Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З.З. Основные средства композиции




Сновные свойства формы.

Сновные категории и законы композиции.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

Лекция 3

План:

 

3.1. 0сновные категории и законы композиции. В композиции, как науке о формообразовании, различают следующие две основные категории.

1. Объемно-пространственная структура, определяющая взаимосвязь отдельныхобъемов с общим пространством,занимаемым изделием.

2. Тектоника - зримое отражение в форме изделия его конструкции и использованных материалов. Тектонической называют такую форму, которая наилучшим образом соответствует функциональным особеннос­тям изделия и материалу, из которого он сделан.

Под формой в художественном конструировании понимается внешний облик изделия. Для характеристики формы имеется ряд по­казателей, называемых свойствами формы. Главными из них являются геометрический вид, положение в пространстве, масса, уравнове­шенность формы и др. Для достижения художественной выразитель­ности формы художник пользуется рядом приемов, которые называют­ся средствами композиции. К ним относятся пропорционирование, ис­пользование метрических и ритмических повторов, контраст, нюанс, масштабность, цвет и светотень.

Форма промышленного образца часто может быть оценена впол­не объективно благодаря наличию связей между формой, функцией и материалом. Французский архитектор Виоле ле Дюк отметил: «Форма, которую нельзя объяснить, никогда не будет красивой». Естествен­но, что доказательность красоты формы не столь высока, как, нап­ример, доказательность геометрических теорем. Оценка эстетическо­го невозможна без определенной доли субъективизма, но всякое промышленное изделие должно конструироваться исходя из строгих математических зависимостей. Эстетические достоинства техничес­ки совершенной или "чистой" конструкции, то есть такой конструк­ции, где отсутствует специальная художественная проработка, как правило, очень велики. Дополнительное украшательство способно только испортить отлично работающую объемно—пространственную структуру, где нет ничего лишнего. Зодчий эпохи Возрождения Л.Б. Альберти писал: "Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, такая, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не сделав хуже... Украшения скорее имеют природу присоединяемого, чем прирожденного ".

Применительно к технике можно сказать, что конструктивно не­доработанное изделие заведомо будет некрасивым, какие бы усилия не прилагал дизайнер. Форма должна соответствовать функции - вот основной закон композиции, соответствующий диалектическому требованию соответствия формы и содержания. Эстетичность формы зависит не от ее украшательства, не от стилизации (англ. stiling), а от совершенства технической основы, тщательности инженерной проработки. Задача художника-конструктора найти наилучшее воплощение технической идеи вформе, раскрыть функциональное назна­чение изделия с учетом особенностей конструкции, материала и технологии, добиться тектоничности формы.

Связь между функцией и формой далеко не однозначна. Одна и та же конструкция может быть по-разному выражена в форме, так как художественная проработка немыслима без активного воздействия личности художника. В области технической эстетики талант созидателя такая же необходимость, как талант изобретателя в де­ле создания принципиально новой машины. В том и в другом случае наибольшего успеха добивается тот, кто надеется не столько на свою интуицию, сколько на знания и опыт, использует математи­ческий подход к решению задач как технического, так и технико-художественного плана.

Приложить "алгебру кгармонии" значит выбрать наиболее пра­вильный путь организации формы. Форма должна быть организована по определенному принципу - токов второй закон композиции. Случайность в композиционном решении промышленного изделия совер­шенно не допустима. Психологические особенности восприятия фор­мы таковы, что наиболее красивыми нам представляются объекты, изменяющиеся по определенному закону, находящиеся в конкретных зависимостях друг от друга. Человеческий глаз способен уловить малейшее отклонение от принятого правила. Очень часто мы не спо­собны опознать тот принцип, на котором организована форма, но чувствуем его и оцениваем форму как эстетически совершенную, если в ней нет отклонений от принятого закона. Опытный дизайнер, поэтому стремится организовать форму так, чтобы идея была не слишком явной, не проявлялась с первого взгляда.

Таковы основные понятия изаконы композиции. Выполнение их еще не гарантирует полного успеха, но позволяет избежать грубых ошибок вхудожественном конструировании. Создание высокохудо­жественного промышленного изделия в конечном итоге зависит от того, насколько личные качества создателей согласуются с объективными требованиями прекрасного всегодняшнем понимании этого слова.

 

3.2. 0сновные свойства формы. Знание основных свойств пространственных форм необходимо для анализа композиции промышленныхизделий и их совершенствования.

Геометрический вид формы. В зависимости от соотношения размеров

по трем координатным осям форма может иметь три типовых состоя­ния: объемная, плоскостная, линейная формы. В первом случае размеры объекта по всем трем осям примерно равны, имеют один поря­док. Во втором случае один размер объекта значительно уступает двум другим, в третьем случае один размер значительно преоблада­ет над двумя другими. Соответствующие предельные состояния - куб, квадрат, линия. Различают также прямолинейный и криволинейный характер геометрической формы (рис. 1).

 

 

Рис.1. Геометрический вид формы

Положение формы в пространстве определяется по отношению к зри­телю и по отношению к трем координатным плоскостям. В зависимос­ти от того, в какой плоскости находится доминирующая поверхность объекта, говорят о фронтальном, профильном или горизонтальном типовых положениях (рис.2).

 

 

Рис.2. Положение формы в пространстве

 

Положение объектов относительно друг друга характеризуется заглубленностью или выступом одной из форм, расположением на одном или нескольких уровнях.

Масса формы в композиции рассматривается только с точки зрения зрительного восприятия. Это свойство может изменяться в следую­щих направлениях:

- большей по величине форме соответствует большая масса (рис.3 а);

- объемный предмет имеет большую массу, чем пространственный (рис.3 б);

- масса зависит от степени плотности заполнения ею формы (рис. 3 в);

- масса зависит от величины сопоставляемого с ней пространства (рис.З г).

 

 

 

Рис.3. Зависимость зрительного восприятия массы от различных факторов

Фактура поверхности. Под фактурой понимается строение поверхности предмета (шероховатая, гладкая, зеркальная). Характер фактуры зависит от количества и величины элементов фактуры по отношению к величине поверхности, от величины рельефа элементов фактуры и удаленности поверхности от зрителя.

Единство и соподчиненность формы. Единство характера формы является одним из главных свойств всякой композиции. Оно достигается в результате особого соподчинения всех частей целого, основанно­го на той или иной закономерности. Характер соподчинения опреде­ляется в основном назначением изделия и его конструкцией. Художник-конструктор обязан выявить в изделии главное и подчиненное путем четкого разграничения их по функциональной значимости. Внеш­ними признаками главного по отношению к подчиненному являются большая величина, простота формы, центральное положение, контрастность, позволяющие с первого взгляда выделить главный элемент из­делия. Единство формы – важнейший показатель ее эстетичности, свидетельство тщательности художественной проработки. Оно выражает­ся в едином характере поверхностей и формообразующих линий, за­кономерном расположении выступающих частей и деталей, продуман­ном цветовом решении объекта.

Уравновешенность и законченность формы. Композиционное равнове­сие - такое состояние формы, при котором все элементы сбаланси­рованы, правильно распределены относительно центра. В результа­те этого форма становится зрительно устойчивой, даже если она несимметрична и динамична по своему характеру. В открытых техни­ческих структурах уравновешенность равноценна устойчивости, но во многих случаях достижение композиционного равновесия требует развитой интуиции проектировщика. На рис. 4 показаны два прибора, резко отличающиеся уравновешенностью формы.

 

 

 

Рис.4. К понятию уравновешенности формы

 

 

 

 

Рис. 5. К понятию законченности формы

 

Законченность формы проявляется, например, в отсутствии об­рывающихся линий, естественной связи плоскостей, взаимном допол­нении различных элементов композиции. На рис. 5 показана архитек­тура домов с различным оформлением балконов. Форма здания изоб­раженная справа, кажется более законченной (рис.5), так как бал­коны объединены по вертикали в одно целое.

Симметричность и асимметричность формы. Абсолютной симметрии в природе почти не существует. Технические средства тоже, как пра­вило, имеют отклонения от симметрии, вызванные особенностями конструкции. Асимметрия в симметрии - это своего рода высшая ма­тематика в художественном конструировании, так как отступление от симметрии недолжно дезорганизовывать форму, а обязано при­давать ей своеобразие и оригинальность. Сложность заключается в том, чтобы увидеть предел допустимых отклонений от симметричной основы. Асимметричная форма для одних изделий столь же объектив­на, насколько объективна симметричная форма для других. Но в асим­метрии принцип организации формы проявляется не столь нагляд­но. Гармония асимметричной формы строится на сложнейшем перепле­тении многих закономерностей композиции, поскольку элементы фор­мы не связаны между собой осью симметрии. Соподчиненность эле­ментов основывается на более тонких связях, ответственных за композиционное равновесие как условие целостности формы.

Динамичность и статичность формы. Динамичной называют активно односторонне направленную форму, как бы вторгающуюся в простран­ство. Это качество может быть присуще как неподвижным, так и быст­ро движущимся предметам. Динамичность формы станка - следствиеопределенной конструктивной компоновки, взаимодействияобъемов и отношений размерных величин. Динамичность здесь не вызванаусловиями эксплуатации и не является определяющим фактором. Динамичная же форма гоночного автомобиля выражает сущность самого предмета и поэтому определяется условиямиаэродинамики. Следова­тельно,понятие "динамичная форма" объединяет качественно различ­ныеявления.

Динамичность распространилась на множество изделий, в том числена изделия, не связанные с передвижением. Динамичностьмо­жет противоречить функции объекта. Пылесосы, например,имеют форму ракет или судов на подводных крыльях. Неудобно пользоваться часами с циферблатами динамичнойформы. В основеэтой тенденции лежит стремление сделать форму броской, активной. Кроме того, с динамичной формой подсознательно ассоциируется технический прог­ресс. Для художника это наиболее доступный путь достижения об­разности, но он обязан помнить, что динамичность уместна лишь там, где это оправдано утилитарно-функциональной необходимостью. Конструкционное решение должно быть таким, чтобы не могло воз­никнуть противоречие между истинной скоростью и ее отражением в форме.

Статичность - подчеркнутое выражение покоя, устойчивости формы в самой ее геометрической основе. Статичны предметы, у ко­торых ось симметрии является главной организующей осью. Такая форма не столь эффектна, поэтому в одном изделии часто сочетают­ся статичность и динамичность, но при этом какое-либо одно свойст­во является определяющим.

 

З.З. Основные средства композиции. Для придания объекту художественных качеств существует це­лый ряд приемов, называемых средствами композиции, К ним отно­сятся: пропорционирование, метрический и ритмический повторы, масштабность, нюанс и контраст, цвет и светотень.

Пропорции вархитектуре и промышленном искусстве могут высту­пать как отношения линейных размеров, площадей или объемов отдельных элементов друг к другу и к объекту в целом. Известные пропорциональные отношения делятся на две группы: простые и ир­рациональные. Простыми называются отношения, где числитель изнаменатель - целые числа в пределах от I до 6 (условно). Простые отношения содержат всебе модуль, укладывающийся целое число раз в каждой пространственной величине. В классической архитектуре, например, модулем являлся какой-нибудь линейный размер сооруже­ния, обычно диаметр нижнего основания колонны.

В основе иррациональных отношений лежат геометрические пост­роения, выполненные исходя из несоизмеримых (иррациональных) от­ношений величин. Пропорционировать значит задавать соотношения между размерами элементов изделия на основе какой-либо закономер­ности. Наиболее употребительны следующие соотношения.

Отношение диагонали прямоугольника к его стороне. Для квад­рата со стороной I это отношение равно √2, поэтому прямоугольник, построенный на диагонали квадрата, называется прямоугольник √2. Дальнейшее аналогичное построение дает прямоугольники √3, √4 и т.д. (рис. 6). Возможно и обратное

 

 

Рис. 6. Построение прямых и обратных прямоугольников

 

построение, на основе которого получаются так называемые обратные прямоугольники со сторонами, и др. Дополнительным называется такой прямоу­гольник, при добавлении которого к исходному получается квадрат. Следовательно, всякий прямоугольник состоит из одного или нес­кольких квадратов и дополнительного прямоугольника.

Особое место среди иррациональных отношений занимает отно­шение, называемое "золотым сечением". В основе «золотого сечения» лежит деление отрезка прямой на две часта таким образом, чтобы больший отрезок М (мажор) относится к меньшему отрезку m (минор) так же, как их сумма (М + m) отноcитcя к большему отрезку: MM + m.

m M

Решив данное уравнение алгебраически, получим:

 

 

Приняв а = I, получим х = 0,618.

Последняя величина является пределом отношений между двумя пос­ледовательными членами ряда Ламэ, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих: 0, I, I, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т.д. Графическое деление отрезка в отношении "зо­лотого сечения" показано на рис.7.

Простота закономерностей "золотого сечения" обусловила его широкое применение, в древности он был объявлен основным кано­ном в природе и приобрел даже мистический оттенок. Это обусловлено также тем, что пропорции человеческого тела, особенно идеальных фигур, во многом соответствует правилу золотого сечения (рис.8).

 

 

 

 

Рис. 7. Деление отрезка Рис.8. Фигура человека и пропорции

в отношении «золотого сечения»

«золотого сечения»

 

Интересны опыты психофизиолога Фехнера, который проверял предпочтительность различных пропорций. Испытуемым были предложены 10 прямоугольников с различным отношением сторон. Из 532 человек 35% выбрали прямоугольник в пропорции "золотого сечения". Физиологически это может быть обусловлено тем, что такой прямо­угольник равномернее заполняет поле зрения человека, так как эл­липс нашего зрения составляет 3:5=0,60, а коэффициент "золотого сечения" составляет 0,618. Помимо указанных закономерностей для пропорционирования теоретически может быть использована любая математическая зависимость, в том числе довольно сложного порядка. Однако инженер-конструктор и дизайнер должны помнить, что пропорции изделия связаны с его инженерной компоновкой. Чем точ­нее учтены в конструкции истинные усилия, тем логичнее она в це­лом и в деталях. Все, что конструктивно нелогично, заведомо не­пропорционально. Если художник, пренебрегая инженерной стороной, рисует форму только ради красивых пропорций, то неизбежно возни­кают неоправданные пустоты, увеличиваются габариты и вес изделия. С другой стороны, пропорционирование в технике нельзя рассматри­вать лишь как средство эстетизации. Оно дает и непосредственный инженерный эффект. Пропорционально спроектированный станок обладает лучшими техническими показателями, меньшей металлоемкостью.

Ритм и метр в композиции. Ритмом в композиции называется законо­мерное изменение какого-либо свойства формы в ряду сопоставляе­мых форм. Простейшее выражение ритма - повторение элементов че­рез правильно увеличивающиеся или уменьшающиеся интервалы (рис.9, а-г). Ритмический порядок характеризуется динамикой - нарастанием или убыванием какого-либо свойства. Частным случаем ритмического порядка является метри­ческий порядок, ха­рактеризуемый ста­тичностью, неизмен­ностью повторяемых форм. Метрические ряды могут быть простыми и сложны­ми, состоящими из коротких ритмичес­ких рядов. Построение ритмического ряда часто осущест­вляют в геометри­ческой прогрессии. При этом изменяться может величина объекта, интервалы между ними, цвет и некоторые другие свойства.

 

Рис.9. Примеры метрических и ритмических рядов: а - простой метрический ряд; б - сложный метрический ряд; в, г - ритмические ряд

 

Для современных технических структур характерна тема повто­ра. В эпоху стандартизации и унификации большое значение приоб­ретает система, основанная на едином модуле. Нередко параллельно существует несколько метрических рядов, построенных на чередова­нии нескольких элементов. Стройность такой системы облегчает ход сложного трудового процесса. Если есть необходимость изменить размер одного из интервалов, то это должно быть заметное измене­ние, так как малое отступление от шага создает ощущение недора­ботки формы, фальши. Метрический ряд должен иметь начало и конец, чтобы выглядеть завершенным.

Важным композиционным средством является масштабность -соответствие размеров изделия размерам человека, окружающим предметам и всему интерьеру. В общей композиции масштаб тесно увязывается с пропорциями и ритмическим строем. Масштабность мо­жет быть подчеркнута центральным расположением, малой расчленённостыо формы и другими приёмами. Масштаб сооружения определяет­ся не только его величиной. Большое сооружение может быть мел­ким по масштабу. Архитектор всегда рисует фигуру человека в мас­штабе чертежа, чтобы соотносить с ней все элементы здания. У про­ектировщика немало средств достижения масштабности, но сегодня немасштабность - один из наиболее распространенных недостатков промышленных изделий. Масштабность всегда требует правильного отражения в форме ее истинной тяжести. Не следует искусственно придавать небольшому изделию характер тяжелого станка. Каждое изделие должно иметь свою тектонику, соответствующий строй фор­мы. Масштабность является своего рода гуманизирующим фактором в проектировании изделий. Растущие мощности машин и станков не должны приводить к затерянности человека в мире техники. Самая большая машина должна иметь масштабные указатели, элементы, поз­воляющие соотносить ее с человеком. Это, прежде всего, органы уп­равления, пульт оператора, ограждения, переходные мостики и др. На практике же случается, что чем больше станок, тем грубее его элементы, в том числе и связанные с человеком. Нелепо выглядит и маленький прибор, похожий на большой станок.

Достижение масштабности связано с пропорционированием, так как, изменяя пропорции, можно придавать предмету то истинный масштаб, то несколько измененный. С изменением величины машины должен меняться весь ее пропорциональный строй, так как размеры человека не могут следовать за размерами машины.

Активными средствами композиции являются нюанс и контраст. Под контрастом понимается резкое различие каких-либо элементов формы, под нюансом - незначительное их различие. Контрастность относится к числу наиболее впечатляющих приемов, позволяющих избежать монотонности и невыразительности конструкции. Различают контрасты массы (тяжелая часть вблизи от легкой); формы (ост­рое ребро рядом с закругленным); размера (широкая поверхность и узкая); света; цвета и др.

Сущность композиции, построенной на контрасте, в активности ее визуального воздействия. Для дизайнера это одно из главных средств композиции, ибо противопоставление двух начал дела­ет вещь заметной. Контраст заключен в самой конструкции, конструктор должен развить его и обострить.

В технике очень часто встречается контраст открытой техни­ческой структуры и спокойных простых объемов. Этот контраст же­лательно сгладить, найти переходы от одной части к другой, сохранить целостность формы. Контраст активизирует любую форму, но отнюдь не является гарантией гармонии. Задача конструктора в том, чтобы найти оптимальную степень контраста, поскольку предельные контрасты утомляют нервную систему человека. Приемы использова­ния контраста в технике могут быть объективного характера, то есть заданные объемно-пространственной структурой, материалом и конструкцией, и субъективного характера, то есть зависящие от художника, поскольку любое промышленное изделие имеет формы "свободного выбора", не зависящие от перечисленных факторов. Однако субъективизм художника не должен вступать в противоречие с функ­цией объекта проектирования.

Контраст неразрывно связан со своим антиподом в композиции - нюансом. Без тонких переходов контраст может огрубить форму, разрушить ее целостность. Нюансировка формы в профессиональном отношении - задача сложная. Это сфера чисто художественного ос­мысления формы и материала. Форма без контрастов мало выразитель­на и скучна, а без нюансов неизбежно кажется грубой. Использова­ние нюансов связано с технологическими возможностями производст­ва, его общей культурой. Шлифовка формы завершает работу дизай­нера и очень важно, чтобы его проект был точно реализован в ме­талле или другом материале.

Цвет и светотень являются неотъемлемыми и весьма характерными средствами композиции. Выбор цветового оформления связан как с эргономическими требованиями, так и с объёмно-пространственной структурой. Этот вопрос будет подробно рассмотрен далее.

Под светотенью понимается эффект бликов и теней, связанный с характером поверхностей формы и конкретными условиями освеще­ния. Задача художника предвидеть, как повлияют различные выступы и впадины на распределение света и тени. По мере возможности, сле­дует подчеркнуть этими средствами характерные особенности формы, ее тектонику и скрыть имеющиеся недостатки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.