Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура устной речи и ее выразительность. Оратор и аудитория




ТЕМА 10.

Количество лекционных часов ~ 4 часа.

План лекции:

1. Культура устной речи и ее образно-эмоциональная выразительность.

2. Языковые средства выразительности: тропы, фигуры, фразеологизмы и афоризмы.

3. Этика публичных выступлений и речевой этикет.

4. Оратор и аудитория.

1. КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ И ЕЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Культура устной речи в широком понимании - это не только правильность речи с точки зрения соответствия лексическим, грамматическим, фонетическим нормам (первый этап работы над языком), но и ее выразигельность, владение всем богатством языковых средств, эмоциональность, уместность (ситуативная правильность), творческая активность говорящего (использование несловесных приемов воздействия на аудиторию, поведение оратора) (второй этап), т.е. это еще и умение ситуативно правильно, выразительно и эффективно передавать свои мысли слушателям.

Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с разных точек зрения: правильность (нормативность - лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая); богатство и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 1ысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов; образность и выразительность - использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей; чистога (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) -все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным); смысловая насыщенность, лаконизм (краткость); точность - употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.;

благозвучность - избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д.

Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи:

употребление слова в несвойственном ему значении, чаще всего при использовании иностранных слов (регион вместо область, немецкий вместо германский),

неразличение оттенков значения синонимов (сравни думать - мыслить, просить - клянчить, знаменитый - известный - замечательный - большой - выдающийся и т.д.);

нарушение лексической или грамматической сочетаемости {иметь роль, играть значение, благодаря старания, большая или меньшая половина, ужасно красив)',

смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но различных по значению {тема и тематика, неверие и неверность, дипломат и дипломант. диалектный и диалектический, удачливый -удачный, эффектный -эффективный. гололед - гололедица и т.д.);

плеоназм - сочетание в одном предложении слов, очень близких по значению, поэтому логически излишних (стихи и поэзия Пушкина прекрасны^ они сидели молча без слов)',

тавтология - сочетание однокоренных слов (работать на работе, характерная черта характера), повторное обозначение одного и того же понятия другими словами или выражениями, близкими по значению {единственная ахиллесова пята, биография жизни):

употребление слов-паразитов, не несущих никакой информации, но часто и неуместно используемых оратором (значит, так сказать, в том-то все и дело, собственно говоря, в обгцем. видите ли, понимаете ли, это самое. ну, такие вот дела, э...);

использование штампов и шаблонов, канцеляризмов: по линии удовлетворения сог^иальных заказов населения, на сегодняшний день вместо сегодня, нельзя не согласиться, нельзя не признать, надлежит вместо надо;

употребление "окаменевших острот" или "блуждающих бессмыслиц" чаще всего и? известных литературных произведений, художественных фильмов, рекламы, например, х/ф "Бриллиантовая рука" (куй железо не отходя от кассы. "Федя, дичь!"), "Джентльмены удачи" {нехороший человек -редиска, кугиать подано, садитесь жрать, пожалуйста: пасть порву, мор-гачы выколю), "Особенности национальной охоты" (горячие финские парни, ну, вы, блин. даете,), романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", "Зо-логой теленок" (утром - деньги, вечером - стулья, знойная женщина - мечта поэта) и др.; смешение стилей (употребление слов иной стилистической окраски):

форум доярок, возведение коровника',

использование жаргонизмов (завязать "закончить", пристегнуть "прибавить", штука "1000 рублей"}, вульгаризмов (заткнуть глотку, дать в лету);

неоправданное употребление диалектных или просторечных слов (покуда, нежели},

неоправданное употребление заимствованных слов (консенсус вместо согласие и др.);

оговорки (обмолвки), многословие, однообразие в построении предложений (использование одной синтаксической конструкции);

неправильный порядок слов (зашел вчера, собираясь на работу, по пути, в магазин).

Кроме перечисленных ошибок и недочетов устной речи, можно выделить и фонетические недостатки, связанные с техникой речи оратора: нечеткая дикция, "нроглатывание" окончаний, тихий голос, монотонность, неправильный темп речи (слишком быстрый или слишком медленный), нарушение орфоэпических норм,

Среди приемов, повышающих эффективность и убедительность выступлений, особого внимания заслуживают средства выразительности, которые делают речь яркой, воздействуя не только на разум, но и на чувства и эмоции слушателей.

2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ТРОПЫ, ФИГУРЫ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И АФОРИЗМЫ

Те свойства и особенности речи оратора, которые поддерживают внимание и интерес слушателей, активизируют процесс восприятия, называются выразительными средствами. Их цель - не украшать речь, а управлять процессом активного мышления слушателей. Выразительность может быть информационной (предметно-логическое содержание), структурной (композиционная стройность) и эмоциональной. Образно-эмоциональная выразительность речи определяется лингвистическими (языковыми) и экстралингвистическими (кинетическими, психологическими - поведение, мимика, жесты, контакт с аудиторией и т.д.) факторами, особенностями техники речи оратора. Выразительно все, что задевает за живое, выразительным может быть даже молчание. В зависимости от типа речи и индивидуальных ораторских особенностей, выступающий выбирает те или иные средства выразительности.

Языковые средства образности, эмоциональности и выразительности бывают:

произносительные, акцентологические, интонационные, фонетические (звуки не несут в себе понятийное содержание, но могут вызвать у слушателей определенное настроение и эмоции, например: звуки В, Л, Н, И, Е "нежные, светлые", Г, X, Ж, Ы - "тоскливые, грустные, темные"), словообразовательные (существительные с суффиксами -ение, -ание. -утие - тяжелые и громоздкие, они затрудняют восприятие речи, ряд однокоренных слов в предложении может привести к речевым ошибкам, а может использоваться для выразительности: черный-пречерный, белый-пребелый), морфологические (глаголы способствуют эмоциональной выразительности, а прилагательные в большом количестве, причастия, деепричастия утяжеляют речь), лексические, синтаксические, стилистические.

Лексические и синтактико-стилистические средства образно-эмоциональной выразительности - это тропы и фигуры.

Тропы - речевые обороты или отдельные слова, употребляемые в переносном значении (сравните: эпитеты веселый ветер, яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнения работает как лошадь, живее всех живых, метафоры спит земля, стальные нервы, теплые отношения, перифразы город но Неве -Петербург, страна голубых озер -Карелия и т.д.).

Фигуры - приемы стилистического синтаксиса, основанные на повторе звуков, слов и выражений, на изменении порядка слов в предложении, на прогивопоставлении (сравните: антитеза (противопоставление) велик телом, да мал делом, анафора (повтор начала), эпифора (повтор конца), оксюморон (соединение противоречащих по смыслу слов) горькая радость, сладкая боль и т.д.).

Особые средства образно-эмоциональной выразительности - фразеологизмы и афоризмы (крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки), которые используются в устной речи, во-первых, для более точного и эмоционального выражения собственной мысли, во-вторых, для подкрепления собственных слов, их большей убедительности. ".Краткие изречения врезываются в умы людей, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают оказывать действие"^ - отмечал немецкий писатель и переводчик

 

Фр. Боденштедт.

Чтобы удачно подобрать речение, важно учитывать стилистическую окраску фразеологизмов и афоризмов ("Я перед вами выступаю, и вы сидите, хлопая угиамг^> - неправильное употребление стилистически сниженного 4)разеологизма), знать их значения и реалии, с которыми они связаны, правильно соотносить с общим контекстом выступления (употребление пословицы "Семь бед - одгт ответ" в рекламе лекарственных препаратов противоречит целостному значению этой пословицы). Искажение речений приводит к бессмыслице, например: хоть кол на голове чеши (вместо теши), суть да дело (вместо суд Оа дело), реветь белугой ^вместо белухой).

Используя выразительные средства, главное для оратора - не утопить в них содержание, они должны быть средством, а не целью. Еще Аристотель говорил: "Чересчур блестящий слог делает незаметныл-ш как характеры, так и мысли".

3. ЭТИКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Этика публичных выступлений - это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения. Этическая позиция характеризуется здравомыслием (компетенция, эрудиция, а, следовательно, доказательность, аргументированность), доброжелательностью, открытостью, самоконтролем, порядочностью и тактичностью. Основы ораторской этики были разработаны еще в античности в трудах Платона, Демосфена и других ораторов с учетом особенностей своего времени.

Речевой этикет - это устойчивые, стандартизированные высказывания, соответствующие определенным этическим нормам. Эти речевые формулы могут быть связаны с различными ситуациями общения: формы обращения, знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, утешение. сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение. С. Смайлс отмечал: "Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца. а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей". Речевой этикет имеет национальную, социальную, культурную детерминированность. Для оратора самое главное - этично выразить свое согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением собеседника, вступить в разговор и прекратить его, управлять временем речи.

4. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

В современной риторике становится актуальным разговор об имидже оратора, о тех факторах, которые создают его индивидуальность и неповторимость. Имидж оратора включает в себя такие компоненты, как его внешность, умение одеваться, манеры, поведение и индивидуальный ораторский стиль (как он говорит - логика, выразительность, эмоциональность, техника речи), способность к эффективному контактированию с аудиторией. Идеального оратора Цицерон определил так: "Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта. голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров".

Русская поговорка гласит: "По одежке встречают, по уму провожают-". Первое впечатление об ораторе во многом определяется его внешностью: она оказывает психологическое воздействие на слушателей еще до начала произнесения речи, в момент появления оратора перед публикой. Главное требование к одежде оратора: она должна соответствовать обстановке, не должна вызывать удивления или зависти. Когда выступающий хорошо выглядит, это придает ему уверенность. Поведение оратора и манеры не должны вызывать у слушателей недоумения, должны соответствовать этическим нормам.

Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, смех, симптомы душевных движений и состояний, (побледнел, покраснел, покрылся пятнами, мурашками, мелкая дрожь) - это так называемый невербальный или сомс/ти-ческий язык, который является обязательным атрибутом эмоционального выступления и особым экстралингвистическим средством выразительности.

Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение, но они сами по себе не способны выразить какую-то сложную, цельную, логически расчленимую мысль (речь не идет о специальных "ручных" языках, например, языке глухонемых). При пользовании звуковым языком мимика и жесты играют подсобную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь. Таким образом, жесты оратора -~ это физическое проявление чувств, эмоций, переживаний, сопровождающих его мысль (так же, как и улыбка, смех, слезы, гримаса презрения), это дополнительное средство воздействия на аудиторию.

Однако любому оратору необходимо помнить несколько основных правил пользования жестами, которые приводят в своих работах А. Пиз, П. Сопер, Д. Карнеги, М. Сперанский, А. Кони:

1) жесты должны быть естественными, непроизвольными и органичными: нельзя прибегать к механической жестикуляции и нельзя подавлять импульсов на половину; жест должен совпадать с ритмом выступления (интонацией, ударениями, паузами), что достигается только благодаря увлеченности и свободному владению текстом (А. Кони: "Жесты должны сливаться со словолч и усиливать его"};

2) жестикуляция не должна быть непрерывной, не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом (Сперанский: "Рука движется только... в местах страстных, жарких и живых");

3) жесты не должны быть однообразными, нельзя пользоваться одним жестом на протяжении всего выступления для придания словам выразительности (А. Кони; "Частные однообразные.жесты неприятны, надоедают, раздражают");

4) жесты должны отвечать своему назначению: их количество и интенсивность должн ы соси ветствовать внутреннему состоянию оратора, его темпераменту, теме речи и составу аудитории (например, взрослые в отличии от детей предпочитают умеренную жестикуляцию).

Лучшим и самым совершенным считается тот жест, который не замечают слушатели, так как увлечены содержанием речи. Нельзя научить естественности жестов, они индивидуальны. Об этом писал А. Кони: "Жесты человека, подобны его зубной щетке, должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и, если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными". Самое главное для оратора - во время ус~[-ного выступления не нужно думать о жестикуляции, кроме случаев, когда начнет казаться, что она чрезмерна и ее надо сократить.

У каждого оратора должны быть не только индивидуальные внешние данные, но и индивидуальный и неповторимый ораторский стиль - форма и способ изложения материала. Оратор отличается от актера прежде всего тем, что актер может играть каждый день разные роли, а оратор должен всегда оставаться самим собой, по его образу судят о содержании речи- Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный гин личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, эмоциональной конституцией, своим интеллектом, образованностью. Как справедливо отмечал В.Г. Белинский: "Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивой грагщей изложения: третий- преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д.".

Еще в трудах. Цицерона мы находим описание трех типов ораторов:

"ораторы велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощил'1ые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца"; "ораторы сдержанные и проницательные, всему поучаюгцие, все разъясняющие", средний тип -умеренный. "не обладающий ни изысканностью вторых, не бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих".

В.И. Андреев в "Деловой риторике", используя принцип доминирования тех или иных личностных качеств, выделяет 16 типов ораторов (эврист, теоретик, авторитетный, интеллигентный, новатор, оптимист, доброжелательный, эрудит, логик, практик, демагог и т.д.).

Кони писал в "Советах лекторам": "Чтобы лекция имела успех, надо:

1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи". Решению этой задачи способствуют многие факторы (некоторые из них уже были рассмотрены более подробно в предыдущих темах, остается только обобщить сказанное).

При подготовке выступления необходим учет предполагаемой аудитории (возраст, пол, количественный и социальный состав, профессиональные интересы, уровень образования и общей культуры, физическое состояние, эмоциональный настрой, психологические особенности, отношение к теме выступления, к оратору). Оратор должен не только представить аудиюрию, но и почувствовать ее. Чем больше аудитория, тем легче она реагирует на эмоции, поэтому речь должна быть нагляднее и образнее. В немногочисленной аудитории с большой по объему речью выступать легче, потому что контакт со слушателями более интимен, и они меньше устают от соприсутствия.

Для установления контакта с аудиторией (психологического, интеллектуального, эмоционального) оратор должен уважительно относиться к аудитории, видеть в слушателях партнеров общения, уметь владеть собой (уверенность в себе определяется степенью владения материалом, когда уже не нужно беспокоиться ни о том, что сказать, ни о том, как сказать), преодолеть чувство страха, неуверенности, волнения, застенчивости, которые свойственны даже опытным ораторам, постоянно контролировать слушателей, определяя их реакцию на слова.

Основной принцип взаимоотношений оратора и аудитории - это живое взаимодействие, не "я" и "они", а "мы", когда аудитория, слушая, участвует в общении. Существуют специальные приемы привлечения и удержания внимания слушателей:

1. Прием соучастия - использование глагола 1 лица множественного числа.

2. Прием внушения - апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций.

3. Прием текстового ожидания - отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из нескольких решений.

4. Прием психологической паузы (5-7 секунд).

5. Прием парадоксальной ситуации - одно событие рассматривается с разных точек зрения.

6. Прием апелляции к непосредственным интересам слушателей.

7. Прием постановки проблемного вопроса.

8. Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.

9. Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Проскурякова И.Г., Кудряшова В.В., Егоренкова Н.А. и др. Культура речи. Риторика. СПб., 1998.

3. Кузнецов И.Н. Риторика. Минск, 2000.

4. Русская риторика. Хрестоматия. Автор-составитель Граудина Л.К. М., 1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.