КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие современного мира
Готовимся к экзамену L Человеческий (образование, квалификация) 20—22 21—23 31—33 47—48 67—69 Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе. 1. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к: а) элитарной культуре; б) экранной культуре; в) массовой культуре; г) народной культуре. 2. Форма культуры, в которой выражается способность че а) наукой; б) искусством; в) моралью; г) образованием. 3. В ряде стран приняты законы, облегчающие получение а) Гуманизацию образования; б) интернационализацию образования; в) гуманитаризацию образования; г) информатизацию образования. 4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой а) Кинематограф; б) Интернет; в) телевидение; г) газеты; д) радио. Глава IV СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ Вспомните: что появилось раньше, общество или человек? Что такое индустриальное и постиндустриальное общества? В чем их особенности? Человечество до последнего времени не имело возможности, да и никогда не ставило перед собой задачи создания всемирной, охватывающей всю планету цивилизации. Однако активная экспансия западных институтов и норм жизни в последние столетия поставила подобный вопрос в повестку дня XXI в. Что же представляет собой человечество в начале нового тысячелетия? Предельно простой, казалось бы, вопрос отнюдь не предполагает такого же простого и однозначного ответа. В чисто статистическом смысле современное человечество — это более 6 млрд землян, тысячи народов и около 200 государств. Однако за лаконичными статистическими данными стоит многообразие культур, экономических институтов, укладов жизни. Ряд экономических, политических и культурных процессов, протекающих в современном мире, делает этот мир более единым, причем и в его достижениях, и в его проблемах. Но означает ли единство мира его культурную, политическую и экономическую унификацию? В последнее время социологами, философами довольно много говорится о формировании принципиально нового явления — единой, планетарной человеческой цивилизации. Однако возникает вопрос: с чем именно мы сталкиваемся — с перспективой возникновения плюралистичной, сложной и многообразной всепланетарной цивилизации или с процессом становления единообразного космополитического мира? ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Социальный мир так же многообразен, как и окружающая нас природа. Собственно, причину возникновения подобного многообразия мира многие ученые и мыслители на протяжении столетий усматривали в естественных различиях природных условий, физической среды обитания людей. Очевидно, что на протяжении тысячелетий неподвластный человеку окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты хозяйственной деятельности людей, определял образ их жизни. Климат, ландшафт, плодородие почв предопределяли способы обработки земли, приемы разведения домашнего скота, стимулировали производство тех или иных предметов быта (теплой обуви и одежды, например) и орудий труда. Однако влияние природной среды не ограничивалось только этим. Само возникновение феномена государственности также оказалось связано с особенностями климата и природы. Первые государственные образования неизменно возникали в теплой климатической зоне в долинах великих рек (Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Янцзы). В рамках речных систем, отделенных друг от дуга «варварской периферией», получили развитие центростремительные тенденции, связанные с особенностями ведения хозяйственной деятельности («гидравлические цивилизации», т. е. сообщества, основой существования которых выступало ирригационное земледелие, требовавшее больших трудозатрат и высокой организованности при проведении сельскохозяйственных работ). Наряду с природными условиями, разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Наше время смело можно называть уникальным периодом в истории человечества. В его рамках имеет место видимое преобладание западных институтов и ценностей над институтами и ценностями других народов и цивилизаций. В истории человечества так было не всегда. Достаточно сказать, что сам феномен цивилизации возник в Азии (Индия, Китай, Междуречье) и Северной Африке (Египет). На протяжении всей истории Древнего мира и Средних веков в разных частях света параллельно и зачастую не соприкасаясь друг с другом существовали различные империи и цивилизации, каждая из которых вносила собственный вклад в копилку духовных и материальных ценностей, создаваемых человечеством. Однако ныне преобладание европейских институтов представляется большинству исследователей очевидным. Прежде всего это относится к рыночной экономике, но в последнее время также и к политическим нормам, ориентированным на демократическую политическую систему, и к культурной подсистеме общества. Внешние атрибуты и признаки влияния западной цивилизации так или иначе прослеживаются повсюду: в одежде, музыке, кино, едином компьютерном языке и т. д. Вместе с тем распространение тех или иных институтов на самом деле еще не означает окончательного доминирования западных стандартов, установок и ценностных ориентации в жизни народов стран Азии, Африки, Латинской Америки. Скорее имеет место постепенное формирование единой и при этом многообразной всепланетарной цивилизации. Что же именно лежит в основании этого процесса? Имеет ли место всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара, или все-таки происходит плодотворный синтез Запада и Востока? Идет ли речь о вестернизации (от англ. west — запад) или же о модернизации на свой лад ряда государств Азии, Африки и Латинской Америки, заимствующих научно-технические достижения Запада, но одновременно адаптирующих к меняющейся ситуации собственную культурную и политическую традицию? Отвечая на эти и подобные им вопросы, надо помнить, что, например, признание факта появления вида homo sapiens в Африке отнюдь не делает всех людей африканцами. Точно так же приоритет и, скажем прямо, решающая роль Запада в деле создания важнейших атрибутов современной цивилизации не делает последнюю исключительно европейской или североамериканской.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |