Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческое существо как существование человека




Любая материя сводится к энергии, так и мы, в самой глубинной своей природе, являемся процессом, а не вещью. Мы — человеческие существования. Мы — процесс того, что мы делаем. Мы не то, что мы делаем, мы — само делание. Мы не то, о чем мы думаем, мы — само мышление. Гордон Оллпорт однажды заметил: «Структура — это секреция процесса»1. Жизнь, процесс, беспрестанно движется, все время находится в процессе.

Другими словами, очень важной характеристикой человеческой жизни является интенциональность. «Важной» потому что намерение, интенция — центральный элемент того, что направляет нашу жизнь. Так как наша жизнь, в конечном счете, является процессом, процесс нашей жизни выражает нашу интенционгльность. Проще говоря, интенциональность — это смысл того, что мы создаем/выражаем посредством наших жизней.

Наше существование побуждает нас к деланию, действию, взаимодействию и так далее. Только в непрерывном процессе мы можем выразить/пережить наше существование. Нереализованный потенциал умирает. Мы стремимся актуализировать наш потенциал, чтобы дать действительную жизнь тому, что в противном случае останется в бездействии. У всех у нас множество потенциальных жизней и лишь небольшая часть их будет когда-либо в некоторой степени актуализирована. Наша жизнь принимает форму, которую мы из сумрака ожидания выносим на свет актуальности.

Мы всю свою жизнь боремся за то, чтобы вырвать наше бытие из-под влияния других сил и направить его в соответствии с нашими интенциями. Это настоящая борьба, потому что внешние силы стремятся направлять нас, потому что в нас самих идет такое же сражение за обладание контролем, и потому что чувство личностной идентичности, на которое нам необходимо ориентироваться, само по себе неполно. Личностная идентичность постоянно находится в процессе бытия и формируется все тем же бесконечным выбором. Мы, так сказать, конструируем автомобиль и — одновременно — пытаемся в нем ехать и управлять им. И, более того, мы должны строить его из тех материалов, которые мы собираем по дороге.

Между прочим, здесь можно заметить, что, для того чтобы иметь осмысленную жизнь, детям не нужно ни образование в той форме, в какой мы его знаем, ни дисциплина, если подразумевать под ней обучение полагаться на чужое мнение о том, что верно, а что — нет; не нужны ограничения и либерализм, не нужны хорошие примеры, не нужно избегать плохой компании, не нужны другие запреты, принятые в воспитании детей. Каждый из них приемлем в определенных обстоятельствах, но ни один

1 Оллпорт сделал это наблюдение (а может быть, процитировал кого-то еще) на Первой конференции (по приглашениям) по гуманистической психологии (см. Bugental, 1965). — Примеч. авт.


218 Раздел V. Интрапсихические процессы

не является тем самым, существенным. Для жизни, наполненной смыслом, существенно развитие чувства личной идентичности. Большинство из нас проводит жизнь в поисках этого чувства и неизбежно лишь частично достигает его.

А затем, в старости, мы должны научиться отказываться от этой личностной идентичности (от этого Эго или «я») — выходя за ее границы или противостоя реальности своей неизбежной смерти.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕНЦИЙ1

Нашему пониманию интенциональности и, следовательно, состояния невоодушевленное™, может способствовать представление о том, каким образом побуждение появляется, развивается и превращается в реальность. В табл. 12.1 представлена эта последовательность. Естественно, такое представление не единственный способ понимания этого важнейшего процесса, но он очерчивает клинически выверенные рамки, которые полезны для эффективной работы с проблемами, с которыми сталкиваются наши пациенты.

Субъективные фазы

Интенционалъноспгъ. Побуждение быть и делать возникает в реальности бессознательного. Мы можем говорить о нем, как о нашей «интенциональности». Ролло Мэй, Ирвин Ялом и Лесли Фарбер2 являются современными мыслителями, чей вклад в исследование этого чрезвычайно важного человеческого феномена был наиболее плодотворен. Мэй говорил: «Под интенциональностью я понимаю структуру, которая придает смысл переживанию... способность человека иметь намерения».

Желания. В этом котле потенциального некоторые импульсы появляются в виде генерализованных «желаний». Желание обычно неконкретно, направлено, скорее, на -переживание. Оно не соотносится с реальностью: «Я желал бы, чтобы сейчас мы оказались в Южной Франции», «Я желал бы иметь крылья и летать, как чайки». Желания легко возникают и исчезают, они могут касаться чего угодно. Тем не менее желания играют важную роль в обеспечении нашего глубинного поиска пути к возможной действительности.

Хотения. Некоторые желания соотносятся с реальностью и те, что проходят эту проверку, могут быть обозначены как «хотения». Хотение — это побуждение пережить опыт, который после проверки считается реальным. «Мы не можем перенестись в Южную Францию прямо сейчас, но мы можем — мы обязательно так и сделаем — захо-

1 Понятия, приведенные в этой последовательности, являются адаптацией концепции Ролло Мэя, изложенной в книге Love and Will (May, 1969, p. 223-245). Его трактовка интенциональности широко используется в современной литературе, и своим описанием этой последовательности я тоже обязан ей. — Примеч. авт.

2 См. Yalom, 1980; Farber, 1966. - Примеч. авт.


Глава 12. Интенциональность и воодушевленность 219

ТАБЛИЦА 12.1

Последовательность интенций

Фаза Характеристики (Примеры)
Интенциональность Желание Хотение Волевое намерение Действие Актуализация Взаимодействие Источники побуждений в бессознательном (Инстинктивные, органические, социальные и т. д.) Спонтанное, причудливое («Я желал бы летать, как птица») Надежды, томление, стремления («Когда-нибудь я хочу научиться летать») Планы,намерения («Скоро я научусь управлять самолетом») ...Пролив между субъективным и внешним... Предварительное, примерочное, пробное (Звонок в школу пилотов) Превращение в реальность, в часть жизни человека (Поступление на курсы пилотов и их окончание) Изменение среди многих других интенций (Бросить заниматься гольфом, чтобы иметь время летать) ©James F.T. Bugenta], 1978, 1982

теть спланировать нашу поездку во Францию в будущем году». Хотения обеспечивают нам репертуар возможностей. Ключом в данном случае является слово возможность; мы не действуем, исходя непосредственно из хотения.

Волевое намерение. Эта масса хотений ставит перед нами задачу отказа от чего-то. Как заметил один мудрец: «Каждый выбор — это тысяча отказов». Мы должны принимать решения о жизни и смерти, которые определяют направления нашей жизни. Эти выборы мы называем «волевыми» намерениями. Волевые значит убивающие одни возможности для того, чтобы другие из них могли существовать в наших планах. Книги и журналы выходят в количествах, которые далеко превышают мои возможности просто следить за ними. Я хочу прочесть все, но многие никогда не смогу даже открыть. Некоторые из них ложатся во все растущую груду тех, которые я намерен прочесть. Отметьте будущее время: «Я прочитаю их после».

Фазы, выносящие намерение вовне

Действие. Следующая ступень этой последовательности отмечает резкий переход от чисто субъективной и внутренней, к некоторой форме внешней действительности. Я открываю одну из дожидающихся своей очереди книг и прочитываю несколько страниц. Поступая так, я предпринимаю «действие» и вступаю в совершенно новую реальность. Однако «действие» в данном случае означает только предварительный Шаг.

Он ведет к новой точке выбора: я начал читать книгу, но сразу понял, что она не относится к интересующей меня теме. Здесь последовательность прерывается, поскольку затронуто побуждение читать именно эту книгу.


220 Раздел У. Интрапсихические процессы

Актуализация. С другой стороны, предположим, что книга именно о том, о чем я хочу узнать больше, и я читаю ее целиком. Это делает чтение книги частью действительности, тем, что есть — «актуализацией». Ясно, что важно отличать предварительные, прикидочные вторжения в действительность от ответственных свершений.

Взаимодействие. Актуализации неизбежно производят сдвиги в последовательности. Из-за того что я прочитал эту книгу полностью, три другие выпали из области волевых намерений в область желаний. Это финальный шаг — «взаимодействие». Каждое актуализированное побуждение вызывает движение и перестройку среди других побуждений

«Ворота», через которые должны пройти намерения

Если проследить последовательность, в которой в этой модели проходят побуждения, то мы увидим, каким образом они отсеиваются и как получается, что в итоге их остается совсем не много. Естественно, большинство побуждений уничтожается неосознанно, на основании устоявшихся привычных образов и суждений. Если бы мы были вынуждены принимать все эти решения сознательно, то были бы буквально недееспособны. Тем не менее нам необходимо осознавать, что этот процесс идет •непрерывно и без нашего сознательного «надзора».

В ходе психотерапии всегда принципиально важно сделать осознанными те способы, с помощью которых пациент в некоторых ключевых областях своей жизни производит выбор забыть/актуализировать. Во многих подходах это вполне обычная практика, правда, это редко описывается в таких терминах и такая работа редко бывает формализована.

Особенно полезно в работе с пациентами, имеющими проблемы с использованием своих возможностей, оказывается исследование того, что блокирует выполнение их намерений. В табл. 12.2 перечислены ворота, которые должны быть при этом пройдены. Такое понимание затруднений пациентов часто помогает определить местоположение интрапсихического сопротивления действию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.