Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первая группа




НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СТОЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛЕЖА

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СТОЯ

 

Первая группа классических приемов стоя

 

Подсечки (рис. 46—47).

 

Подсекание — это воздействие на одну свободную опору в момент увеличения площади опоры (в конечной стадии), т. е. в тот момент, когда УКЭ хочет перенести вес тела на вторую опору. Если не происходит подсекание, то тело принимает двухопорное положение.

Слово подсечка имеет два значения: срубить очень низко под корень и поддернуть в нужный момент. Из этого можно заключить, что подсечка — это подбивание как можно ближе к опоре в четко определенный момент. Можно сказать, что подсечки выполняются в основном за счет ног, а если дальше развивать эту мысль, то обнаруживаем, что зацепы выполняются за счет рук, подхваты за счет ног, подножки за счет рук, подсады за счет корпуса и других частей тела.

В том случае, когда момент для подсечки упущен и нога УКЭ принимает опору, а подсечка все равно выполняется уже через опорную ногу в момент уменьшения площади опоры, в этом случае подсечка приобретает все свойства (признаки) подножки. По внешнему сходству такие броски все равно называют подсечками, хотя во многих источниках встречается понятие опорная подсечка и чистая подсечка.

Подсечки выполняются в основном стопой, стоя на одной ноге, (располагаясь к сопернику грудью. В зависимости от направления выведения из равновесия и места подбива существует ряд подсечек, изображенных на следующих рисунках.

 

Рис. 46.

1. Передняя подсечка — САСАЭ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ. Подбивается движущаяся вперед нога УКЭ в момент прохождения ею вертикали (чистая подсечка).

2. Подсечка в колено — ХИДЗА-ГУРУМА. Может выполняться в любом положении ноги УКЭ, выведением по горизонтальному кругу в виде чистой подсечки (при отставленной ноге) или опорной подсечки. Имеет вариант выполнения на правую ногу УКЭ, при левом захвате.

3. Подсечка в темп шага — ОКУРИ-АСИ-БАРАИ.

4. Передняя подсечка под отставленную ногу — ХАРАИ-ЦУРИ-КОМИ-АСИ.

Выполняется в виде подсечки в темп шага под отступающего соперника.

 

Рис. 47.

5. Боковая подсечка — ДЕ-АСИ-БАРАИ.

6. Задняя подсечка — КО-СОТО-ГАРИ.

7. Подсечка изнутри — КО-УТИ-ГАРИ. Выполняется в виде зацепа на отшагивающую ногу — нога УКЭ удерживается, а плечи толкаются назад.

8. Боковая подсечка изнутри — КО-УТИ-БАРАИ. Выполняется как чистая подсечка под пятку в момент шага УКЭ в сторону или вперед-в сторону. Выведение из равновесия назад-в сторону обрывая по вертикальному кругу. Может выполняться нависанием на одну сторону плеч УКЭ. Имеет много других вариантов исполнения.

Если посмотреть внимательно на все подсечки, то они отличаются между собой лишь направлением шага УКЭ и способом выведения его из равновесия. В общем, это по сути одна подсечка, выполняемая в различные моменты, при различных взаиморасположениях ТОРИ и УКЭ. Но при обучении необходимо знать отличительные особенности каждой из них.

 

 
 

 

 
 

 

 

Вторая группа классических приемов стоя

Зацепы (рис. 48, 49).

 

Зацепление — преграждение свободной опоре соперника пути для восстановления равновесия в самом начале момента увеличения площади опоры. В этом случае опора удерживается, а линия плеч перемещается силами выведения из равновесия. Зацеп выполняется в основном голенью и стопой, а возможен, как неклассический вариант, зацеп рукой. Зацепляя, ТОРИ расположен к УКЭ грудью и стоит на одной ноге. Часто зацепы выполняются как подсечки. Например, зацеп голенью изнутри с заведением. Классические варианты зацепов изображены на следующих рисунках.

 

Рис. 48

1. Зацеп изнутри — О-УТИ-ГАРИ.

Этот бросок можно выполнять по направлению назад (т. е. толкать плечи назад) и назад-в сторону (т. е. скручивать плечи назад-в сторону).

2. Зацеп снаружи — КО-СОТО-ГАКЭ.

Этот бросок выполняется скручиванием плеч УКЭ после неудавшейся боковой или задней подсечки, когда нога УКЭ приняла опорное положение и подсечка не получилась. В этом случае плечи скручиваются, а нога удерживается.

3. Большой задний зацеп одноименной ногой снаружи — О-СОТО-ОТОСИ.

Этот зацеп на загруженную ногу, как при подножках.

4. Зацеп снаружи под дальнюю ногу — НИДАН-КО-СОТО-ГАКЭ.

Этот зацеп выполняется как продолжение предыдущего.

5. Боковой зацеп с падением — ЕКО-ГАКЭ.

Это разновидность зацепа стопой, в котором выведение из равновесия выполняется пависанием с падением ТОРИ.

 

Рис.49

6. Зацеп голенью изнутри с заведением — О-УТИ-ГАРИ.

Выполняется скручиванием назад-в сторону, как подсечка изнутри при шаге УКЭ вперед-в сторону.

7. Большой зацеп снаружи — О-СОТО-ГАРИ.

Этот бросок является как бы продолжением зацепа с заведением, он похож на подсечку в темп шага, только выполняется другой ногой.

8. Зацеп изнутри за одноименную ногу — КО-УТИ-МАКИ-КОМИ.

Может выполняться как подсечка изнутри, а может быть выполнен после неудавшейся подсечки, когда нога УКЭ успела принять опору, но оттого, что ТОРИ скручивает плечи УКЭ назад-в сторону, он должен отшагнуть для восстановления равновесия, а нога в этот момент зацепляется.

Этот бросок может выполняться с изменением захвата и нависая на одну сторону плеч.

 

 

 
 

 

 

 
 

 

Третья группа классических приемов стоя

Подножки (рис. 50, 51).

 

В подножках блокирование опоры происходит в момент уменьшения площади опоры, в то время, как ТОРИ стоит на двух опорах в положении выпада. Блокирование выполняется в основном голенью с поворотом к УКЭ боком. При выведениях из равновесия в подножках обязательно создается линия напряжения и подбив выполняется эффективно в том случае, если она проходит свою вертикаль. Подножки выполняются в основном руками, при блокированной ноге УКЭ, а это значит, что перемещается его линия плеч под воздействием сил выведения.

При подножках, выполняемых оставаясь грудью к УКЭ, ТОРИ для удлинения сил выведения вынужден выполнять бросок с падением. Поэтому падение ТОРИ при бросках не какая-нибудь случайность, а закономерность, связанная с взаиморасположением.

В основе всех подножек лежат броски выведением из равновесия рывком (т. е. без подбива).

 

Рис. 50.

1. Выведение из равновесия рывком — УКИ-ОТОСИ.

2. Выведение из равновесия скручиванием — СУМИ-ОТОСИ.

3. Передняя подножка — ТАИ-ОТОСИ.

4. Передняя подножка с захватом руки на плечо — СЭОИ-ОТОСИ.

 

Рис. 51.

5. Боковая подножка с падением — ЕКО-ОТОСИ.

6. Подножка с падением назад — ТАНИ-ОТОСИ.

7. Боковая подножка стопой с падением — ЕКО-ГАКЭ.

8. Передняя подножка на пятке садясь — УКИ-ВАДЗА.

9. Передняя подножка с падением — ЕКО-ВАКАРЭ. В этой группе приемов подножки различаются между собой только небольшими деталями. Подножки могут выполняться на три положения ноги УКЭ (фронтальное, отставленное, выставленное), на которую происходит выведение из равновесия. От направления броска и выведения из равновесия зависит название — передняя, задняя, боковая подножка. Все подножки выполняются скручиванием по вертикальному кругу из классического захвата.

Броски 4 и 6 выполняются за счет выведения из равновесия нависанием на одну сторону линии плеч.

Выведение из равновесия рывком, ТОРИ может выполнять, становясь на колено.

Броски не в левую сторону, требующие изменения классического захвата (варианты броска 6 и 5), являются всего лишь вариантами классических подножек.

 

 
 

 

 
 

 

 

Четвертая группа классических приемов стоя

Подхваты (рис. 52, 53).

 

Подхваты выполняются способом интенсивного выбивания (рубление). Подбивы в подхватах выполняются в основном бедром, воздействуя на одну фиксированную опору в момент уменьшения площади опоры с обязательным созданием линии напряжения.

В подхватах ТОРИ поворачивается к УКЭ боком и стоит на одной ноге. Подхваты выполняются преимущественно за счет интенсивного воздействия на площадь опоры и относительно слабого воздействия на линию плеч.

Эта группа приемов как бы логически продолжает подножки, т. е. если сил выведения для подножки не хватает (линия напряжения не достигает своей вертикали), то естественно возникает необходимость применения наиболее эффективного подбива, т. е. рубления.

Если при выполнении подхвата выведение из равновесия выполняется вращением по горизонтальному кругу, то подбив должен выполняться в виде перекрывания бедром ноги УКЭ как в подножках, только при этом ТОРИ стоит в равновесии на одной ноге. Примером этого служит бросок № 6 на рис. 53.

 

Рис. 52.

1. Подхват изнутри—УТИ-МАТА.

2. Подсад голенью — ХАНЭ-ГОСИ.

3. Задний подхват под две ноги (отхват) — О-СОТО-ГУРУМА.

4. Подсад голенью с захватом руки под плечо — ХАНЭ-МАКИ-КОМИ.

5. Подхват под отставленную ногу — ХАРАИ-ГОСИ.

6. Бросок через ногу вперед — О-ГУРУМА (подхват под две ноги с выведением по горизонтальному кругу).

7. Бросок через ногу вперед-в сторону - КОСИ-ГУРУМА. (подхват под две ноги с выведением по вертикальному кругу).

8. Бросок через ногу в сторону — АСИ-ГУРУМА. (боковой подхват).

Если броски 6, 7, 8 выполняются рублением, то это подхваты, но если нога УКЭ только перекрывается, а плечи скручиваются по вертикальному или горизонтальному кругу, то это бросок через ногу, в которых основное воздействие происходит на линию плеч.

Приемы 2, 4 называются «подсад» потому, что подхватывание (рубление) направлено строго вверх, как в подсадах. Подхваты бедром могут выполняться, располагаясь лицом к УКЭ (так называемые подсады бедром).

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

Пятая группа классических приемов стоя

Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).

 

Эта группа приемов более многочисленна, подбивы способом подсаживания выполняются почти всеми частями тела и притом из различных положений ТОРИ (стоя, лежа), в момент двухопорного положения УКЭ.

Броски этой группы выполняются, располагаясь к УКЭ грудью, боком, спиной.

Подсаживания выполняются как можно ближе к общему центру тяжести УКЭ и сила подсаживания (подбива) направлена строго вверх. После подсаживания УКЭ как бы лишается площади опоры. Чтобы выполнить сбрасывание, ТОРИ в воздухе переворачивает тело УКЭ и сбрасывает его на татами. Подсады выполняются с помощью стопы, голени, бедра, таза, спины, плеч, рук. Эта группа приемов имеет большое количество вариантов исполнения.

 

Рис. 54.

1. Бросок с упором стопы в живот — ТОМОЭ-НАГЭ.

2. Бросок подсадом голенью садясь — СУМИ-ГАЭСИ.

Существует много вариантов бросков с упором стопой и подсадом голенью.

 

Рис. 55.

3. Бросок через спину с захватом руки на плечо — ИППОН-СЕОИ-НАГЭ.

4. Бросок через бедро с захватом отворота и рукава — ЦУРИ-КОМИ-ГОСИ.

5. Бросок через спину с захватом отворота и рукава — МОРОТЭ-СЕОИ-НАГЭ.

6. Бросок через спину с захватом руки под плечо — СОТО-МАКИ-КОМИ.

7. Бросок через бедро с захватом шеи — КУБИ-НАГЭ.

8. Бросок через бедро наклоном с захватом за спину - О-ГОСИ.

9. Бросок через бедро скручиванием с захватом за спину — УКИ-ГОСИ.

В этом броске выведение из равновесия выполняется по горизонтальном кругу.

 

Рис. 56.

10. Бросок через бедро (вскидывая на бедро) — УЦУРИ-ГОСИ.

11. Боковой переворот — ТЕ-ГУРУМА.

12. Бросок через грудь с падением (скручиванием)— ЕКО-ГУРУМА.

13. Бросок через грудь — УРА-НАГЭ.

 

Рис. 57.

14. Передний переворот — СУРИ-НАГЭ.

15. Бросок через плечи — КАТА-ГУРУМА.

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

 

Первая группа классических действий лежа

Удержание (рис. 58).

 

Удержания проводятся с трех сторон: сбоку, со стороны головы, верхом. Удержание со стороны ног правилами дзюдо не засчитываются. Выполнять удержания можно грудью, боком, спиной. Изменение захвата при различных удержаниях образует их варианты.

 

Рис. 58.

1. Удержание с боку с захватом руки и головы—КЭСА-ГАТАМЭ.

2. Удержание поперек с захватом туловища и бедра—ЕКО-СИХО-ГАТАМЭ.

3. Удержание со стороны головы с захватом пояса двумя руками — КАМИ-СИХО-ГАТАМЭ.

4. Удержание боком со стороны головы с захватом двух рук — УСИРО-КЕСА-ГАТАМЭ.

5. Удержание верхом с захватом двух рук — ТАТЭ-СИХО-ГАТАМЭ.

6. Обратное удержание верхом — ТАТЭ-САНКАКУ-ГАТАМЭ. Эти шесть удержаний являются классической основой всех удержаний. Удержания спиной являются лишь вариантами удержаний и то потому, что в настоящее время засчитываются (оцениваются) судьями в соревнованиях. Изначально предполагалось, что в боевых условиях контролировать действия противника находясь к нему спиной нельзя, ибо фактически контролирует он. Этот пример показывает, как современные правила соревнований (судейство) порой вступают в противоречие с классической основой дзюдо, изменяя его смысл.

 

 

 
 

 

 

Вторая группа классических действий лежа

Болевые (рис. 59).

 

Болевые захваты проводятся после падения УКЭ на бок с четырех сторон: со стороны головы, с боку со стороны груди, с боку со стороны спины, верхом на боку. ТОРИ может воздействовать на локтевой сустав УКЭ перегибанием, выкручиванием внутрь, выкручиванием наружу.

 

Рис. 59.

1. Перегибание локтевого сустава с захватом руки на плечо, с боку, со стороны груди —УДЭ-ХИСИГИ-УДЭ-ГАТАМЭ.

2. Выкручивание наружу с захватом руки под плечо, верхом на боку —УДЭ-ГАРАМИ.

3. Перегибание локтевого сустава с захватом руки между бедер, с боку, со стороны спины —УДЭ-ХИСИГИ-ДЗЮДЗИ-ГАТАМЭ.

4. Выкручивание внутрь с захватом «замком» со стороны головы — УДЭ-ГАРАМИ.

Различные взаиморасположения и захваты при воздействии на локтевой сустав образуют варианты болевых приемов.

 

 
 

 

 

Третья группа классических действий лежа

Удушающий (рис. 60).

 

Удушающие захваты проводятся в положении УКЭ на животе с трех сторон: верхом на спине, с боку, со стороны головы. Существуют два вида удушающих — дыхательное и кровяное, но на практике в основном используется удушение, перекрывающее одновременно поступление кислорода в легкие и крови в головной мозг.

При удушающих воздействовать на шею возможно одеждой, частями тела и комбинированно.

 

Рис. 60.

1 Удушающий двумя отворотами верхом на спине — АКУРИ-ИРИ-ДЗИМЭ.

2. Удушающий отворотом и предплечьем с боку — КАТАХА-ДЗИМЭ.

3. Удушающий предплечьями со стороны головы — ХАДАКА-ДЗИМЭ.

Различные взаиморасположения и захват при воздействии на шею образуют варианты удушающих приемов.

 

 
 

 

 

Эти приемы образуются за счет подбивов рукой, двумя руками, двумя ногами и комбинированных подбивов. Эти действия с успехом применяются в соревновательных схватках, они довольно просты в исполнении, но эффективность их по сравнению с классическими действиями намного ниже потому, что при подбивах руками плечи УКЭ контролируются одним захватом или вообще остаются без контроля и поэтому УКЭ легче уйти от броска на живот. В практическом дзюдо используется много приемов, приспособленных из других видов борьбы, а также имеют место различные варианты классической техники. Все эти действия образуют следующие две группы неклассической техники.

 

1. Броски захватом ноги рукой.

2. Броски захватом ног двумя руками.

3. Броски двойным подбивом («ножницы»).

4. Броски комбинированным подбиванием. Это в основном броски с захватом одной ноги и подбивом второй (подхват изнутри с захватом разноименной ноги снаружи и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.