Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мера небытия 2 страница




Если вы открыли именно его, честь вам и хвала. Если какой-нибудь другой,

попробуйте позвонить еще раз.

Теперь к делу. Очень рад. что смысл моего вопроса Вы ухватили сразу же.

Ну, конечно же, при встречах спрашивают друг у друга о том, что

наиболее ценно и общезначимо, о том же упоминают, прощаясь. Другое дело,

что эти упоминания давным-давно превратились в выхолощенный ритуал со

значимостью, приближающейся к нулевой, но такова судьба всего

общеобязательного и общеупотребительного...

Вот и ответ ответов. Вот и вопрос вопросов:

Что для Другого ценно?

Что для Другого значимо (ценно в данный момент)?

- вот на что следует обращать внимание. Любому желающему научиться

общаться. В любом жанре.

Что для Другого значимо?

Что для Другого ценно?

- вот ключ ко всей и всяческой коммуникабельности. Все искусство быть

Другим помещается в этот вопрос.

Теперь я скажу Вам, почему на свете есть глупые, нудные, скучные люди.

Потому что они не умеют задавать себе этот вопрос. Я скажу Вам, почему

есть люди злые. Потому что они не желают задавать себе этот вопрос. Я

скажу Вам, почему мы не умеем общаться. Потому что мы забываем задавать

себе этот вопрос. Потому что мы не умеем. Потому что мы не желаем.

Так просто. И так трудно.

Почему тот злополучный юный гений (это был я, поэтому так хорошо

запомнилось), открыв основной закон общения (а ведь и в самом

деле-открыл!), с такой умопомрачительной догадливостью, с такой

фантастической настырностью... Вы думаете, это был первый и последний

урок? Как бы не так! Уже будучи психотерапевтом, я не раз и не два терпел

жесточайшие поражения на самых разных фронтах жизни все из-за той же

всемирноисторической ошибки: путал значимости свои и чужие, принимал за

ценности Другого свои собственные! Случается такое и теперь, хотя курс

самолечения от идиотизма проводится, казалось бы, со всей

добросовестностью.

Не кажется ли Вам, что в это прискорбное постоянство стоит вникнуть

поглубже? Общение любых существ происходит лишь в точках соприкосновения

ценностей, на пересечении значимостей.

Вы помните еще высказывание того шахматиста насчет любви к своему

сопернику? Из одного металла делают танки и трактора. Всякий эгоист,

желающий использовать ближнего, волей-неволей должен сначала попытаться

его, понять. А чтобы понять, должен принять позицию... Альтруиста. Да,

альтруиста! И не только в смысле притворства, обмана, расчетливого

лицедейства, как незабвенный Яго, - нет, не только! Чтобы понять другого,

нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, то. есть

вжиться в его мир. А это возможно только при одном условии: в ыжиться из

своего. Говоря иначе, чтобы завладеть душой смертного, черту мало принять

облик ангела, ему нужно им стать. Бели не самим ангелом, то, во всяком

случае, самим смертным. Что же ему мешает? Только он сам. Ангелу, увы, то

же самое.

Есть одно иностранное словечко, с которым я познакомился, работая в

психиатрической клинике.

Аутизм - от слова "ауто" - "я", "сам". Однозначного русского слова не

иаитп: если перевести буквально, то получится что-то совсем смешное,

"яизм", "самнзм"...

Словечко, однако, емкое. Означает оно погруженность в себя и отсутствие

контакта с окружающими. При этом может быть вполне нормальной и речь, и

память, может быть гигантская эрудиция и потрясающие способности, и даже

желание общаться может быть огромным, но - не получается... Человек что-то

говорит (пишет, рисует, играет...), что-.то сообщает другим, но его не

понимают, аон не понимает, что его не понимают. Не понимает и того, что

его понимают, то есть что его аутизм другим виден. В тяжелых случаях дело

доходит до какого-то-собственного языка, до абракадабры, полной личного

значения и, быть может, великого смысла, но попробуй найти переводчика...

А через некоторое время мне стало ясно, что аутизм встречается далеко

не только в психиатрической клинике, что там - лишь гротески, лишь

обнаженно-заостренные модели. Я увидел, что и в буднях общения аутизм, в

некоей пропорции, присутствует всегда и во всех, взвешен в обыденности,

как влага в воздухе, и то там, то здесь сгущается как туман. Частица

аутизма при нас всегда, она вырастает, как призрак небытия, и в опьянении

алкоголем, и в опьянении чувствами... С глубокого аутизма мы начинаем свою

жизнь - с этой младенческой самопогруженности, с несвязного лепета... Мы

что-то сообщаем миру, и мы орем, мы негодуем, мы содрогаемся в требовании

понимания, мы не перестаем верить, что нас поймут!.. И правда, нас как-то

все-таки понимают - вот сухая пеленка, вот улыбка и ласка. Но мы долго еще

не понимаем непонимания, ни своего ни чужого, мы никогда, никогда до конца

его не поймем...

Ваш Д. Кет.

 

 

Письмо 5.

 

Что такое зануда

 

Дорогой К.!

 

 

Во дни туманной юности, когда я не без основания считал себя самым

занудным человеком в этом веселом wipe, я решил - пропадать, так с

музыкой! - составить всеобъемлющую классификацию зануд. Трудился я упорно,

ни одного зануды старался не упустить и всех- заносил в специальную

картотеку. Получилось сто восемнадцать типов, триста восемь подтипов и

восемьсот тридцать три разновидности. (Плюс один.) Я думал, что это все,

но когда стал работать психотерапевтом...

Шутки шутками, а Вы действительно подняли больной вопрос многих и

всколыхнули еще один ветвистый пласт Проблемы Общения. Можно, говорите Вы,

прекрасно понимать, что для Другого значимо - причем это может быть столь

же значимо и для Вас - и в то же время совершенно не быть в состоянии

этому соответствовать, Другому хочется веселиться, Вам тоже хотелось бы,

но Вам грустно. Для Другого чрезвычайно важно общаться на высоком

интеллектуальном уровне, Вам тоже хотелось бы...

Тут очень много проблем: и различия между людьми и их мозгами, и истоки

зависти, и капризы самочувствия... Давайте же слегка разберемся в явлении,

которое Вы называете занудством и столь безоговорочно относите к себе

самому.

Самокритичность приветствую, самонеуважение не одобряю. Во-первых, мы

все зануды понемногу, когданибудь и где-нибудь. Во-вторых, вопрос

упирается в субъективное восприятие. Люди так разнообразны, так резко

чазличаются между собой по неисчислимому множеству психических свойств,

что не мудрено, если один и тот же человек одному покажется образцом

обаяния, а другому занудой, одному гением, другому тупицей... В-третьих,

так ли уж всегда безоговорочно скверно занудство?.. Да, есть люди,

намертво лишенные чувства юмора, люди с настоящей слепотою на юмор. Для

таких людей смешного, очевидно смешного - не существует, как для

дальтоника не существует красного цвета, но значит ли это, что такие люди

дефектны, ущербны? У Льва Толстого я, как ни старался, нигде ни капли

юмора не обнаружил *[Возможно, коллега плохо искал. У Толстого, на мой

взгляд, масса юмора. - В. Л.].

Существуют другие люди - другая психика, другой склад чувств и ума,

порой необычайно значительный и своеобразный, в каком-то смысле другая

порода... Да и почему, в самом деле, юмор должен быть присущ всем, кто это

постановил? Простая щекотка одним ощущается сверхостро, а другому неведома

даже боль. Природа, слава богу, создала нас не но трафарету, и не все

явились в мир, чтобы смеяться, как не все призваны развлекать и шутить.

Затем вопрос еще, зануда человек внутренне или внешне. У некоторых людей,

внешне производящих самое нудное впечатление, внутри прыгают легионы

веселых чертей. Есть люди, у которых дар мысли не соединен с даром

выражения, так же как доброта не обязательно связана с внешней

приятностью, есть люди, с которыми общаться немыслимо тяжело - психопат,

зануда, жуткий характер! - но я тысячу раз предпочту этот тяжкий труд

пустодушному, бессодержательному "обаянию".

И наконец - уже в-четвертых - зануда зануде рознь, В моей коллекции

есть блистательные остроумцы, чьи фейерверки мгновенно обращаются в пепел,

как только речь зайдет об их диссертации (стихах, бессоннице, геморрое,

диете, семейной жизни, квартирном вопросе).

Есть чудесные собеседники, короли застолья с демоническим даром мучить

близких многолетним молчанием или одним междометием, повторяемым в течение

вечности.

Есть один коллега, начинающий свои и мой рабочий день, еще. в

вестибюле, с проникновенных вопросов:

- А может, все-таки побриться? А как вы думаете, какая бритва лучше -

"Москва" или "Харьков"? Не знаете, как сыграли "Спартак" - "ИСКА"? А

"Динамо" - "Трактор"? А прогноз погоды не слышали? Так что же, постричься,

выходит дело? А вы думаете, парикмахерская открыта? Между прочим, сколько

сейчас времени?

Дождя не будет, а, как по-вашему, вы все еще не женаты? Ого, вот это

да, где вы достали дубленку?

В конце рабочего дня он меняется - сказывается, очевидно, усталость и

некоторая инерция трудовой вахты:

- Не считаю себя вправе давать вам советы, но я бы на вашем месте

дубовый не брал, гроб лучше всего липовый. под орех. На Лубянке в

продовольственном, между прочим, бананы, хлеб барвихинский на Малой

Грузинской, сигареты "Ява" у Краснопресненского метро, в Елисеевский не

ходите, ничего нет. И застегнитесь.

Большая умница, кандидат наук. Есть и еще один, чьи монологи имеют

иногда следующее содержание:

- Огромное спасибо, простите, умоляю вас, заранее благодарю, заранее

извиняюсь за беспокойство, за опоздание. за прибытие раньше срока, за

отнятие времени, сил, денег, за внимание, за дыхание, за существование, за

убийство!!! Да-да, я убиваю вас своим присутствием, я знаю, что я зануда,

но я вас люблю!!!

Его телефонный звонок-это катастрофа. С первых же интонаций вы

чувствуете, что это всерьез и надолго, что у него нет и тени сомнения в

неограниченности вашего времени и благорасположения, что телефонный

разговор есть способ его бытия в вечности, его вселенская ипостась, коей

он щедро оделяет и вас - и вот в чем действительный ужас! - сила этой его

убежденности столь велика, что подчиняет и вас, сминает вашу психику - вы

уже в его власти, в гипнозе...

- Да... смотрел позавчера телевизор, "Детектив без детектива" - ничего,

интересно... Да... А знаешь, принял я вчера это слабительное, думал, к

вечеру подействует - ничего подобного, представляешь... Подписался на

журнал "Химия и жизнь"... А этот тип хам, большой хам...

Ну этот самый, лысый, завмаг... Кстати, а какое сегодня число? А день

какой?.. Ну! Не может быть!! Подожди-ка минутку, проверю по календарю...

Але!.. Извини, -тут сосед зашел насчет ремонта... Да, старик. Понимаешь, у

меня на сегодня было одно свидание, ну ладно, уже все равно опоздал. Так

как дела-то?..

Слегка обобщим. Согласно классическому определению, зануда - это

человек, который на вопрос "Как дела?" начинает действительно

рассказывать, как дела.

Что сие значит в переводе на уже знакомый нам психологический язык? Это

значит, что перед нами человек, не умеющий отличать свои ценности от

чужих, свои значимости - от значимостей Другого. То есть впадающий чуть

заметнее других в тот самый аутизм, о котором мы толковали. Это Простой

Зануда, не понимающий, что он зануда, таких предостаточно, таковы и мы с

Вами в яркие минуты жизни. Но это еще не все. Есть еще Зануда

Парадоксальный, понимающий, что он зануда (один пример я уже привел),

отчаянно понимающий, но именно поэтому не могущий перестать быть занудой.

И мы с вами таковы в лучшие минуты, и нас надо пожалеть.

Зануда Злостный, понимающий, что он зануда и желающий таковым

оставаться, находя в том преимущества, - самая большая проблема, на

современном уровне науки неразрешимая. Будем думать, что мы с Вами не

таковы.

И наконец, тип самый трагический - Зануда-в-Душе.

Этот самый веселый и обаятельный человек на свете, все свое занудство

переместивший вовнутрь себя и тем непомерно умноживший. Человек повышенно

коммуникабельный, с огромным нюхом на значимость Другого. Не дает себе

никакого права быть скучным и неинтересным, всегда в форме, всегда

оптимист. Как хорошо, что мы с вами не таковы. (Или таковы?..).

Дорогой К., уверен. Вы уже поняли, что суть тревожащего Вас вопроса

заключена в чувстве меры. Искусство общения - это гармония. Умение быть

Другим - это и умение быть разным собой, и умение оставаться одним и тем

же, умение понимать Другого - и понимание, что это умение имеет пределы...

Ваш Д. Кет.

 

 

Письмо 6,

Трезвый пьяного не разумеет

 

Дорогой K.I

 

Видно, мои зануды Вас здорово напугали. Теперь Вы удивляетесь, как же

все-таки при таком несовершенстве общего языка люди умудряются понимать

друг друга.

Я тоже не перестаю этому удивляться.

Есть в психологии два понятия, очень удобные и емкие, о которых мне

хочется сегодня Вам рассказать. Как будущему преподавателю они Вам тоже

понадобятся.

Два главных способа понимания одним человеком другого. Оба открывают

дверь в человеческую бесконечность.

Первое - ЭМПАТИЯ * - "вчувствование".

[Об этом написано кое-что и в моих предыдущих книгах, но лишь

наметками. В "Искусстве быть собой" приводятся и некоторые приемы

тренировки эмпатни. - В. Л.]

"Я - он, я - он, я - он..."

"Он - я, он - я, он - я..."

(Все в чувстве.)

Второе - РЕФЛЕКСИЯ - "отражение". Употребляется и в значении сам

оотражения, с зеркальной бесконечностью, и в смысле отражения Другого:

"Если бы я был на его месте, то я бы..."

"Если бы он был на моем месте, то он бы..."

Или:

"Он думает, что я думаю, что она думает, что я думаю..."

(Все в мысли.)

Эмпатия - вчувствование, рефлексия - вмысливание.

Без новых слов не обойтись, да и все старые когда-то кем-то

изобретались. Но в научных терминах легко заблудиться и самим ученым, а

некоторых неискушенных при встрече с ними охватывает подобие паралича.

В ущерб строгости можно изъясниться попроще. Скажем так: люди понимают

друг друга одним из двух способов - горячим или холодным. Можно и двумя

сразу. Но это трудно.

Играющие мальчишки, ребенок и мать, актер и зритель-взаимопонимание

горячее, эмоциональное, эмпатическое. Так понимают друг друга, влюбленные.

Так нас понимают собаки, эмпатики непревзойденные, и весьма глубок смысл

того трижды банального факта, что собакн и их хозяева весьма часто похожи.

Да, по образу и подобию. Пес, для которого хозяин есть бог, высшей частью

своего существа превращается в его низшую, читает, как Евангелие, его

подсознание.

Где-то здесь, на вибрирующем язычке подсознания, таинственная грань

телепатии, здесь же и корень артистического перевоплощения, понимания

художественного, поэтического. Со-чувствие, со-переживание. Но к этой же

сфере можно отнести моментально возникающую обоюдную напряженность

соперников, кипение очереди...

Познание Другого через взаимотождество, ощущение себя Другим - через

себя же, своими нервами, плотью - самий глубинный, самый древний способ

общения. Собака, лающая, потому что лает другая собака, вряд ли осознает,

что лает не своим лаем. Ребенок на первых порах не понимает, что

подражает, да и дальше почти не понимает. При этом способе общения еще не

различается, trro свое, а что чужое: быть собой и быть Другим просто одно

и то же.

А почему для многих так невыносим плач - детский, женский, любой,

почему, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало"? Да потому, что мы

плачем вместе с Другим. Жалость - это и есть собственный плач, только

внутренний, свернутый (а часто и вполне развернутый) - плач Ребенка в

тебе, откликающегося на Ребенка в Другом. Сопутствующее раздражение, даже

злость понятны: это тебе больно и страшно, это твой Ребенок требует -

прекратить! Но вот удовольствие, радость от страданий Другого, жестокость,

садизм - как понять это?... Эмпатия-наоборот, вчувствование с обратным

знаком. Загадка природы, требующая особого разговора, который мне сейчас

заводить не хотелось бы.

Начинается с заражения состоянием, кончается заражением судьбой. Одно

"Я" из двух, хмуж и жена - одна сатана"... (Почему, однако, сатана здесь

получается женского рода?) Человек может стать Другим в той мере, в какой

позволяет физиология, А она позволяет многое: на разных инструментах можно

сыграть одну и ту же пьесу - прозвучит, конечно, по-разному, и всетаки

будет одной и той же. Тревога - тревога, паника - паника, радость -

радость, спокойствие - спокойствие...

Такое взаимозаражение бытием происходит и у растений, и у животных, и у

людей - быстрее мысли, быстрее сознания. Этот жизнекорень общения вошел и

в музыку, и в язык, из него вырастает вся восприимчивость, вся

внушаемость. А наверху - и Пушкин, и Моцарт, и "ясновидец плоти" Толстой -

великий художник всегда и великий эмпат.

А вот один мои коллега, профессионал психодиагностики, читает

поздравительную открытку. - Всего лишь открытку от незнакомца. С

уверенностью говорит, что написавший ее - человек импульсивный,

взрывчато-агрессивный, с шатким самоконтролем: не то что в космос, а даже

за руль нельзя, пить - ни в коем случае... Потом, из дальнейшей переписки,

он узнает, что человек этот, прекрасный человек, провел три года в

заключении за превышение предела необходимой самообороны. Был чуть-чуть

выпивши, кто-то задел...

Что сработало (я имею в виду-у коллеги)?

Эмпатия, вчувствование. Читая письма, коллега особым образом

расслабляется, скользя глазами по строчкам и слегка вибрируя, повторяет за

пишущим движения его руки, со всеми нажимами и наклонами, изгибами и

порывами. "Чего это вы дергаетесь, почему дрожите?" - спросил я его

однажды, застав за этим занятием.

"Даю максимум развертки. Плохо доходит, помехи..."

Я посочувствовал, слегка подрожал вместе с ним. Так он дергается и

дрожит за своим письменным столом ежедневно. Вживаясь в Другого, которого

не видит, старается уловить его тонус, его самочувствие, его ритмы и

мелодии... Уловить через себя. А когда уловлено, остается лишь

отрефлектировать - осознать...

И вот уже другой уровень и другое качество. Вот следователь, изучив

личность и обстоятельства, воспроизведя все - возможные рассуждения,

расчеты и хитрости, подозревает такого-то. Вот некто, увидев, как невеста

обращается с собакой, мгновенно решает, что жениться не стоит. Понимание

холодное, отстраненное - игроком игрока, умным дурака, трезвым пьяного,

редактором автора...

В самом деле, можно ведь прекрасно представить себе, что испытывает

Другой в таких-то и таких-то обстоятельствах, что он чувствует, как мыслит

и как поведет себя, не испытывая при этом и тени подобного, делая свое

дело, оставаясь в своем состоянии. Совершенно необязательно "ставить себя

на его место" (невозможно поставить себя на место умирающего, сложновато

мужчине поставить себя на место рожающей женщины) - достаточно просто

знать Другого и его обстоятельства.

Насколько знаешь - настолько представишь, насколько представишь -

настолько предвидишь.

Вы спрашиваете, какое же понимание лучше?..

Плохо каждое в отдельности. Хороши оба вместе.

Опытный педиатр знает, что в диагностике следует доверять интуиции

хорошей матери: она обостренно наблюдательна, она чувствует ребенка,

эмпатирует ему как никто. Но никакой матери, даже если она сама врач,

нельзя доверять назначение ребенку лекарств. Врач не может лечить ни себя,

ни своих близких (бывают, правда, редкие исключения). Чем ближе мы друг

другу, чем интимней общение, тем трудней друг за друга рассуждать.

Где-нибудь в лабиринтах города или в лесу вы скорее по рассуждению отыщете

малознакомого человека, чем потерявшегося друга или заблудившуюся жену.

Но зато, если без попытки осознания, просто пойдете туда, куда вас

потянет - другое дело...

Логика простейшая: перевоплотившись в Другого, хотя бы частично. Вы

вводите в себя и его иллюзии, и его самонепонимание, присущее каждому. Чем

глубже Вы -становитесь этим Другим, тем более понимаете его так, как он

понимает себя сам. И вот, чтобы решить вопрос о женитьбе, вам обоим уже

нужен другой Другой... Чтобы ответить на основной вопрос следователя: что

этот человек скрывает от других?

- нужно приложить максимум рефлексии, а чтобы ответить на вопрос,

главный для психотерапевта:

что этот человек скрывает от самого себя?

- и максимум эмпатии, и максимум рефлексии.

Дорогой К.! Мы говорим сейчас о самой сердцевине общения, о волокне, из

которого века и века ткется его ткань... Вся культура, весь язык, жесты,

обычаи - что ни возьми, начиная от простого рукопожатия, сотворены

усилиями людского взаимопроникновения, и все проходит путь от

первотворчества до шаблона. В любом общении все мы в той или иной мере

вживаемся и вмысливаемся друг в друга, эмпатируем и рефлектируем. Но общая

беда в том, что эти важнейшие жизненные действия, на которых зиждется весь

человеческий дух, чрезвычайно неподатливы сознательному разумению.

Способность к ним в нас вкладывает природа и развивает жизнь. Но

педагогические способности жизни оставляют желать много лучшего, равно как

и рвение учеников. Шаблонов недостаточно, общение требует постоянного

творчества, постоянного вмысливания и чувствования. Каждый вечер дикторы

радио и телевидения напоминают нам, что необходимо убавить громкость

звуковоспроизводящих устройств, дабы не мешать спать соседям. Не находите

ли Вы, что такое напоминание в век ядерной энергетики звучит несколько

старомодно?.. (Я не голословен - сейчас полвторого ночи, а у соседей

грохочет пьянка.

Заглушаю самовнушением, но кое-что все-таки прорывается.)

Нет, не так уж просто освоить даже простейший набор шаблонов, некогда

созданный творческими усилиями наших предков и получивший наименование

вежливости.

Уже который век бьются учителя мирские, вдалбливая жителям коммунальной

планеты Земля простейшую формулу общежития.

(не) поступай с ближним так, как (не)

хотел бы. чтобы поступили с тобой - а ведь это еще только первый виток,

только ньютоновская механика общения, исходящая из допущения, что ближний

во всех отношениях подобен тебе. Здесь еще не учтен принцип

относительности. Ближний и подобен тебе, и не подобен. Если ты всегда

голоден и всегда рад поесть, это не значит, что и ближнего нужно кормить

24 часа в сутки. Ближний - это Другой, желающий, чтобы с ним поступали

так, как того хочет он, а не ты.

Практическая непостижимость этого очевидного факта достойна всяческого

удивления. Куда-бы Вы ни явились, Вас 24 часа в сутки угощают собой,

достают и в собственном доме... Но я, кажется, начал повторяться, отказала

заглушка.

...Ну вот, меры приняты, стало тихо. Пришлось применить легкий гипноз,

но так как сегодня я уже порядочно выложился на работе, энергетический

запас нервных клеток пришел к нулю. Ложусь спать, до завтра.

Желаю Вам в эту ночь того же, чего и себе, с поправкой на

относительность.

Ваш. Д. Кет.

 

 

Письмо 7.

 

Роль и душа

Дорогой К.!

 

Раскрою Вам маленький профессиональный секрет.

У меня есть на сегодняшний день одиннадцать докторов.

И все меня лечат, кто от чего: один от застенчивости, другой от

меланхолии, третий от глупости, четвертый от злости, пятый от бессонницы,

шестой от заикания (заикаюсь я только с ним). Один большой специалист по

бросанию курить (бросал, как Марк Твен, более сотни раз) бьется надо мной

уже три года и добился некоторого успеха: на работе я больше не курю. Ото

всего меня лечат, кроме, к сожалению, пьянства, - тут безнадежно,

патологически не пью. И все доктора - мой пациенты.

Вы спросите: что это-лечебный розыгрыш? Психотерапевтическая комедия?

Или так, юмор?

Ни и коем случае. Это работа. Немного юмора и игры, конечно, но ради",

пользы дела - и только. В самом деле - неужели же во мне совсем нет

злости, застенчивости, меланхолии или глупости? Сколько угодно.

Неужели я всегда хорошо сплю? Только изредка. Неужели я ни разу в жизни

не заикнулся? Множество раз. Если пациенту удобнее лечить себя, леча меня,

почему ему этого не позволить? Ведь я и в самом деле лечусь...

Но на всех болячек, конечно, не напасешься, и приходится порой

прибегать к помощи других пациентов: их всегда достаточно. Додя подыгрыша

может быть разной (чем меньше, тем лучше), а раскрыть карты можно потом,

когда (если) лечение принесет успех. Этот метод я так и называю: "лечение

лечением", иногда он превосходен, но, разумеется не универсален. Ведь

многие из тех, кто идет ко мне в кабинет, желают видеть во мне Опекающего,

Изучающего, Благодетеля, Сильного, Старшего, Гипнотизера, Отца и проч. и

проч. Врач должен быть, по распространенному представлению, уверенным,

категоричным, внушительным. Если Ученый Благодетель вдруг начнет,

заикаясь, жаловаться на свою глупость, можно представить, какие последуют

аплодисменты. Но все равно далеко не все-даже если хотят! - далеко не все

просто могут при всей моей психотехнике с достаточной полнотой ощутить во

мне вышеозначенные ипостаси, а главное, далеко не всем хочется становиться

при этом соответственно в позиции Опекаемого, Изучаемого, Низшего.

Слабого, Младшего, Гипнотизируемого и т. п.

У многих, особенно из числа недо-самоутвержденных, действует противу их

собственной воли негативизм (дух отрицанья, дух сомненья), многие - и

совершенно справедливо! - признают для себя возможным общение только

неформальное и только на равных: а некоторые, и особенно как раз эти,

недо-самоутвердившиеся. чувствуют себя естественно только в положении

"сверху"...

Задача моя, стало быть, всякий раз, с каждым новым - как можно быстрей

угадать, почувствовать, какую роль ему. предложить, какое соотношение

наших позиций для него наилучшее, кому подавай себя-Сильного, кому

Слабого, когда быть тише воды и ниже травы, а когда и сбить спесь.

Конечно, все это не без проб и ошибок...

Теперь - к чему разговор. Из Ваших последних писем мне стало ясно, что

у Вас, как и у многих и многих, имеются весьма смутные представления о

психологии жизненной рол и, а говоря точнее - не имеется никаких. Пробел

должен быть восполнен, и незамедлительно, ибо общение и есть не что иное,

как игра жизненных ролей.

Ролевой аутотренинг тоже требует некоторой теоретической подготовки.

Разговор не будет коротким, поэтому письмо это, вероятно, разделится на

два или три, которые отправляю вслед друг за дружкой, не дожидаясь ответов.

Слово "роль" для Вас вряд ли ново, "Роль Того-то исполняет артист

Такой-то... Роли исполняли..."

Кажется, просто. Играть роль на сцене - значит быть Тем-то в таком-то

спектакле (пьесе, кинофильме, представлении и т. д.). Играть роль-значит

кого-то или что-то изображать. Но только ли изображать?

...Идет спектакль, премьера новой комедии. По ходу действия герои

зажигают свечи. Одна из свечек падает, герои этого не замечают, они горячо

целуются. От упавшей свечи вспыхивает легковоспламеняемая декорацияогонь,

дым... Поцелуй продолжается... На сцену выбегает человек с огнетушителем,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.