КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика современной зарубежной философии
Религиозно-философское направление (в православии, католицизме, протестантизме, восточных религиях). Понятием современная философия принято обозначать философскую мысль, начиная с 90-х годов XIX в. до наших дней. В современной философии нашли отражение реальные процессы развития общества, науки, культуры: обострение социальных конфликтов, разгул милитаристской психологии, кровавые катаклизмы, стремительное развитие науки и техники, ведущее, с одной стороны, к невиданному росту производительных сил, а с другой - к созданию оружия массового уничтожения, средств манипуляции массовым сознанием, экологическому кризису, отчуждению человека от труда, от других людей и общества. Эти процессы породили в современной философской мысли самые противоречивые тенденции и ориентации. Составной частью этой философии становится критика философской классики с ее культом разума, верой в возможности его совершенствования, убежденностью в том, что именно разум - лучший инструмент преобразования жизни. Вместе с тем, антиклассической критике противостоит множество идейных движений, направленных на защиту и развитие основных принципов и ценностей классической философии. В современной философии обычно выделяют такие типы философских направлений, как сциентистские (от английского science -наука) или рационалистические, антропологические и религиозно-философские. Сциентистские направления разрабатывают в основном философскую проблематику науки. Антропологические исследуют философские проблемы человека, сущности его бытия. Религиозно-философские ориентированы на философское обоснование религии и связанных с ней проблем. На основе проблематики этих философских школ, а частично и их опровержения возникли и самые современные философские школы, такие как структурализм, герменевтика и другие.
2. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. Ведущее место среди философских школ сциентистского типа занимает позитивизм (от лат. positivus – положительный), который существует уже более ста лет и основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или путем их синтетического объединения. Философия же как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Первой формой данного направления является позитивизм, сформировавшийся как философское направление в ЗО-40-х годах XIX в. Возникновение этой формы связано с развитием естествознания, которое заставило пересмотреть вопрос о взаимоотношении философии и науки: до этого философия понималась как некая «наука наук», раскрывающая причины и сущность бытия. Основатель позитивизма французский философ О. Конт заявил о своем разрыве со старой философией, которую он назвал метафизикой за попытку найти причины и сущности вещей, т.е. за претензию на знание, которое не может быть дано в чувственном опыте, не может быть получено научными средствами. Конт утверждал, что наука не нуждается ни в какой философии, стоящей над ней. Для объективного познания действительности наука должна лишь описывать явления и формулировать законы, но при этом отказаться от выявления причин этих явлений и проникновения в их сущность. Таким образом, философия в ее старом понимании, дающая ответы на вопросы о сущности мира, устраняется; ее предметом становится выявление связей между конкретными науками, создание системы наук. Философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Законы науки носят не причинно-следственный, а описательный характер. Эта форма позитивизма потерпела крушение, прежде всего потому, что абсолютизировала научное знание, считая его полностью и окончательно истинным. Революция в физике на рубеже XIX – XX веков нанесла ей серьезный удар, обнаружив относительный характер научного знания. Второй формой позитивизма стал махизм, связанный с именем австрийского философа Э. Маха и швейцарца Р. Авенариуса. Махизм сохранил стержневую установку старого позитивизма на размежевание науки и философской «метафизики», но отверг решение вопроса о взаимоотношении науки и философии, которое было дано позитивизмом первой формы. После упомянутой революции в физике уже нельзя было сводить задачи философии к простому обобщению данных разных наук, так как выяснилась неполнота и относительность самих научных положений. В этих условиях сама наука вынуждена была обратиться к вопросам о том, как человек познает мир, какими способами, насколько они достоверны, т.е. вынуждена была заняться выяснением сущности познания. Философское решение этих вопросов и попытался дать махизм, который саму философию начал трактовать, прежде всего как теорию познания. Он сосредоточил внимание на анализе природы познания, попытался определить роль и содержание опыта в процессе познания, охарактеризовать взаимоотношение в этом процессе психического и физического, познающего субъекта и познаваемого объекта. Махисты не придавали сколько-нибудь существенного значения вопросам о рациональных средствах и методах познания, прежде всего теоретическим вопросам логики и математики, которые выступили на первый план в проблематике науки XX века. Это дискредитировало махизм в глазах ученых. ______________________________________________________ На смену махизму пришел логический позитивизм или неопозитивизм. Его появление было вызвано развитием современной науки, которая остро поставила философско-методологические вопросы, такие как вопрос о роли знаково-символьных средств в научном мышлении, об отношении теоретического материала к эмпирическим данным, о природе математизации и формализации знаний. Неопозитивизм по-новому стал решать вопрос о предмете философии: В отличие от позитивизма, который задачи философии видел в суммировании или систематизации научного знания, а также махизма, превратившего философию в субъективно-идеалистическую теорию познания, неопозитивизм провозгласил, что философия не является теорией, так как не имеет своего предмета исследования. Философия - это особый вид деятельности, состоящий в анализе языка науки и имеющий своей целью устранение из науки всех метафизических, т.е. ненаучных высказываний, претендующих на объективную истину. Анализ языка науки - важная функция философии, но она не может и не должна ограничиваться выявлением формальной значимости понятий, их значения для упорядочения научного знания. Философия, прежде всего должна выявлять объективную значимость понятий, их соотнесенность и соотносимость с объективной реальностью. Принципом, которым руководствуются неопозитивисты при отделении научных предложений от ненаучных, метафизических является так называемый принцип верификации. Верификация – это проверка предложений путем сопоставления их либо с эмпирическими (опытными) фактами, либо с предложениями, в которых эти факты фиксированы. Если нельзя указать, как можно проверить данное предложение, то оно лишено научного смысла. Применить принцип ферификации к предложениям, относящимся к прошлому и будущему, нельзя. Например, не может быть верифицировано предложение: «Все люди смертны». В результате обнаруживается узость понимания проверки как сведения предложений к эмпирическим фактам. Выход из трудностей, порожденных верификацией, неопозитивизм попытался найти обходным путем. Он предложил учение о «протокольных предложениях», т.е. таких предложениях, которые не надо верифицировать. Эти предложения должны образовать первичные, базисные положения научного знания, стать основой дальнейших логических построений. При этом сговаривалось, что любое предложение может играть роль протокольных и служить базисом науки. Однако, чтобы избежать полного произвола, было предложено отбор предложений, принимаемых в качестве протокольных, проводить на основе соглашения или конвенции между учеными. В результате из науки полностью устраняется объективный момент, она целиком сводится к чисто субъективным правилам логики, правилам, принятого при ее построении языка науки. Что касается выбора того или иного языка, той или иной основополагающей для данной науки системы аксиом и предложений, то они выбираются произвольно, в соответствии с так называемым «принципом терпимости». Единственное условие их выбора –внутренняя непротиворечивость. Следствием такого понимания научной теории является вывод, что «логическая истина» определяется исключительно согласованностью предложений с принятыми правилами построения системы, с принятой в данной науке терминологией. Следовательно, точка зрения, согласно которой в основе математического и естественнонаучного знания лежат произвольные соглашения между учеными, стала определяющей для понимания неопозитивизмом сущности науки, которая ничего не может сказать и не говорит о реальном, объективном мире. В настоящее время неопозитивизм переживает глубокий кризис и в значительной мере утратил свое влияние. Многие представители этого направления отказались от своих доктрин, поняв беспочвенность попыток устранить из науки мировоззренческую проблематику и свести философию к специальной технической деятельности по устранению из науки неистинных предложений. Абстрактно-теоретический уровень исследования отличает также структурализм. Им принято называть направление в гуманитарном знании, использующее при исследовании структурный метод, а так же методы моделирования, формализации и математизации. Структурализм ставит своей целью обнаружить и описать структуру исследуемых объектов. Структура - это такие отношения между элементами, которые сохраняют свою устойчивость при самых различных изменениях и преобразованиях. Подход к изучаемому объекту с позиций структурализма предполагает, во-первых, выявление внешних связей (отношений) исследуемого объекта, и, во-вторых, реконструкцию собственно внутренней структуры объекта. Применение структурного метода позволяет не только выявить «скелет» того или иного объекта, но и сформулировать правила, по которым путем перестановки элементов в объекте можно получить другие объекты. В своем развитии структурализм проходит несколько этапов. 1). В период своего возникновения в 20-х годах XX века структурный метод разрабатывался прежде всего в лингвистике. 2). Позднее структурализм получил распространение в этнографии, эстетике, искусствознании и, наконец, 3) структуралистическая методология стала использоваться при объяснении истории, науки в целом и других культурных процессов. Таким образом, объектом исследования для структурализма становится культура как совокупность знаковых систем, важнейшей из которых является язык. Это связано со спецификой языка как универсальной знаковой системой, имеющей четко выраженную структуру. К знаковым системам структурализм относит также науку, искусство, мифологию, моду, социальные устройства, явления массовой культуры и т.д. Анализ этих объектов позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым в жизни бессознательно подчиняется человек. Представители этого направления считают, что именно анализ бессознательного обеспечивает объективность исследования, избавляет его от субъективистских извращений. Применение структурного метода позволило добиться позитивных результатов в конкретных областях культуры. Так, в лингвистике с помощью этого метода была выработана методика описания бесписьменных языков, проведена дешифровка неизвестных письменностей, осуществлено внедрение электронно-счетных устройств в различные сферы языковой деятельности, разработаны методы реконструкции языковых систем. Особенно плодотворным структурализм оказался при изучении культуры первобытных племен, исследования фольклора и мифологии. В основе структурализма лежит позитивная тенденция, ориентированная на сближение гуманитарных наук о человеке с естествознанием. Это предполагает понимание целостности культуры человечества и, вместе с тем, самостоятельности каждой из культур. Структурализм оказал значительное влияние на проблематику исследования различных философских школ современности, дал толчок к разработке проблем языка, разума, объективности структур власти. Что же касается герменевтики, то это одно из более поздних направлений философии, но имеющее длительную предисторию. Слово герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса -наместника богов и толкователя их воли. С момента своего возникновения герменевтика занималась вопросами интерпретации и толкования текстов, культурно-исторических памятников, Библии и т.д. С течением времени герменевтика стала рассматриваться как методологическая основа гуманитарного знания. Для понимания исторических текстов и любых других памятников культуры исследователь должен проникнуть в ту культурно-историческую атмосферу, в которой творил их создатель, он должен вжиться в нее, воспроизвести ее в своих переживаниях, вообще в сознании. Если понимание собственного мира осуществляется путем интроспекции (самонаблюдения), то понимание чужого мира – путем «вживания», «чувствования», «сопереживания». Понимание культуры прошлого – это есть метод ее интерпретации. Представители современной философской герменевтики видит в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ интерпретации и толкования социально-культурной среды, человеческого бытия вообще. Основной проблематикой философии они считают проблемы языка, анализ косвенных свидетельств сознания, воплощенных прежде всего в письменной речи. Более того, герменевтика приобрела универсальный смысл. Согласно ей проблема познания – это основная философская проблема, а предмет философии – это мир человека, трактуемый как мир общения, в процессе которого протекает вся человеческая деятельность, создаются ценности. Что же такое понимание? Это способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание как способ освоения мира конкретизируется в понятии «опыт». Действительность человек не только познает, но практически осваивает. Поэтому речь должна идти не просто о познании мира, а об опыте мира, который включает в себя непосредственность переживаний (опыт жизни) и различные формы практического, в частности, эстетического освоения действительности (опыт истории, «опыт искусства»). Поскольку основные механизмы формирования опыта заложены в языке, так как ои задает схемы ориентации в мире, постольку анализ языка, письменных текстов является важнейшим условием понимания как прошлого опыта, так и настоящего. Таким образом, предмет герменевтики сегодня составляют не только понимающие (гуманитарные) науки, но и вся совокупность человеческого знания о мире, бытии человека в нем. __________________________________________________________________ 3. Антропологическое (иррационалистическое) направление: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.
Антропологические школы противостоят рационализму XIX-XX в.в. и сциентистским направлениям современной философии XIX-XX в.в. Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Истоки этих философских направлений восходят к «философии жизни» XX века. Ее наиболее выдающимися представителями были Ф. Нищие (lg44-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941). В понятии жизнь у Ницше выражается воля к аккумуляции силы, у Дильтея - факты воли, побуждений и чувств человека, у Бергсона -космическая сила, «жизненный порыв». Но при любом понимании жизни общим для этих философов является убеждение в том, что и жизнь, и явления человеческой культуры недоступны рационализму, научному познанию. Они открываются или инстинктам или интуиции, противоположным научному познанию. Одной из разновидностей философии жизни является фрейдизм. Имя этому философскому направлению дал 3. Фрейд (1856-1939) - австрийский врач, психолог, основатель психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности. Психика человека представлялась Фрейду расчлененной на две противоборствующие стороны: сферы бессознательного и сознательного. Центральным элементом психики, его сутью он считал бессознательное, из которого в процессе развития появляется сознательное. В двадцатые годы Фрейд предложил модель структуры личности, которая состоит из трех слоев или элементов «Оно» (Id) - слой бессознательных влечений, основа деятельности индивида. Действие «Оно» осуществляется по произвольной программе получения наибольшего удовольствия «Я» (Ego) - сфера сознательного, которое выделяется из «Оно» в силу противоречий, возникающих между бессознательными влечениями к удовольствиям и внешней социальной и природной необходимостью. «Я» стремится обуздать бессознательные влечения «Оно» и направить их в русло одобряемого обществом поведения. Фрейд сравнивает «Я» со всадником, который должен управлять существом более могущественным, чем он сам -«Оно» «Сверх - Я» (Super ego) - внутриличностная совесть, которая возникает в силу неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и примирить их с действительностью. В «Сверх - Я» находят отражения общественные заповеди, запреты, власть авторитетов. Фрейд считал, что основой бессознательного являются сексуальные влечения и комплексы, которые с детства заложены в человеке. Эту гипотезу он стремился обосновать ссылками на древнегреческий миф о царе Эдипе. Согласно фрейдистскому «эдипову» комплексу, мальчик испытывает постоянное влечение к своей матери и видит в отце соперника. При этом к отцу сыновья испытывают амбивалентные (двойственные) чувства. Они восхищаются отцом и одновременно ненавидят его. Позднее понятие «сексуальное влечение» Фрейд заменяет понятием «либидо», которым охватывается вся сфера человеческой любви, включающая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и т.д. В конечном счете он выдвигает положение, согласно которому деятельность человека определяется как наличием биологических, так и социальных влечений, где определяющую роль играют «Эрос» - инстинкт жизни и «Танатос» -инстинкт смерти. Исходя из созданной модели личности, Фрейд обращается к исследованию социальных и культурных процессов. Он считал, что психология личности является также и социальной психологией, поэтому психоанализ может быть использован и при изучении социальной и культурной жизни. Так, например, культура, пп его мнению, начинается с акта убийства отца первобытной орды его сыновьями-соперниками. Убив отца и удовлетворив тем самым чувство ненависти к нему, они оказались во власти нежных родственных чувств, на основе которых у них возникли чувство вины и раскаяния. Эти чувства побудили их навечно запечатлеть образ отца в виде зверя-тотема и объявил недопустимость его убийства. По мнению Фрейда, вся культура, организация общества покоится на чувствах вины и раскаяния за совершенные в древности преступление. Религия - на сознании вины и раскаяния, нравственность - отчасти на потребностях общества, а отчасти, также на чувстве вины. Фрейдизм оказал влияние на самые различные направления современной философии, на социальную психологию, этнографию. Особенно сильным оказалось воздействие на теорию и практику модернистских направлений в искусстве. И все же, пожалуй; наиболее влиятельное направление иррационализма - экзистенциализм (от лат. existentia - существование). Главные представители этого направления - Майдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969) в Германии, Г. Марсель (1889-1973), Ж-П. Сартр (1905-1980) и А. Камю (1913-1960) во Франции. Многие экзистенциалисты своим учителем считают Ф.М. Достоевского. Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности. Нельзя не учитывать, что экзистенциализм явился своеобразной реакцией на положение науки XX века. В нем отразилось разочарование в способности науки обеспечить процветание общества, ответить на интересующие людей вопросы, стать руководством к действию. Исходной категорией экзистенциализма является категория существования (экзистенция), которая трактуется как уникальное, неповторимое человеческое существование, как переживание личностью своего бытия. Следовательно, за исходное экзистенциализм берет изолированного человека, все интересы которого сосредоточены на нем самом, на его неповторимом существовании. Поэтому термин «экзистенция» не применим к вещам, они есть, но они не существуют. Экзистенциализм различает подлинное и неподлинное бытие. Разграничение осуществляется в зависимости от того, что выдвигается на первый план в существовании человека - направленность в будущее, т.е. к смерти, или в настоящее, приковывающее человека к его вещам. Неподлинное бытие - это перевес в существовании настоящего, которое выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его временность, конечность. Согласно экзистенциализму, мир вещей - это не только вещизм в буквальном значении слова, но и социальная среда обитания человека. Неподлинное бытие - это такой способ человеческого существования, при котором человек целиком поглощается средой, которая диктует ему стереотипы поведения, образ мыслей и чувств. Изображая этот неподлинный мир, экзистенциализм рисует реальное общество с его культом потребления, нивелировкой личности, где каждый боится быть самим собой, выделиться из массы. Общество, коллективы, учреждения представляются экзистенциалистами чем-то нечеловеческим, противостоящим личности как враждебная ей сила. Подлинное бытие характеризуется экзистенциализмом как бытие, где человеку удается освободиться от власти общества и его установлений. Достигнуть его можно лишь тогда, когда человек осознает свою временность, конечность. Важное место в экзистенциализме занимает учение о пограничных ситуациях, в которых человек ближе всего подходит к осознанию своей временности (мгновения перед смертью, болезнь, горе, отчаяние и т.п.;. Существовать - это значит балансировать на грани "жизни и смерти", ощущая хрупкость своего бытия. Оказавшись в пограничных ситуациях, индивид начинает осознавать свою сущность, понимать враждебность окружающего мира, абсурдность своего существования под тяжестью навязанных канонов и норм. Начав с гуманного тезиса о самоценности и неповторимости личности, экзистенциализм приходит к выводу об абсурдности мира, бессмысленности существования человека и человечества, вывода, который является центральной идеей этой философии.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |