Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое общество. Признаки общества




СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

КУРС ЛЕКЦИЙ

дисциплины

«Обществознание»

Рассмотрен на заседании предметной УТВЕРЖДАЮ

(цикловой) комиссии и рекомендован Заместитель директора

к утверждению по учебной работе

Протокол № ____

от «____»_______________ 200__г.

 

 

Разработала преподаватель: Евдошенко Ю.И.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА………………………........................4

1.1 Что такое общество. Признаки общества…………………………………………………4

1.2 Основные сферы общества……………………………………………………………...…10

1.3 Основные институты общества……………………………………………………………12

1.4 Семья как основа общества………………………………………………………………..15

1.5 Социальная стратификация………………………………………………………………..18

1.6 Социальная мобильность…………………………………………………………………..22

1.7 Мировое сообщество. Модернизация……………………………………………………..26

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ОБЩЕСТВА ….………………………...33

2.1 Рыночная экономика……………………………………………………………………….33

2.2 Инфраструктура рыночной экономики…………………………………………………...38

2.3 Природа бизнеса. Человек бизнеса………………………………………………………..45

2.4 Инфляция, её причины и последствия…………………………………………………….53

2.5 Сфера производства………………………………………………………………………...57

2.6 Развитие сферы производства……………………………………………………………..60

2.7 Профессия, специальность, квалификация, работа. Поиск работы……………………..63

РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА …………………………………..69

3.1 Политическая власть и стиль руководства………………………………………………..69

3.2 Сущность и теории государства…………………………………………………………...75

3.3 Политическая жизнь общества…………………………………………………………….81

3.4 Механизмы и формы участия в политической жизни…………………………………...86

3.5 Субъекты политической жизни……………………………………………………………90

3.6 Партийная система общества……………………………………………………………...96

3.7 Политическая стабильность………………………………………………………………104

РАЗДЕЛ 4. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ …………………………...110

4.1 Физическое развитие человека…………………………………………………………...110

4.2 Сколько возрастов у человека?..........................................................................................114

4.3 Особенности детской социализации…………………………………………………….117

4.4 Юность……………………………………………………………………………………..121

4.5 Зрелый возраст…………………………………………………………………………….123

4.6 Старость…………………………………………………………………………………....125

4.7 Влияние общества на развитие личности……………………………………………….128

4.8 Агенты, виды и способы социализации…………………………………………………131

4.9 Родители и дети…………………………………………………………………………...133

4.10 Кризисные точки социализации………………………………………………………..135

4.11 Смена моделей социализации и социальные барьеры………………………………..145

РАЗДЕЛ 5. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………...150

5.1 Социокультурные различия: «свои» и «чужие» ………………………………………..150

5.2 Норма и отклонение………………………………………………………………………155

5.3 Девиантное и делинквентное поведение ……………………………………………….157

5.4 Механизмы психологической защиты…………………………………………………..160

5.5 Одиночество………………………………………………………………………………163

5.6 Друзья и ровесники……………………………………………………………………….167

5.7 Социальное взаимодействие……………………………………………………………..171

5.8 Конфликт и протестное движение………………………………………………………178

5.9 Социальный контроль……………………………………………………………………183

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………….......................................190

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....................................207

РАЗДЕЛ 1

За многие века, а размышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, накопились десятки и сотни опре­делений общества.

В античности, когда человек мыслил окружающий мир гораздо проще и представлял его себе гораздо меньшим по объему, опре­деление общества охватывало только такие житейские отноше­ния, в которых греки или спартанцы видели союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом зем­ляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обще­стве было братство и любовь. А поскольку именно на них строит­ся семья, то именно с семьи начинал он свое учение об обществе. Общество - прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношения между женой и мужем были социаль­ными. Семья называлась обществом потому, что возникала путем договора - заключения брачного союза. Брак рассматривался как источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим.

В переносном смысле понятие общества распространялось также на отношения государственные. Так, государством называ­ли город - полис (polls). Первоначально он предназначался ис­ключительно для военных целей, служил оплотом обороны и ис­ходной точкой нападения. Его население представляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо пони­мать как развитие городского быта, переход к мирным професси­ям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время получило четкое размежевание понимание политического как мирного и неполитического как военного способа решения проблем. Ослабевали дружинно-коллективные связи, на первое место выходило личное начало.

В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных, сколько имущественных целей. В римской теории частного и пуб­личного права, которая лежит в основе современной европейской цивилизации, прослеживаются истоки учения о гражданском об­ществе. У римлян общество не что иное, как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной иму­щественной цели.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество – respublicum (буквально - публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская civilas больше, нежели греческий polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договорной ассоциа­ции. Государственная община в Древнем Риме постепенно раз­рослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также международное общение.

С тех пор философы, социологи, политологи и представители других социальных наук активно обсуждали вопрос о сущности и главных признаках общества. Они пришли к выводу о том, что общество следует понимать в двух смыслах - широком (философ­ском) и узком (социологическом).

В широком (философском) смысле обществом называется любая совокупность исторически сложившихся форм совместной дея­тельности людей. Общество рассматривается как вторая природа, подчеркивается, что оно стоит вне естественной природы, тем са­мым не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.

У этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей и что в обществе нет ничего такого, чего не было бы в животном мире. Так, муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же, как оно, сложно организован, в нем существуют разделение труда и спе­циализация, свой язык, на котором «разговаривают» муравьи, и т. д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ве­дущих совместный образ жизни, сторонники такой теории назы­вают социальными животными.

Действительно, наука относит муравьев к общественным на­секомым, способным образовывать семьи, состоящие из не­скольких каст. Одни виды муравьев возводят наземные города -муравейники, напоминающие современные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, напоминающий наших далеких предков - собирателей и охотников. Поэтому оправда­но стремление представить человеческое общество по образу и подобию муравейника.

Тем не менее внешнее сходство обманчиво. Человеческое об­щество является результатом эволюции природы, а не ее органи­ческой частью. Муравьи живут 65 млн лет и ни один из 10 тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время значитель­ные качественные изменения. В чем же дело?

А дело в том, что все насекомые - муравьи, пчелы или гусени­цы - эволюционируют не как индивиды, а как род. У животных - а человек по своей биологической природе принадлежит к ним -действует естественный отбор, известный нам по описаниям Ч. Дарвина. У насекомых же царствует грегарный отбор (от лат. grex - стадо): совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверх­организмами. Все особи действуют генетически запрограммирова­но как организм одного типа.

Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологи­чески универсальны, они могут выполнять различные функции (добывание пищи, размножение, строительство, оборона и т.д.) К тому же они имеют пол. Муравьи и пчелы биологически специа­лизированы, в большинстве своем они бесполые. Одни особи спо­собны только к размножению, другие могут добывать пищу, нолишены способности к воспроизводству.

У насекомых минимальные способности к обучению, а у челове­ка - максимальные. Поведение людей на 80% социально приобре­тенное и лишь на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме способности к обучению занимают вы­сокоразвитые животные, например обезьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше способности к обуче­нию, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга, что трудно сказать о животных и совершен­но невозможно о людях. Только люди создали общество - высоко­организованную форму совместной деятельности индивидов. Сле­довательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития тесно связаны друг с другом: чем развитее индивид, тем сложнее общество. Выражение «социальные животные», относя­щееся к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.

То же самое надо сказать и о разделении труда. Муравьи генети­чески запрограммированы на выполнение одного вида деятельно­сти. В отличие от животных они не могут переключаться на другие виды деятельности. Да и труда как такового у них нет. Биологиче­ски запрограммировано у насекомых и сотрудничество: помогая друг другу транспортировать тяжелый предмет, муравьи действуют инстинктивно. В социологическом смысле они не взаимодействуют. Социальное взаимодействие, или интеракция, возможно гам, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.