Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития




Институциональные преобразования и развитие институтов рынка

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды.

Институциональные преобразования предполагают:

• изменение отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики;

• изменение роли различного типа хозяйствующих субъектов;

• создание необходимых условий и форм привлечения капитала;

• усиление управленческих и регулирующих функций в новых социально-экономических отношениях и др.

Ключевая цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа.

Комплекс институциональных мер по формированию правового пространства страны включает два направления:

1) ликвидацию разбалансированности отдельных элементов системы законодательства, обновление устаревших правовых актов, их согласование с международными нормами в области социально-экономических и экологических отношений;

2) создание институционально-правового пространства для развития рыночных отношений, становления конкурентной среды, поддержки предпринимательства и т.д. По море формирования правового сознания и неформальных институтов рыночного типа целесообразно постепенно сокращать нормы административного регулирования экономики.

Начало институциональных реформ в странах с переходной экономикой было связано с трансформацией института собственности.

Трансформация отношений собственности ведет к смене ценностных (идеологических, философских) ориентиров общества. Институциональная структура национальной экономики, регулирующая нормы поведения хозяйствующих субъектов, включает две важнейшие системы - 1) систему прав собственности; 2) систему правил обмена продуктами.

Собственность выступает как институт, который определяет сферу волеизъявления субъекта, ее конфигурацию и уровень защиты личности.

Критерии трансформации собственности в переходный период:

- экономический критерий - повышение эффективности национального производства;

- социальный критерий - повышение жизненного уров­ня населения, развитие экономических свобод, деотчуждение и возвращение человека в экономику;

- политический критерий - снятие надстроечных фак­торов торможения экономического развития, обеспечение политической стабилизации общества.

Основные компоненты программы реформирования отношений собственности:

1) разгосударствление (деэтатизация) национальной экономики – сокращение государственного вмешательства, выведение из-под административного управления предприятий всех форм собственности, их превращение в полноценных субъектов рынка;

2) приватизация экономики – т.е. восстановление в обществе института частной собственности на средства производства;

3) плюрализм частной собственности – расширение перечня объектов и форм частной собственности;

4) обогащение форм реализации частной и государственной собственности – появление многообразных организационно-правовых форм предприятий;

5) признание прав собственника на различные экономи­ческие ресурсы – появление разнообразных форм пофакторного дохода;

6) ликвидация товарного голода – развитие полноценной личной собственности граждан.

Этапы реформирования институтов собственности в Беларуси.

1) номенклатурная приватизация (1987 - 1992 гг.). В этот период «перестройки Горбачева» бюрокра­тия и технократия делают попытку перейти от номенкла­турной (обезличенной)к индивидуальной госсобственности. Прежде всего, за счет расширения прав предприятия в ценообразовании, распоряжении продукцией и т. п. Госпредприятия окружаются кооперативами, развивается аренда, что способствует первоначальному накоплению капитала.

2) этап массовой приватизации, возникновение системы легальной частной собственности (1992 - 1996 гг.). Ежегодно принимаются государственные программы приватизации. Выключается механизм чековой(бесплатной) приватизации.

В Конституции РБ (1994 г.) формами собственности на средства производства признаются частная и государственная собственность.

3) реставрация «власти-собственности» (1997 - 2005 гг.). Массовая приватизация останавливается. Накладывается за­прет на реализацию акций, приобретенных при акционирова­нии госпредприятий членами коллектива на льготных усло­виях.

Государство усиливает контроль за государственной соб­ственностью. Нарастает давление на частный сектор, вплоть до доведения административных заданий объема выпуска.

Противоречия коллективных предприятий разрешают­ся посредством их трансформации в ЗАО. Ряд стратегиче­ских предприятий из АХ) вновь превращается в унитарны госпредприятия.

Блокируется механизм банкротства убыточных пред­приятий госсектора. Для этого используется ряд формаль­ных правил, включая зачет налоговых платежей в обмен па просроченную дебиторскую задолженность, уплата налогов продукцией, погашение убытков AО за счет расширения уча­стия государства в акционерном капитале, а также легали­зация неплатежей среди предприятий госсектора;

4) этап апробирования форм «новой экономики» (с 2005 г.).

Дефицит бюджета и платежного баланса, а также общий дефицит накоплений в условиях нарастания технологиче­ской отсталости заставляют активизировать денежную при­ватизацию госпредприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.