КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности и интересы человека
Бытие человека Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира. С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода. Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.
От чего зависит поведение человека в окружающем мире, его отношения с другими людьми? Ответить на этот вопрос довольно сложно, поскольку, как мы знаем, сложна и противоречива сама природа человека. Понятно одно – человеком движут его интересы и потребности. Именно они и составляют своеобразный фундамент человеческих действий и поступков. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Мы должны пить и есть, одеваться, строить жилье, общаться между собой. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объединив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие, конечно же с человеческой точки зрения, это те из потребностей, которые приближают нас к животному царству и во многом определяются нашей физиологией. В самом их основании лежат биологические потребности – это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, короче говоря – то, что позволяет нам существовать, как биологическому виду. Далее следуют потребности в безопасности, удовлетворение которых приводит к улучшению качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально уменьшить опасность для жизни. Потребности более высокого уровня уже связаны с социальной природой человека – его жизнью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стремление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодействию и взаимоподдержке. Особую группу составляют духовные потребности – в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве. Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные(отражающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости. Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, которые мы испытываем каждодневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы музыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко, к примеру – поездка в заграничное путешествие или морской круиз, культпоход в оперный театр. Американский ученый А. Маслоу (1908—1970) выделил несколько уровней человеческих потребностей. Рассмотрим классификацию А. Маслоу: Физиологические потребности. Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время, личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды. Экзистенциальные потребности (от лат. «экзистенция» - существование), включающие в себя потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности. Приходит время, и эта проблема решается. Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе). Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то, к кому-то похожему на нас или наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке. Престижные потребности (потребность в уважении и признании). Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости. Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации). Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, познание мира и самого себя. Все в одном. Все в потребности самовыражения. Как видите, у каждого из нас потребностей очень и очень много, однако далеко не все из них и далеко не всегда их можно удовлетворить. Наряду с потребностями мотивами деятельности человека выступают социальные установки, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно этого объекта. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности важную роль играют интересы. Само удовлетворение потребностей находится в тесной связи с нашими способностями, талантами, умениями. Одна из главнейших сторон человеческой жизни связана с работой и выбором профессии. Именно здесь и находят свое выражение и потребности и способности людей. Тем более важно выбрать себе дело по душе. Чем раньше каждый человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше шансов у него стать счастливым в своей жизни. Ученые-психологи выделяют пять основных групп профессий, основанных на индивидуальных особенностях людей и предмете их профессиональной деятельности. Первая группа профессий получила название «человек – природа». Можно эту группу подразделить на «человек – неживая природа» и «человек – живая природа». Сюда относятся те профессии, которые связаны с воздействием людей на явления и вещества живой и неживой природы. Это, к примеру, биологи, геологи, физики, агрономы, ветеринарные врачи. Определить людей, обладающих склонностью к общению с живой природой можно по их любви к животным, растениям. Им нравится ухаживать за животными или растениями, собирать коллекции минералов, гербарии, вести наблюдения за явлениями природы, атмосферными процессами. Люди этих профессий в наибольшей степени ассоциированы с окружающим миром, испытывают потребность взаимодействовать с ним. Выделяется и такая группа как «человек – техника». Эти люди имеют дело с техническими средствами, их применением и конструированием. Наиболее широкую группу подобных профессий составляют инженеры, конструкторы, операторы машин и сложного оборудования, штурманы, трактористы, токари и т.д. Этот вид деятельности подходит более всего для тех людей, которые обладают склонностью к обслуживанию приборов, машин, управлению транспортом, строительству зданий. Если вы с детства любите собирать машины, играть в конструктор, возится с радиоприемником или мотоциклом, то, скорее всего, вам нужно искать себе профессию именно из этой группы. Особую группу профессий составляет группа «человек – человек». Она для тех людей, которые более всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них. Это учителя и врачи, психологи и журналисты, социологи, ведущие опросы общественного мнения, юристы и священнослужители. Люди подобных профессий обладают потребностью помогать окружающим, передавать им свои знания и опыт, оказывать поддержку, лечить. Бывая в домах отдыха или летних лагерях вы наверное встречали людей, которые умело организовывали ваш досуг, устраивали карнавалы, спортивные соревнования, туристические походы. А может быть вы и сами замечали за собой склонности к подобной деятельности. Например, у вас есть младший брат или сестра. Если вы терпеливо и подолгу возитесь с ними, любите вместе играть, делать уроки, читать книжки, может быть, стоит задуматься о выборе профессии учителя? Не железки и деревяшки, а живой человек для вас станет главным объектом вашей профессиональной деятельности. Но тем большая ответственность лежит на данном выборе. Есть и такая интересная группа профессий как «человек – знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных символов и знаков, придуманных людьми для передачи информации. Это лингвисты, изучающие структуру языка, филологи, программисты, оперирующие особыми языками со сложными и таинственными названиями «Бейсик», «Турбо-паскаль», «Ява», статистики, работающие с цифрами. Для подобных людей характерен интерес к схемам, программам для компьютера, нахождению ошибок в текстах, расшифровке незнакомых слов, составлению таблиц, проведению сложных расчетов и вычислений. Такой человек может долго и сосредоточенно работать в полном одиночестве. Его миром будут буквы, цифры, символы, в которых посторонний человек ничего не поймет. Не нужно подсмеиваться над подобными учениками в классе и обзывать их «ботаниками». Просто у них могут быть способности именно к данной профессии. Людей творческих профессий объединяет собой группа «человек – художественный образ». Это писатели, художники, актеры и музыканты, поэты и певцы, скульпторы и архитекторы. Творцы всего того, что мы называем словом «прекрасное». Как определить, имеете ли вы склонность к подобной профессии? Если вы пишете стихи, и у вас любой окружающий вас предмет может вызвать художественный образ или ассоциацию, наверное, это ваше. Глядя на облака, вы начинаете сравнивать их с животными, парусниками, замками, вальсирующими на балу парами. Глядя на звезды, вы задумываетесь о множественности миров и скоротечности человеческой жизни. Вам нравится смотреть на репродукции картин великих мастеров, самим рисовать пейзажи или портреты друзей, сочинять музыку. В таком случае не нужно соглашаться, если старшие вам говорят, что все это только для души, а на кусок хлеба стишками не заработаешь. «Иди в юристы или программисты, учись стеклить балконы или чинить иномарки» - могут сказать старшие. Но выбор за вами, вам жить, вам трудиться и надо, чтобы ваше дело было любимо, чтобы оно составляло с вами единое целое. Иначе, при нелюбимой работе, к которой у вас нет склонности и которая не соответствует вашим потребностям, вы станете очень скоро склочным, сварливым и вечно недовольным человеком. Рассматривая человеческую природу и говоря и врожденных и приобретенных качествах человека, мы должны обязательно коснуться тех внутренних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире. И прежде всего, нам следует разобраться с таким понятием как «способности». Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют определенный природный, врожденный фундамент, он называется задатками. Но, далеко не факт, что обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких нам людей, учителей, могут на корню загубить все наши прекрасные задатки. Часто приходится слышать в разговорах взрослых: «Боже, КЕМ же он стал, а какие подавал надежды, какие у него были хорошие задатки в детстве!». Среда, дурное окружение, отрицательный пример – все это может свести на нет хорошее в человеке, погасить его индивидуальность. Большая ответственность за превращение задатков ребенка в способности лежит на взрослых. Нельзя подавлять детей, заставлять заниматься нелюбимым делом. Хрестоматийной стала ситуация, когда бойкого мальчишку, прекрасно играющего в футбол или самозабвенно собирающего радиоприемник, из-под палки заставляют заниматься скрипкой или сольфеджио, вымучивать фортепьянные аккорды. Или же одергивают юного художника, заявляя ему: «Хватит тебе заниматься никчемной мазней, иди лучше в магазин, учись шить, вязать, готовить борщи!». Таким образом можно загубить любые врожденные способности. Также не стоит прислушиваться и к дворовым хулиганам, высмеивающим тех, кто не ругается и не дерется, а занимается увлеченно каким-то делом. Самые важные из способностей людей – это умственные. Их совокупность и умение применять в разных ситуациях называют интеллектом. К способностям подобного рода относятся внимательность, память, мышление, речь, способность логически рассуждать и определять понятия, видеть мир в образах, добиваться взаимопонимания с другими людьми, оказывать на них влияние. Умственные способности, интеллект, нуждаются в постоянной подпитке и развитии. Поэтому, каждый человек должен стремиться постоянно загружать свои мозги решением различных задач, тренировать память, внимание, речь, как устную, так и письменную. «Любое умение приобретается при помощи упражнений» - гласит известная французская пословица. Если умственными способностями в той или иной степени одарены все люди, то есть и такие способности, которыми владеет далеко не каждый представитель человеческого рода. Например, музыкальные способности есть не у всех. У многих же они отсутствуют, что называется, «слон на ухо наступил». Также немногие люди обладают педагогическими, организаторскими, литературными, хореографическими, художественными способностями. При помощи психологического тестирования задатки этих способностей можно выявить в детстве, но развить их или не развить – это уже во власти самого человека. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант — это особенно высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Талантливые ученые, художники, композиторы, певцы, футболисты добились каждый в своем деле больших успехов. Наверное, вам приходилось слышать от своих родных: «Не надо зарывать свой талант в землю». Что это означает? И как талант — выдающиеся способности человека — можно зарыть? Оказывается, можно. И в прямом и в переносном смысле. В прямом, поскольку талантом именовали древние греки меру серебра, деньги, которые можно было спрятать в земле, закопать клад. В переносном, поскольку данный человеку талант может быть не использован им или растрачен по мелочам. Если у человека есть талант художника или актера, но он стал заниматься коммерцией или пошел по «плохой дорожке», став преступником, именно это и произошло. Каждый человек ответствен за свои способности и таланты. И нужно стремиться использовать их во благо людям, да и самому себе. Чем больший талант, большие дарования даны вам от природы, тем больше и спрос с вас. Вместе с тем, талантом надо делиться, точнее, его плодами. Существует выражение: «Талант должен быть щедрым». Это означает, что все те, кто нуждается в вашем таланте, вашей помощи, поддержке, должны получить ее от вас. И поделиться с людьми своим даром – не значит растратить его по мелочам. Напротив, истинный талант подпитывается в процессе общения с людьми, получая от них благодарность за свои деяния. Например, талантливый музыкант во время исполнения своих произведений нуждается в чутком слушателе. Поэту нужно, чтобы его стихи узнавали люди и читали их. Учителю важно, чтобы его ученики не забывали его уроков и т.д. Известны нам и такие люди, которые своими деяниями повлияли на судьбы многих других, оставили свой след в истории всего человечества. Их называют гениями. Гении — это особенно талантливые и одаренные люди. Их имена знают практически все: это Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, В. Моцарт, А. С. Пушкин, А. Эйнштейн,... Гений — словно путеводная звезда, которая освещает путь другим людям. Гениальность человека может проявляться только в общении с другими людьми, оттеняться ими. Верующие люди скажут, что гениальность — это искра Божия, проявление в человеке божественного провидения. Немецкий философ И. Кант так писал о гениальности: «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться». Рассуждая о таланте и гениальности, давайте задумаемся, может ли талант быть добрым или злым? Наверное, способными, и даже очень, могут быть и непорядочные, злые люди. Но хотелось бы верить, что подлинный талант и гениальность должны нести в себе добро. Талантливые и одаренные люди обычно бывают очень ранимы, их легко обидеть. Поэтому аксиоматичным стало утверждение: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». В тоже время, всякий истинный талант деятелен. Писатель Владимир Одоевский высказался: «Заметим мимоходом, что истинное призвание остановить трудно; оно прорвется сквозь все препятствия; много ли было великих людей, изобретателей, художников, которые бы родились на розах? Всякому пришлось бороться и с людским равнодушием, и с занятиями, ему не свойственными».
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |