КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный контроль
Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции её поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Социальный контроль неразрывно связан с социальными санкциями. Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путём применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний (т. н. социальных санкций). Санкции бывают: 1) позитивными (поощрительными), 2) негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные и неформальные. Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказание за отклонение. Оптимальный вариант социального контроля – самоконтроль. Самоконтролем называют применение санкций самим человеком, направленное на самого себя. Самоконтроль – это внутренний контроль, его важнейшее проявление – совесть. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше приходится прибегать к внешнему контролю. Социальный контроль – это основа стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведёт к социальному беспорядку и хаосу. Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. 3. Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты – особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями. Участниками конфликта могут быть как отдельные личности, так и социальные группы, организации и государства. Основные субъекты конфликта - оппоненты или противоборствующие стороны. В конфликте также есть свидетели, посредники, подстрекатели, пособники. Предметом конфликта принято считать объективно существующую или воображаемую проблему. Каждая из сторон заинтересована в его разрешении в свою пользу. Возникновению любого конфликта предшествует конфликтная ситуация. Часто она складывается на фоне социальной напряжённости. Её уровень может изменяться – снижаться или увеличиваться. Любой конфликт начинается с инцидента (повода). Он может быть реальным или придуманным. Разрастание конфликта называется эскалацией. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называется решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Самое оптимальное разрешение конфликта – достижение консенсуса. Консенсус –согласие большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия. В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика государства. Её суть – регулирование социально – экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан. 4. Отклоняющееся поведение. Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется отклоняющимся (девиантным) поведением. Оно может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, второй – в стремлении её совершенствовать. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий называют деликвентным (преступным) поведением. К отклоняющемуся поведению относят алкоголизм, табакокурение, наркоманию, преступность, терроризм и др.
Практическое занятие: не предусмотрено. Задания для самостоятельного выполнения 1. Составить таблицу «Социальные нормы». 2. Подготовить сообщение на тему «Мои предложения по борьбе с девиантным поведением молодёжи».
Форма контроля самостоятельной работы:
устный опрос (защита сообщений), проверка таблицы в рабочей тетради.
Вопросы для самоконтроля по теме 1. Моральные нормы – это: а) образцы поведения человека в обществе, обеспеченные силой общественного мнения; б) образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве; в) законы, за нарушение которых человек несёт уголовную ответственность; г) правила поведения, обеспеченные силой государственного принуждения. 2. Любой конфликт начинается с: а) консенсуса; б) претензии; в) ультиматума; г) инцидента. 3. Обязательное правило поведения, установленное государством и закреплённое в нормативных актах, относится к понятию: а) норма права; б) отрасль права; в) норма морали; г) институт права. 4. Социальные нормы: а) неизменны на протяжении всей истории человечества; б) одинаковые для всех обществ; в) неукоснительно выполняются всеми людьми; г) распространяются на всех членов общества. 5. Самоконтроль – это: а) реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей; б) осознание и оценка человеком своих собственных действий; в) приобретение знаний путём самостоятельных занятий; г) сознательная деятельность человека по совершенствованию самого себя. 6. Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения, а) соответствующий определённой эпохе; б) противоречащий принятым в обществе социальным нормам; в) не соответствующий социальному статусу человека; г) присущий только маргинальным личностям. 7. К формальным позитивным санкциям относят: а) учёную степень; б) аплодисменты; в) славу; г) почёт. 8. Верны ли следующие суждения? А. Во многих жизненных ситуациях социальные санкции носят неформальный характер, например, аплодисменты, улыбка или дружеская похвала. Б. К неформальным негативным санкциям можно отнести объявление бойкота, отказ от поддержки дружеских отношений. а) Верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны. 9. Верны ли следующие суждения? А. Мораль и право – важнейшие социальные нормы, регулирующие отношения людей в обществе. Б. Поведение, не соответствующее общепринятым нормам, называется девиантным. а) Верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны. 10. Поведение человека, не соответствующее общепринятым социальным нормам, называется: а) социальной мобильностью; б) девиантным поведением; в) общественной активностью; г) социальной деятельностью.
Тема 4.3 «Важнейшие социальные общности и группы»
Основные понятия и термины по теме: маргинализация общества, маргинал, молодёжь, этнос, этноцентризм, национализм, фашизм, семья, брак.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению): 1. Тенденции в развитии социальных отношений. Изменения социальных отношений в нашем обществе. 2. Молодёжь как социальная группа. 3. Этнические общности. Межнациональные отношения. 4. Семья как малая социальная группа.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |