Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии развития личности по Э. Эриксону




Этап Какой выбор осуществляется
I Доверие к миру — недоверие к нему
II Становление автономии — сомнение в себе, сопровождающееся чувством стыда
III Инициатива — чувство стыда
IV Ориентация на работу — возникновение чувства неполноценности
V Идентификация — спутанность ролей
VI Поиск близости — изоляция
VII Чувство сохранения рода, интерес к воспитанию детей — ориентация лишь на себя
VIII Достижение цельности личности — отчаяние от страха смерти и невозможности прожить жизнь заново

И отличие от уже известного вам понимания возрастного кризиса как неотъемлемой характеристики переходного возраста от детства к отрочеству представленная таблица показывает, что кризис возраста возможен и в другие периоды жизни. Преодоление кризиса и выход из него — важная сторона становления личности.
Таким образом, подводя итог рассмотренным теориям возрастной периодизации, отметим, что паспортный и психологический возрасты человека могут не совпадать. Так, ответственные и самостоятельные люди обычно опережают по своему психологическому возрасту инфантильных сверстников. Каждый возрастной период неповторим, своеобразен и имеет важное значение в становлении личности. От того, насколько полноценно реализует себя человек определенного возраста, зависит жизненный успех и степень удовлетворенности жизнью.
Основные понятия: периодизация развития личности.
Термины: персонализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность.

Проверьте себя

1) Чем различаются биографическое, социальное и историческое время личности? 2) Какие критерии положены в основу периодизации развития личности А. Н. Леонтьевым? 3) Что такое ведущая деятельность? Как она меняется в процессе развития личности? 4) Какую роль в развитии личности играют возрастные кризисы?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Составьте систематическую таблицу, отражающую многообразие подходов к периодизации развития личности. Устно объясните, чем различается трактовка понятия «периодизации» отдельными авторами.
2. Существует мнение, что детство — явление историческое, поскольку его продолжительность и содержание на протяжении веков заметно менялись. В первобытном обществе детство было значительно короче, чем в Средние века, тем более — в наши дни. Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.
3. В современной психологии выработаны некоторые приемы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Проведите мысленный эксперимент: «Представьте себе ситуацию, в которой вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторону произошла ошибка — моложе вы в самом деле или старше».
Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориентируясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько вам лет в действительности?»
Совпадает ли ваш истинный календарный возраст с оценкой, подсказанной внутренним чувством?
4. Каким образом можно увеличить свой психологический возраст, не меняя календарный?
5. Какие выводы можно сделать из следующей информации:
В 2—3 года у ребенка интенсивно развивается устная речь, 5—6 лет — самый «артистичный» возраст, в 5—7 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением и т. п. В то же время весь мировой опыт свидетельствует, что в возрасте 12—14 лет уже очень трудно научить прямохождению и речи.
Предложите свой вывод, сформулируйте его в виде афоризма или подберите подходящую к данному случаю пословицу.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного психолога Я. Л. Коломинского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.