы рабочих и крестьян);

– удаляются из университетов нелояльные к власти преподаватели и профессора;

– вводятся новые предметы: исторический материализм, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата;

– преподавание в университетах осуществляли видные партийные деятели.

Итоги: форсированная индустриализация потребовала скоротечного обучения кадров. Владение молодыми"выдвиженцами" своей профессией сводились к минимуму.

В 20–30-е гг. больших успехов достигла наука:

– основана Всесоюзная академия сельского хозяйства (руководитель Н.И. Вавилов);

П.Л. Капица организовал и возглавил институт физических проблем, разработал технику получения жидкого гелия, открыл явление сверхтекучести;

– основан институт органической химии;

С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука;

Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей;

А.Ф. Иоффе изобрел многопластиночный изолятор;

К.Э. Циолковский проводил исследования в области ракетостроения;

Ф.А. Цандер и П.И. Ощепков построили первый реактивный двигатель;

В.А. Обручев, геолог и географ, популяризатор географических и геологических знаний исследовал хребты Сибири и Центральной Азии, основал институт мерзлотоведения;

И.В. Мичурин добился больших успехов в области селекции.

В то же время развитие науки тормозилось устанавливавшимся тоталитарным режимом.

В 1922 г. был организован т.н. "философский пароход", на котором были высланы из страны Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин, Е.Д. Кускова, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин и другие выдающиеся деятели российской интеллигенции.

В 1930-е годы были репрессированы Н.И. Вавилов, С.П. Королев, П.И. Ощепков, Л.Д. Ландау, А.Н. Туполев и другие.

Литература, искусство, театр

Противоречия экономического и политического развития страны нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства и театра в 20-е гг. Преобразования, проводившиеся в СССР в 20–30-х гг. в области культуры получили название "культурная революция". Главной причиной проведения политики "культурной революции"было стремление к утверждению марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной во всех слоях общества.

Творческая жизнь характеризуется появлением множества группировок и организаций:

– литературная группа "Серапионовы братья" (М.М. Зощенко, Федин, Каверин, Лунц) находилась в поисках художественной формы, которая бы наиболее эффективно отразила послереволюционный период;

– литературная группа "Перевал" (М.М. Пришвин, В. Катаев, Воронский, Павленко)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы;

– в 1918 г. создан Пролеткульт – организация, основная цель которой формирование особой пролетарской социалистической культуры;

– в 1924 г. возникла Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая боролась со всеми прочими группировками и течениями. Деятельность РАППа носила классовый характер;

– литературная группа "Левый фронт искусства" (В.В. Маяковский, Асеев, Кирсанов) писали свои произведения с учетом требований Пролеткульта.

В 20-е гг. распространилась форма устной поэзии. Появляются новые повести и романы:

– А. Толстой "Хождение по мукам";

– В. Вересаев "В тупике";

– Б. Пильняк "Голый год";

– Ф. Гладков "Огненный конь";

В середине 20-х гг. лидирующим центром в литературе стал роман:

– М. Горький "Дело Артамоновых";

– А. Серафимович "Железный поток";

– А. Фадеев "Разгром";

– М. Булгаков "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита".

К концу 20-х гг. литература теряет своеобразие, круг тем ограничивается.

Были репрессированы О. Мандельштам, И.Э. Бабель, Б. Ясенский и др.

В 1930-е гг. создаются прекрасные произведения, авторами которых были: М.А. Шолохов, Н.А. Островский, А.А. Фадеев, М.А. Булгаков, А. Ахматова, А.М. Горький, И. Ильф и Е. Петров, А.Н. Толстой и другие.

В искусстве 2030-е гг. характеризовались поиском новых стилей, форм, разработкой проектов различного типа зданий:

проекты архитекторов братьев Весниных "Дворец труда" в Москве, здание газеты "Ленинградская правда", построено здание Дворца культуры им. Лихачева и другие;

– проекты Гинзбурга;

– проекты Миливиса;

К. Мельников построил здание Павильона СССР на международной выставке в Париже.

В этот период созданы знаменитые скульптурные работы В.И. Мухиной ("Пламя революции", "Рабочий и колхозница") и И.Д. Шадра ("Булыжник – оружие пролетариата") – революционно-романтические, обобщенно-символические образы.

В 20-е гг. строились новые памятники в связи с планом монументальной пропаганды.

Дальнейшее развитие получил театр, но на сценах театров наряду с классикой ставились спектакли на революционные темы.

Ставились пьесы М.А. Булгакова "Дни Турбиных", "Жизнь господина де Мольера", "Зойкина квартира".

Режиссеры театров: К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Д. Попов и другие.

Выдающиеся актеры: М.Н. Ермолова, А.И. Южин, Яблочкина, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, Н.П. Баталов и др.

Появились первые в мире детские театры.

В 30-е годы происходит становление Советского кино. Создаются первые кинофильмы: "Броненосец Потемкин","Александр Невский" (режиссер Эйзенштейн), "Веселые ребята", "Цирк" (режиссер Александров), "Чапаев" (режиссеры братья Васильевы), "Ленин в Октябре" (режиссер А. Ромм), "Детство Горького", "В людях", "Мои университеты" (режиссер Донской), первый звуковой советский фильм "Путевка в жизнь" и другие.

Итог: несмотря на развитие культуры в 20–30-е гг., демократические тенденции подавлялись в стране тоталитарным режимом. Проводились аресты исудебные процессы над видными инженерами, учеными, историками. Таким методом воспитывалось новое поколение интеллигенции, руководителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.