Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия - любовь к мудрости, стремление к истине




Назначение и функции философии в культуре.

Дисциплинарная структура философского знания.

Специфика философского познания и знания. Проблема научного обоснования философии.

Философия - любовь к мудрости, стремление к истине.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта

Определил развитие философской герменевтики

Философское учение о всеобщей одушевленности универсума -

Вид духовного производства в области эстетического освоения мира -

Одно из главных понятий философии А Камю -

долг

стабильность

бунт

справедливость

революция

 

наука

философия

искусство

религия

мораль

 

деизм

пантеизм

плюрализм

дуализм

монизм

гилозоизм

 

108. Понятия "культура" и "общество" соотносятся следующим образом:

не обладают общим содержанием

между ними есть содержательная связь, но они не тождественны

тождественны по содержанию

 

Сартр

Поппер

Ясперс

Фрейд

Фромм

Гадамер

 

110. Понятие «осевая эпоха» ввел для объяснения исторического процесса

Поппер

Дюркгейм

Тойнби

Ясперс

Шпенглер

Вебер

 

111. Политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определённой территории, где поддерживается юридический порядок -...

политическая структура

политическая система

политическая организация

государство

 

112. Идеализация – это:

умозаключение от общего к частному

умозаключение от частного к общему

расчленение предметов на составляющие их элементы

объединение элементов в единое целое

мысленное конструирование понятия о таких объектах, которые вроде бы не существуют, но имеют прообразы

 

культура

техника

политика

экономика

технология

 

114. Философский термин «эманация» означает

отсутствие страданий

невозмутимость души

истечение, излучение божественного абсолюта

свобода от аффектов

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ

2.Философия - это мнение о: предмете философии и природе философских проблем.

 

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo – «люблю» и sophia – «мудрость»). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. до н.э.). Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но – стремление к красоте и добру. Любовь - не Бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она - одна из существ, что объединяют человека и Бога.

Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София - мудрость, ею владеет лишь Бог. Темнота - судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философ - это тот, кто ни темный, ни мудрый, не владеющий мудростью, но заполнен страстью к ней.

Платон ставит философию значительно выше поэзии, искусства, риторики, которые не стремятся к Истине, более того, не только не раскрывают, а иногда даже скрывают или фальсифицируют ее. Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, Аристотель писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

Философия с самого начала своего возникновения имела целью саму себя. Она стремилась к истине, которую следует искать, созерцать, истины самодостаточной, истины как таковой. Аристотель утверждал: «Все остальные науки больше необходимы, но лучшей нет ни одной, так как человека можно назвать свободным тогда, когда он является целью для самого себя, так и наука может считаться свободной только при данном условии».

Привилегированный статус философии среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется ее бескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию, мудрости, благодаря чему она является автономной и самодостаточной, действительно свободным творческим актом (Н. Бердяев).

2. Философия - это мнение о: предмете философии и природе философских проблем.

Что есть мудрость? Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец разнообразных вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного) является мудростью. Такое обилие знаний мудрости не прибавляет.

Цель философии – познание необъятного. Философия не только стремится подняться над случайным и единичным, но и перешагнуть через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): Что является основой и первоначалом всего сущего? Как соотносятся в мире материальное и духовное начала? В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет? Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение «человек – мир», взятое в целостности и общности.

Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы Вселенной, Космоса интересовали не сами по себе, а в контексте решения проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы — досократики (VI -V вв. до н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. до н.э. провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение «Познай самого себя».

Человек — исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?») очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.

Философия базируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно - прагматическому или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью «на все времена», но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого рефлексивного отношения к жизни. Философское отношение к жизни — это отношение через осмысление имеющихся форм культуры (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.

Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.

Вопрос о природе философского знания имеет и такую трактовку: или показывается философия естественным наследием развития общественных нужд, которые принципиально не удовлетворяются ничем другим; или философия – «ничья земля» между теологией и наукой (так трактовал философию великий английский философ Б. Рассел); или философия — промежуточное положение идей, этап в их развитии от теологического до научного; или философия — всего лишь форма политической идеологии и т.д.

Представляется, что философия как особый тип мировоззрения возникла как ответ на вечную для человека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.

Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверное, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, над выяснением сути самого человека как субъекта культуры.

Предмет философии — исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она сформировала, но среди них имеются и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.