КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание предприятия представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение статуса субъекта хозяйствования
Жизненный цикл предприятия Правовое регулирование деятельности предприятий в РБ
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность предприятий в РБ, являются (в соответствии с их иерархическим соотношением): 1) Конституция РБ ( от 15 марта 1994 г. № 2875-XII ). Статья 13 закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности на территории РБ на основе государственной и частной собственности, причем определяются равные права для субъектов обоих форм собственности; 2) Кодексы Республики Беларусь (закон, который обеспечивает полное и системное регулирование определенной области общественных отношений): Гражданский Кодекс (от 7 декабря 1998, № 218-3), Таможенный Кодекс (от 4 января 2007, №204-3), Налоговый Кодекс (от 19 декабря 2002, № 166-3), Хозяйственный процессуальный Кодекс (от 15 декабря 1998, № 219-3), Трудовой Кодекс (от 22 июля 1999, № 296-3), Инвестиционный Кодекс (от 22 июня 2001, № 37-3) и др. 3) Законы Республики Беларусь (нормативно-правовой акт, в котором закреплены принципы и нормы наиболее важных общественных отношений): Закон о защите прав потребителей (от 9 января 2002, № 90-З), О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, О предпринимательстве (от 28 мая 1991, 813-XІІ), О рекламе (10 мая 2007 г. № 225-З), О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) (от 10 мая 2007, № 224-З), О бюджете РБ на 2007 год (29 декабря 2006, № 191-З) 4) Декреты Президента Республики Беларусь (нормативно-правовой акт Главы государства, имеющий силу закона): О лицензировании некоторых видов деятельности (от 14 июля 2003, № 17), О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы (от 15 февраля 2002, 3), Об упорядочении реализации заложенного имущества (27 января 2003, № 5)5) Постановления Совета Министров Республики Беларусь (нормативно-правовой акт Правительства РБ) – действуют более 70, регулирующих порядок работы, рынков, пунктов розничной продажи, порядок реализации табачной, алкогольной и иной продукции;
6) Инструкции (нормативно-правовой акт, который детально определяет содержание и методические вопросы регулирования в области осуществления коммерческой деятельности) 7) Приказы (нормативно-правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем в пределах компетенции возглавляемого им органа) 8) Решения органов местного управления и самоуправления (нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов)
Существуют три способа образования юридического лица: Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создается по распоряжению собственника или уполномоченного им органа. Например, приказом Министра связи и информатизации №118 от 20 сентября 1995 г. было создано РУП «Белпочта»; Разрешительный порядок состоит в том, что юридическое лицо создается по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это разрешения соответствующего государственного или иного органа. Например, создание холдингов в Республике Беларусь возможно только после получения согласия Министерства РБ по антимонопольной политике; Явочно-нормативный порядок означает, что специального разрешения на создание юр. лица не требуется, т.к. его создание разрешено законом. Учредители образуют юридическое лицо по своему усмотрению, а государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка. Этот способ в РБ является основной. Последовательность действий по созданию предприятия: - возникновение идеи о создании нового предприятия и изучение возможностей организации нового бизнеса, рынка, подбор поставщиков факторов производства, соучеридителей предприятия, определение финансовых источников, необходимых для формирования УК;
- проведение учредительного собрания (выбор организационно-правовой формы предприятия, утверждение устава коммерческой организации, назначение директора, подписание протокола заседания собрания учредителей и (или) учредительного договора); - государственная регистрация предприятия (получение свидетельства о регистрации, изготовление печатей и штампов, постановка на учет в инспекции Министерства по налогам и сборам, органах статистики, ФСЗН, открытие счета в банке); - проведение мероприятий по найму трудового коллектива, приобретению имущества, получение кредитов и дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности. Формы учредительных документов: 1) учредительный договор заключается с целью урегулирования взаимоотношений между учредителями в процессе его создания и деятельности, а также для определения обязательств учредителей по отношению к создаваемой ими организации. 2) устав представляет собой свод правил, регулирующих деятельность К.О. и ее взаимоотношения с другими организациями, гражданами, его права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности. Онсодержит основные сведения о коммерческой организации: наименование, место нахождение, цели деятельности, порядок управления, размер и состав уставного фонда, порядок образования имущества, порядок и условия распределения прибыли и убытков, порядок ликвидации и реорганизации. Обязательным для коммерческой организации является перечисление видов деятельности, которыми она будет заниматься и соответствующие им коды в соответствии с ОКЭД. Т.о. учредительный договор определяет взаимоотношения между учредителями, учредителями и К.О., а устав между К.О. и третьими лицами. Государственная регистрация (Положение о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования от 16 марта 1999, №11 в редакции Декрета президента РБ от 17 декабря 2002, №29) – это в государственном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Ее суть состоит в том, что государственный орган проверяет, соответствует ли процедура создания предприятия, а также само юр.лицо требованиям закона.
Регистрацию субъектов хозяйствования осуществляют облисполкомы (горисполкомы) по месту их нахождения после утверждения фирменного названия (в Управлении Единого государственного регистра юридических лиц и ИП Министерства юстиции РБ). Для государственной регистрации учредители представляют в регистрирующий орган: - заявление о регистрации; - анкету установленного образца, заполненную каждым учредителем; - копию решения о создании юр. лица; - учредительные документы (2 экземпляра); - документы, подтверждающие формирование уставного фонда; - сведения об учредителях, в том числе копии учредительных документов учредителей – юридических лиц; - гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий размещение коммерческой организации по месту нахождения; - платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию (с коммерческих организаций – 60 евро, использующих труд учащихся, инвалидов, организаций, создаваемых ветеранами, с/х предприятий – 3 евро, ИП – 6 евро, не взимается плата со студентов, учащихся дневной формы обучения, а также выпускников в течение года после их окончания). Срок государственной регистрации – один месяц со дня подачи всех необходимых документов. Отказ в регистрации возможен в случае: - расположение юр. лица в жилом помещении без соответствующего решения исполкома; - нарушение установленного порядка создания предприятия; - несоответствие учредительных документов требованиям законодательства; - неполный перечень документов. В случае отказа в регистрации заявителю возвращается 50% внесенной суммы. После государственной регистрации субъект хозяйствования обязан: - в 10-дневный срок стать на учет в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции по месту своего расположения; - зарегистрироваться в органах государственной статистики; - выбрать банк и открыть в нем расчетный счет; - стать на учет ФСЗН;
- нанять персонал; - заключить необходимые хозяйственные договоры (аренды, на кассовое обслуживание); - обеспечить движение денежных средств по расчетному счету в срок не позднее 3 месяцев со дня его открытия; - разместить органы управления юридического лица по указанному в учредительных документах адресу. Уставный фонд – это минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов. Его величина зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности предприятия и является основной его функционирования. Он выполняет функции: - определяет право совладельцев предприятия на участие в управлении и прибылях; - в случае ликвидации определяет право совладельцев на оставшуюся после удовлетворения претензий кредиторов часть имущества; - в ряде случаев является критерием для определения размера дополнительной ответственности совладельцев по долгам юридического лица и т.д. Он формируется в двух формах – денежной и неденежной. Объявленный и зарегистрированный предприятием уставный фонд должен ежегодно контролироваться по итогам хозяйственной деятельности в соотношении с чистыми активами. Если по окончании второго и каждого следующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше УК, организация обязана объявить и зарегистрировать уменьшение своего уставного фонда. Если эта сумма ниже, чем установленный минимальный размер уставного фонда, организация подлежит ликвидации. 2) ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе своей деятельности субъекты хозяйствования должны: - своевременно уплачивать налоги и сборы; - обеспечивать надлежащий учет деятельности; - обеспечивать безубыточную деятельность; - контролировать состояние чистых активов по отношению к УФ и своевременно принимать решения об его увеличении или уменьшении; - вносить необходимые изменения и дополнения в учредительные документы при изменении состава участников, смене юридического адреса, изменении уставного фонда и др. 3) ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ может осуществляться путем реорганизации юридического лица или ликвидации субъекта хозяйствования. Реорганизация производится по решению собственника предприятия (учредителей, участников) либо уполномоченных государственных органов, в том числе суда. При реорганизации права и обязанности юридического лица, прекратившего свою деятельность, переходят к вновь образованным. Выделяют следующие виды реорганизации: 1) преобразование – изменение вида юридического лица; 2) сияние нескольких юридических лиц с образованием нового; 3) присоединение юридического лица к другому; 4) разделение на несколько новых предприятий; 5) выделение нового юридического лица из остающихся. Ликвидация влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Она может быть осуществлена по решению учредителей (участников), хозяйственного суда, регистрирующего органа. В случае ликвидации организации по решению собственников в регистрирующий орган подается: - заявление о ликвидации; - решение о ликвидации; - решение о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора; - сведения о порядке и сроках ликвидации. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником или уполномоченным органом, а в случае банкротства – судом. Они же устанавливают порядок и сроки проведения ликвидации. Ликвидационная комиссия: - помещает в газете «Республика» сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами; - составляет перечень кредиторов с указанием срока долга; - уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации; - сосредотачивает денежные средства на единых расчетом и валютном счетах в одном банке; - оценивает имущество ликвидируемой организации; - рассчитывается с кредиторами в порядке очередности; - утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации; - составляет ликвидационный баланс; - предоставляет регулирующему органу ликвидационный баланс со всей документацией. Требования кредиторов ликвидируемой организации удовлетворятся в следующей последовательности: - гражданам, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровья; - гражданам, работающим по трудовым договорам по оплате труда и выходные пособия; - бюджету и внебюджетным фондам по платежам и налогам; - кредиторам по обязательствам, обеспеченным залогом имущества; - другим кредиторам. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения соответствующего решения предоставляет Министерству юстиции сведения для исключения субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и ИП и сообщает об их ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики. Субъекты хозяйствования считаются реорганизованными или ликвидированными с момента исключения их из Единого государственного регистра юридических лиц и ИП.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |