Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание. Вторичная субстанция Атрибуты Стороны основного противоречия Структура Психика Сознание Эндогенность Экзогенность




Психика

Вторичная субстанция

Атрибуты Стороны основного противоречия Структура
Психика Сознание Эндогенность Экзогенность Информационная Коммуникативная Регуляторная

 

 

Атрибуты Стороны основного противоречия Структура
Код Сигнал Афферентность Эфферентность Нукклеарно-нейронная Безусловно-рефлекторная Условно-рефлекторная

 

 

Атрибуты Стороны основного противоречия Структура
Язык Мышление Рациональность Иррациональность Сенсорное Семиотическое Семантическое

 

В рамках рассмотренных выше трех главных способов организации запоминаемого материала существует множество частных приемов. Привести их все здесь в полном объеме автор не может хотя бы потому, что и сам вряд ли знает их в таком количестве. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее интересных.

Прием группировки. Представьте, что ваша очередь идти в магазин за продуктами совпала со стипендией и в ознаменование этого события вам поручили купить: масло, колбасу, хлеб, кефир, капусту, сало, молоко, картофель, морковь, мясо, макароны и торт. При таком количестве продуктов вы непременно что-нибудь забудете. Чтобы избежать повторных походов в магазин, рекомендуем сгруппировать продукты следующим образом:

мясные: колбаса, сало, мясо;

молочные: молоко, кефир, масло;

овощные: картофель, морковь, капуста;

мучные: хлеб, макароны, торт.

Прием мнемических предложений. Этот прием основан на закономерности, согласно которой детали запоминаются лучше, если они объединены в предложение. Известно также, что чем нелепее, чем смешнее и абсурднее получается предложение, тем лучше. Так, для запоминания последовательности публичного выступления, в котором надо было говорить о сигарах, корове, Наполеоне, домашнем очаге, пожаре и религиозных культах, Д.Карнеги рекомендовал одному из своих учеников такое мнемическое предложение: "Корова курила сигары и лягнула Наполеона, а дом сгорел вместе с религиозными культами." Но оставим Америку.

Наша школа, где царит серьезность и нелепости не приветствуются, для запоминания спектра цветов рекомендует известное, должно быть, каждому: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны." С точки зрения мнемотехнической культуры, данное предложение - далеко не шедевр, но запомнивший его дословно цветов радуги уже не путает: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Прием рифм и акростихов. Если мнемическое предложение удается к тому же еще и зарифмовать, то получаются дополнительные преимущества. Во-первых, само предложение запоминается лучше, во-вторых, ритм и рифма не позволяют переставлять слова внутри предложения или заменять их другими, сходными по смыслу. Я знал одного ученика, который вместо предложения: "Каждый охотник желает знать..." опирался на другое, очевидно, более привычное ему: "Каждый охотник хочет знать..." Дело поправилось только после того, как ему рекомендовали новое предложение: "Как Однажды Жак - Звонарь Городской Сломал Фонарь." Он рассмеялся, но цветов радуги больше не путал.

Прием рифм и ритма является очень распространенным и в той или иной форме применяется в разных науках. Так, в русском языке, чтобы не написать вдруг "о" вместо "с" в словах шсл, нашсл, кошслка, придумали такой стишок "Шел, шел и кошелочку нашел."

Математики для запоминания первых десяти знаков после запятой в числе "Пи" употребляют предложение: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать, число ужъ знаетъ." Подсчитав количество букв в каждом слове, получаем: 3, 1415825536.

Студенты-медики для заучивания латинских названий и порядка расположения черепномозговых нервов прибегают к следующей "бессмыслице": "Об Орясину Осел Топорище Точит, А Факир, Выгнав Гостей, Выть Акулой Хочет." Заглавные буквы этих слов помогают восстановить порядок расположения на черепе соответствующих нервов: 1 - ольфакториус (обонятельный), 2 - оптикус (зрительный), 3 - окуломоториус (глазодвигательный), 4 - трохлиариус (боковой), 5 - тригемипус (тройничный), 6 - абукенс (отводящий), 7 - фацилиалис (лицевой), 8 - вестибулокохлеарис (преддверноулитковый), 9 – глассофарингеус (языкоглоточный), 10 - вагус (блуждающий), 11 - ацессориус (добавочный), 12 - хипоглоссус (подъязычный).

Прием "ЛИНК" или цепной метод. Это более сложный прием. Он также применяется для запоминания элементов, которые имеют друг с другом мало общего. Допустим, при чтении мы выделили ключевые слова и ими оказались: трава, стул, облако, тюрьма, ключ, халат, дом, дорога, дерево, цветок, собака, магазин. Чтобы заучить такой набор слов потребуется немало времени и многократные повторения. К тому же надежда на то, что список запомнится надолго, невелика. Попробуем обратиться к приему "ЛИНК" (от английского link - соединять, связывать). Суть приема состоит в том, чтобы связать разрозненные детали в общую цепь при помощи ярких образов, которые должны удовлетворять следующим требованиям: фотографичность, простота, эмоциональность.

Итак, берем первую пару (трава - стул) и по правилам построения мнемического образа объединяем их в общую картину, например, так:"В центре лужайки на зеленой, сочной траве одиноко стоит красный стул." Запомнив этот образ, переходим к следующей паре - (стул - облако). Строим новый образ: "Белое, пушистое, но очень беспечное облако спустилось к лужайке так низко, что зацепилось за спинку стула и никак не может отцепиться." Представив себе и это как можно более ярче, берем третью пару, затем четвертую и т.д. Получаем продолжение сюжета: "Облако делает отчаянные попытки отцепиться от стула и наконец ему это удается. Беспечное облако радостно устремляется вверх, но, не заметив стоящую рядом мрачную и высокую тюрьму, проскакивает через открытую форточку внутрь и оказывается в одной из камер. Тюрьма, понятное дело, заперта на ключ, а ключ смотритель забыл в полосатом халате, который висит на вешалке в его доме. К дому ведет дорога, на обочине дороги стоит единственное дерево, в тени которого растет редкий цветок. Цветок настолько необычен, что для охраны его приставлена специальная собака, которая пропустит по дороге только того, кто сходит в магазин и принесет ей сахарную косточку."

Теперь попробуйте вспомнить порядок заданных слов. Думаю, вы убедитесь, что мнемотехника - это не детская игра.

Завершить обзор мнемотехнических приемов в рамках культуры чтения нам хотелось бы словами Ж.Годфруа, обращенными к недоверчивому читателю: "Даже в том случае, если усилия на составление мнемотехнических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч": требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности" [54; 384]. От себя же к сказанному мы добавим следующее: установлено, что память у человека улучшается в среднем до 25 лет, затем она сохраняется на том же уровне до 30 - 40, а позднее, если человек не занимается умственным трудом, постепенно ухудшается. Ухудшение памяти совпадает с динамикой старения и снижением общей активности организма, причем, процессы эти подвержены закону двусторонней связи. Ускоряя или сдерживая один из них, мы тем самым ускоряем или замедляем другой.

Отсюда мы должны сделать вывод: полезность мнемической деятельности выходит за рамки культуры учебного труда. Улучшая память, мы не только приобретаем необходимую культуру, но и стимулируем биологические функции организма, то есть, продлеваем себе жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.