Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы и решения




 

Задача № 1. Два мальчика переправляются на противоположный берег. Один оста­ется, а другой возвращается к солдатам. Сам остается на этом берегу, а один солдат пе­реправляется на противоположный берег. Другой мальчик перегоняет лодку обратно, за­бирает второго мальчика и возвращается с ним на противоположный берег. Один мальчик остается на этом берегу, другой возвращается к солдатам и отдает лодку следу­ющему солдату, который переправляется на противоположный берег и т. п.

Задача № 2. Один час (будильник не разбирает, где утро, а где вечер).

Задача № 3. Потому что часовому спать нельзя.

Задача № 4. Девять.

Задача № 5. Одинаково (в момент встречи они находятся в одной точке).

Задача № 6. 50.

Задача № 7. Три (три погасли, а остальные сгорели).

Задача № 8. Они были на разных берегах реки.

Задача № 9. Письмо мужа бросят в почтовый ящик, ключ откоторого жена не можетнайти.

Задача № 10. Рассуждения могут быть проведены, например, в такой последова­тельности. Если (3) верно, тогда (10) и (12) - ложь, а это невозможно по условию. Следо­вательно, (3) - ложь (т. е. кошелек украл не Тео). Так как (3) - ложь, то и (9) - ложь. Так как (9) - ложь, то (8) верно. Так как (8) верно, то (15) -ложь. Если (15) - ложь, то (14) вер­но. Следовательно, виновна Джуди.

Задача № 11. Миша - сын десантника, стал моряком; Гриша - сын ракетчика, стал десантником; Игорь - сын моряка, стал ракетчиком.

Задача № 12. Андрея любит Зина.

Задача № 13. Щедрин - штурман; Коновалов - бортмеханик; Семенов - пилот; Са­мойлов - синоптик; Потапов - радист.

Задача № 14. А - одессит, Б - волгоградец, В - киевлянин, Г - туляк, Д - харьковча­нин, Е - москвич.

А и Е - врачи, Б и Д - учителя, В и Г - инженеры.

Задача № 15. Вера - 5 лет, Боря - 8 лет, Аня -13 лет, Галя -15 лет.

Задача № 16. Ольга - первая, Маша - вторая, Полина - третья, Наташа - четвертая.

Задача № 17. Машинист - Сидоров, помощник машиниста - Иванов, бригадир поез­да - Петров.

Задача №18. Верно ли, что Вы всегда говорите правду, и эта дорога ведет к озеру?

Задача № 19. О смородине.

Задача № 20. Толя.

Задача № 21. Физик владеет французским и итальянским языками; историк - русским и итальянским; биолог - английским и французским; математик - английским и итальянским.

Задача № 22. Скорость движения до поля боя от количества солдат не зависит.

Задача Ns 23. Полковник - связист, майор - артиллерист, капитан - летчик, лейте­нант - десантник, старшина - минометчик, сержант - сапер, ефрейтор - танкист, рядо­вой - пехотинец.

Задача № 24. Был забыт второй гость, и ему места не нашлось.

Задача № 25. Слева стоял бог Дипломатии, в центре - бог Лжи, справа - бог Правды.

Задача № 26. Основная идея решения состоит в том, что бутылки из средних отде­лений нужно перекладывать в угловые. После четырех краж уже ничего нельзя украсть, не нарушив условия: на каждой стороне должно быть по 21 бутылке. Таким образом, слу­ге удалось украсть всего 16 бутылок.

Задача № 27. Евгений отдыхал в первый год в июне.

Задача № 28. 4 студента (решать задачу удобнее при помощи кругов Эйлера).

Задача № 29. Молоко - кувшин, квас - банка, лимонад - бутылка, вода - стакан.

Задача № 30. Чернов - блондин, Белокуров - рыжий, Рыжов - брюнет.

Задача № 31. Обозначим участников условно А, Б и С. А рассуждал так: «Бумажки у моих товарищей белые, значит, у меня бумажка может быть белой, а может быть и чер­ной. Предположим, она черная. Тогда Б имеет основания достоверно заявить о цвете своей бумажки, так как он может сказать себе: «Я вижу, что у А бумажка черная, а у С - белая, значит у меня может быть или белая, или черная, но она не может быть черная, так как тогда С, зная, что черных бумажек только две, и видя, что у меня и А черные бу­мажки, немедленно заявил бы о цвете своей бумажки. Но С не заявил об этом немедлен­но, следовательно, он думает, не черная ли у него бумажка, но тогда, значит, он у меня видит белую бумажку». Но Б тоже молчит, следовательно, моя бумажка - не черная. Но если она не черная, значит - белая».

Так рассуждал А, уверенный в способности своих товарищей столь же логично мыс­лить. По условию все трое одновременно дали правильный ответ, значит, аналогично рассуждали и остальные два товарища.

Задача № 32. Михаил - понедельник, Геннадий - вторник, Владимир - среда, Иван - четверг, Петр - пятница, Степан - суббота, Алексей - воскресенье.

Задача № 33. Валерий играет на контрабасе и учится на историческом факультете.

Задача № 34. Андрей - банкир, Борис - врач, Григорий - метрдотель, Дмитрий - ак­тер, Виктор - учитель.

Задача № 35. И Косоглаз, и Борода являются жителями деревни Лгуново, Курнос - чередовец, Апощек - лгуновец, Длинноух - правдовец.

Задача №36

ИМЯ   КОМАНДА   С   Ф  
Поль   «Макларен»      
Михаэль   «Вильяме»      
Алан   «Феррари»      
Жак   «Мицубиси»      
Деймон   «Мерседес»      

 

Задача № 37

Фам.   Имя   Рест.   Первое блюдо   Мясное блюдо   Конд. изд.   Имя жены   Рест. жены  
Куз.   Иг.   Субм.   Бульон   Лангет   Пирож.   Анна   Амбиц.  
руд.   Алек.   Оплот   Окр.   Плов   Печен.   Вера   Аллиг.  
Краен.   Петр   Негоц.   Щи   Бифшт.   Пироги   Оля   Рад.ж.  
Силаев   Серг.   Альт.   Расс.   Ростб.   Кекс   Света   В.иск.  
Прох.   Ник.   Каноны   Харчо   Бефст.   Понч.   Катя   Терем.  
Новое.   Олег   Отм.вк.   Гр.суп   Ромшт.   Ватр.   Там.   М.Авр.  
Петух.   Вас.   Ностр.   Борщ   Шашл.   Торт   Ира   Ш.усп.  

Задача № 38. Леня - сын Григория Аркадьевича, катался с Алексеем Ивановичем; Андрей - сын Валентина Петровича, катался с Федором Семеновичем; Тима - сын Алек­сея Ивановича, катался с Валентином Петровичем; Коля - сын Федора Семеновича, ка­тался с Григорием Аркадьевичем.

Задача № 39. Выигрышную стратегию имеет начинающий. Он первым называет чис­ло 1, а в дальнейшем, после того, как соперник назовет число k (не больше 10), называ­ет число 11 -k(i= 1,2,...,9).

Задача № 40. Мальчики стоят в очереди в следующем порядке: Олег, Юра, Володя, Миша и Саша.


 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 


АБСТРАГИРОВАНИЕ - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а потом на практике.

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета.

АНАЛИЗ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

АНАЛОГИЯ - умозаключение, в котором мысль развивается от частного знания к частному, а заключение, вытекающее из посылок, носит вероятностный характер.

АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком - свойства этих отношений.

АНАЛОГИЯ СВОЙСТВ - умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, а переносимым признаком - свойства этих предметов.

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится предмет, существующий самостоятельно, вне зависимости от другого предмета.

БЕССМЫСЛЕННОЕ - это языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка.

ВЕРСИЯ - одно из нескольких возможных, отличное от других объяснение или
толкование какого-либо факта, явления, события.

ВОПРОС - логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ предмета, непосредственно воздействующий на органы чувств.

ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него не объяснимые, прием познавательной деятельности.

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, с логической необходимостью носит достоверный характер.

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, раскрывающая объем понятия.

ДИЛЕММА – условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой.

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится один предмет.

ЕДИНИЧНОЕ СУЖДЕНИЕ – суждение, включающее утверждение или отрицание об одном предмете.

ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ – это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями.

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер.

ИСТИНА - знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы объективного мира.

ИСТИННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее.

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА (или форма абстрактного мышления) - способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

МОДАЛЬНОСТЬ - это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках.

МОДУСЫ СИЛЛОГИЗМА - разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в него посылок и заключения.

МЫШЛЕНИЕ - это высшая форма отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ - умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности.

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, содержание которого можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно не могут быть истинными.

НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности.

НУЛЕВОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, объем которого представляет собой класс реально несуществующих предметов и существование которых в принципе невозможно.

ОБОБЩЕНИЕ - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем исключения из содержания данного видового понятия его видообразующего признака.

ОБОСНОВАННОСТЬ - свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира.

ОБРАЩЕНИЕ – непосредственное дедуктивное умозаключение, в котором происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором мыслится множество предметов.

ОБЩЕЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете данного класса.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ - логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

ОМОНИМЫ - слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к различным понятиям.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ – логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли качественную определенность самих предметов и явлений, их относительную устойчивость.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в содержании которого указывается на отсутствие у предмета определенных свойств.

ОЩУЩЕНИЕ - отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств.

ПАРОНИМЫ - близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично.

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объемы которых частично совпадают.

ПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

ПОЛИСИЛЛОГИЗМ - сложный категорический силлогизм, который состоит из двух и более простых силлогизмов, определенным образом связанных между собой таким образом, что заключение каждого последующего силлогизма становится посылкой другого силлогизма.

ПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ - умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, содержание которого составляет свойства, присущие предмету.

ПОНЯТИЕ - логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий».

ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – это способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений.

ПРЕВРАЩЕНИЕ – непосредственное дедуктивное умозаключение, в котором изменяется качество посылки без изменения ее количества.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - дедуктивное умозаключение, в котором из двух истинных категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение - вывод.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПОНЯТИЯ - два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет иными, противоположными признаками.

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными.

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ПОНЯТИЯ - два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными.

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА - это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ - сложные суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения, объединяемые логическим союзом «или».

СИНОНИМЫ - слова, тождественные или очень близкие по своему значению.

СИНТЕЗ - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа

СОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором группа однородных предметов мыслится как единое целое.

СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы которых совпадают полностью или частично.

СОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, которые одновременно могут быть истинными.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ сложные суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения, объединяемые логическим союзом «и».

СОПОДЧИНЕННЫЕ ПОНЯТИЯ -непересекающиеся понятия, принадлежащие общему родовому понятию.

СОРИТ - сокращенный полисиллогизм в котором пропущены заключение предшествующих силлогизмов и одна из посылок последующего силлогизма.

СРАВНЕНИЕ - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ - признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу его сущность.

ТОЖДЕСТВЕННЫЕ (РАВНОЗНАЧНЫЕ) ПОНЯТИЯ - совместимые понятия, объемы которых полностью совпадают.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.

УСЛОВНЫЕ СУЖДЕНИЯ - сложные суждения, образованные из двух посредством логического союза «если [...], то».

ФИГУРЫ СИЛЛОГИЗМА - разновидности форм силлогизма, различаемые по положению среднего термина в посылках.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.

ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающий ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли.

ЧАСТНОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса.

ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ - суждения, выражающие одну и ту же мысль в различной форме.

ЭНТИМЕМА - сокращенная форма простого категорического силлогизма.

ЭПИХЕЙРЕМА - сокращенный силлогизм, в котором обе посылки представляют собой энтимемы.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Грядовой Д. И., Малахов В. П. Логика для юриста. - М, 1998.

Грядовой Д. И., Малахов В. П., Пылев С. С. Логика в юридической тео­рии и практике. - М., 1997.

Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. - Киев, 1976.

Иванов Е. А. Логика: Учебник. - М., 1996.

Иванов Е. А. Логика: Практические задания. -М ., 1998.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1989.

Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических ву­зов. - М., 1995.

Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. - М., 1987.

Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. - М., 1975.

Маковельский А. О. История логики. - М., 1967.

Малахов В. П. Нормативная логика в правовом мышлении. - М., 1990.

Малахов В. П. Логика построения следственных версий. - М., 1996.

Наумов А. В., Новиченко А. С. Законы логики при квалификации преступлений. - М., 1978.

Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. - М., 1996.

Романов В. В. Теория и практика применения законов и правил логики в деятельности органов МВД. - Уфа, 1989.

Рузавин Н. В. Логика и аргументация. - М., 1997.

Тер-Акопов А. А. Судебная логика. - М., 1980.

Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. - М., 1992.

Чижик П. И. Логика: Структурно-логические схемы. -М ., 1996.

Эйсман А. А. Логика доказывания. - М., 1971.

Язык закона. - М., 1990.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................................ 2

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА............................................................................................................................................................................ 3

§ 1. Мышление как объект логики....................................................................................................................................................................... 4

§ 3. Соотношение языка и мышления................................................................................................................................................................. 9

§ 4. Роль логики в формировании логической культуры юриста............................................................................................................. 10

§ 5. Основные этапы развития логики.............................................................................................................................................................. 13

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ............................................................................................................................................................................................... 17

§ 1. Понятие как форма мышления.................................................................................................................................................................... 18

§ 2. Соотношение понятия и слова................................................................................................................................................................. 18

§ 3. Логическая структура понятия.................................................................................................................................................................. 20

§ 4. Виды понятий.................................................................................................................................................................................................. 22

§ 5. Логические отношения между понятиями............................................................................................................................................... 23

§ 6. Логические операции с понятиями............................................................................................................................................................ 25

 

Глава 3. СУЖДЕНИЕ............................................................................................................................................................................................ 39

§ 1. Общая характеристика суждения............................................................................................................................................................. 39

§ 2. Логическая структура суждения.............................................................................................................................................................. 40

§ 3. Виды простых суждений.............................................................................................................................................................................. 41

§ 4. Модальность суждений: сущность и виды............................................................................................................................................. 44

§ 5. Сложные суждения и их виды.................................................................................................................................................................... 45

§ 6. Отношения между суждениями.................................................................................................................................................................. 46

 

Глава 4. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.................................................................................................................................................. 55

§ 1. Сущность и логическая структура вопроса........................................................................................................................................... 55

§ 2. Виды вопросов................................................................................................................................................................................................ 57

§ 3. Правила постановки вопросов................................................................................................................................................................... 58

§ 4. Сущность и виды ответов............................................................................................................................................................................ 59

 

Глава 5. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................. 62

§ 1. Общая характеристика умозаключения.................................................................................................................................................. 62

§ 2. Непосредственные дедуктивные умозаключения................................................................................................................................ 63

§ 3. Опосредованные дедуктивные умозаключения.................................................................................................................................... 65

 

Глава 6. ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................. 82

§ 1. Виды индукции............................................................................................................................................................................................... 82

§ 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи............................................................................................ 84

 

Глава 7. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ................................................................................................................................................ 92

§ 1. Общая характеристика аналогии.............................................................................................................................................................. 92

§ 2. Виды аналогии................................................................................................................................................................................................ 94

 

Глава 8. ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ................................................................................................................. 97

§ 1. Понятие формально- логического закона............................................................................................................................................... 97

§ 2. Закон тождества............................................................................................................................................................................................. 98

§ 3. Закон противоречия.................................................................................................................................................................................... 101

§ 4. Закон исключенного третьего.................................................................................................................................................................. 103

§ 5. Закон достаточного основания............................................................................................................................................................... 104

 

Глава 9. ГИПОТЕЗА............................................................................................................................................................................................ 108

§ 1. Сущность и логическая структура гипотезы....................................................................................................................................... 108

§ 2. Виды гипотез................................................................................................................................................................................................. 110

§ 3. Этапы разработки гипотезы..................................................................................................................................................................... 111

 

Глава 10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО......................................................................................................................................................................... 117

§ 1. Общая характеристика логического доказательства....................................................................................................................... 117

§ 2. Логическая структура доказательства.................................................................................................................................................. 118

§ 3. Виды доказательства.................................................................................................................................................................................. 121

§ 4. Основные правила логического доказательства и ошибки, возможные при их нарушении................................................. 124

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................................................................................... 130

ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ........................................................................................................................................................................................... 131

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.................................................................................................................................. 133

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................................................................. 137

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.