Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика суждения




ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача № 10

У учительницы одной из начальных школ штата Нью-Йорк пропал кошелек. Украсть кошелек мог только кто-нибудь из пяти учеников: Лилиан, Джуди, Дэ­вид, Тео или Маргарет.

При опросе этих детей каждый из них дал по три показания:

Лилиан: 1) я не брала кошелек; 2) я никогда в своей жизни ничего не ворова­ла; 3) это сделал Тео.

Джуди: 4) я не брала кошелек; 5) мой папа достаточно богат, и я имею свой собственный кошелек; 6) Маргарет знает, кто это сделал.

Дэвид: 7) я не брал кошелек; 8) с Маргарет я не был знакомдо поступления в школу; 9) это сделал Тео.

Тео: 10) я не виновен; 11) это сделала Маргарет; 12) Лилиан лжет, утверж­дая, что я украл кошелек.

Маргарет: 13) я не брала кошелек учительницы; 14) в этом виновата Джу­ди; 15) Дэвид может поручиться за меня, так как знает меня со дня рождения.

При дальнейшем опросе каждый из учеников признал, что из сделанных им трех заявлений два верных и одно неверное.

Определите, кто из учеников украл кошелек своей учительницы.

Задача №11

Гриша, Миша и Игорь —сыновья военнослужащих. У одного из них отец - офицер флота, у второго - ракетчик, у третьего - десантник.

Юноши приняли решение тоже стать военными. Один из них попал на флот, другой стал ракетчиком, а третий - десантником.

Михаил по состоянию здоровья не попал в десантники, а Игорь не попал на флот. Не попал на флот и сын моряка.

Если сын десантника не стал десантником, то им стал сын ракетчика, а если Игорь десантник, то сын моряка не ракетчик.

Где же служат ребята и их отцы?

Задача № 12

Четверо юношей - Андрей, Борис, Кирилл и Дмитрий - влюблены и, увы, как это часто бывает в жизни, без взаимности.

Андрей любит девушку, которая влюблена в юношу, любящего Таню.

В Машу влюблен юноша, которого любит девушка, любимая Борисом. Кирилл влюблен в девушку, которая сама любит Диму.

Если Бориса не любит Зина, а юноша, которого любит Галя, не любитЗину,то кто любит Андрея?

 

Глава 3 СУЖДЕНИЕ

 

Человек при помощи сознания познает объ­ективный мир. Познавая его, он раскрывает свя­зи между предметами и их признаками, устанав­ливает отношения между самими предметами. Находить сходство и различие между предмета­ми и приписывать им какие-либо признаки - значит судить или рассуждать. С помощью поня­тия не всегда удается передать все богатство че­ловеческой мысли и самих предметов; оно всего лишь основа наших рассуждений о тех или иных свойствах, качествах предметов. Наиболее глу­бинные связи отражаются в мышлении в форме суждений.

 

Суждение - это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предме­тов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предмета­ми. Например:

- «Ни один закон не может быть гарантом законности»;

- «Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются»;

- «Тот, кто совершает подлог, не может счи­таться законопослушным гражданином».

Как видно из примеров, языковой формой выражения суждения является предложение. Од­нако не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражаются повествовательным пред­ложением, в котором содержится какое-то сооб­щение, информация. Например: «Адвокат выясняет условия, способствовав­шие совершению преступления», «Ваша версия не подтверждается факта­ми», «Договор купли-продажи может быть подтвержден документально или нет» и т. д.

Кроме повествовательных, как известно, бывают вопросительные и по­будительные предложения, которые суждений не выражают. В них ничего не утверждается и не отрицается, они не истинны и не ложны. Например: «По какой статье квалифицируется данное преступление?», «Кто является соучастником кражи?», «Какая наглая ложь!», «Это просто возмутительно!». Однако здесь есть определенные исключения:

- если в предложении выражен риторический вопрос, например: «Как же тебе не стыдно?», то в нем содержится суждение, но в особой, специфи­ческой форме, так как присутствует утверждение, уверенность, что «ты дол­жен этого стыдиться»;

- побудительные предложения, выражающие призывы, лозунги и при­казы, также содержат суждения. Например: «Ни шагу назад!», «Берегите мир!». Данные предложения выражают суждения, но суждения модальные, включающие в себя модальное слово-запрещение или слово побуждение: «Нельзя делать ни одного шага назад» или «Необходимо беречь мир».

Таким образом, предложение - это форма суждения, а суждение являет­ся смысловым содержанием предложения.

С логической точки зрения суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Например, мысль, заложенную в понятие «криминалистика», можно раскрыть через следующее суждение: «Кримина­листика - это наука, разрабатывающая систему специальных приемов и средств собирания, исследования и оценки судебного доказательства». Вме­сте с тем суждение и понятие имеют некоторые различия.

Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь об­щего и единичного. Понятие отражает единичное, то есть только те сущест­венные признаки конкретного предмета или класса однородных предметов, которые выделяют, отличают его от других, выражают его сущность, инди­видуальность. Например, понятие «преступление, совершенное по неосто­рожности» отличает данное преступление от всех других преступлений. Суждение же выражает общее - сходство или различие любых свойств и сто­рон предметов и явлений. Например, суждение «Преступлением, совершен­ным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности» обобщает существенные признаки данного вида преступ­ления у любых деяний с указанными признаками.

Во-вторых, суждение отличается от понятия по генетической и функци­ональной характеристикам.

Генетически понятие возникает на базе логических приемов по выявле­нию существенных признаков предметов (анализ, синтез, сравнение, абст­рагирование и обобщение), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование поня­тия проходит исторически длительный путь, включающий опыт многих лю­дей. Рождение же суждения сиюминутно-конкретно и связано с опытом и знаниями отдельного человека.

Функционально понятие отражает предмет только в существенных при­знаках, суждение же отражает любые признаки предметов.

В-третьих, суждение отличается от понятия способом грамматического выражения - предложением. Проиллюстрируем это на примерах, когда од­на и та же мысль выражается как в понятии, так и в суждении:

Понятие   Суждение  
Состоявшееся плодотворное заседание Государственной Думы   Состоявшееся заседание Государственной Думы было плодотворным.  
Важная задача вуза, связанная с формированием личности современного юриста   Формирование личности современного юриста является важной задачей вуза.  
Отправляющийся на зимние каникулы студент Михайлов   Студент Михайлов отправляется на зимние каникулы.  
   

В-четвертых, завершенный акт мысли начинается с суждения, то есть с утверждения или отрицания чего-либо. Если понятием выражается предмет­ный характер нашего мышления, то в суждении раскрывается активное от­ношение мысли к окружающему миру - отражение объективных свойств и связей между предметами и явлениями.

В-пятых, характерной особенностью суждения является то, что оно - при логически правильном его построении - истинно или ложно. Понятие же не имеет формально-логических истинностных характеристик.

Истинные - это такие суждения, в которых связь понятий правильно от­ражает реальные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными».

Ложные - это такие суждения, где связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли. Например, «Все осужденные к ли­шению свободы - рецидивисты». Это суждение ложное, так как очевидным фактом современной судебной практики является то, что только некоторые осужденные к лишению свободы являются рецидивистами, то есть людьми, которые совершили преступление, аналогичное тому, за которое они были ранее осуждены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.