КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции в развитии социальных отношений
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиозно-общинной и даже родоплеменной организации. Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население. Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении. В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции возрастает значение высококвалифицированного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица. Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее. В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения — престарелых, инвалидов, многодетных семей. ■■Основные понятия: социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы. Проверьте себя 1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»? 3) Укажите три вида социальной стратификации. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер? 6) Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понимается под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов? Подумайте, обсудите, сделайте 1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле 2. Один немецкий исследователь проводит следующее Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним? 3. Современный английский политолог утверждает: «Вся На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод? 4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и 5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо 6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления? 7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях? 8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них. Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня? Поработайте с источником Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича. Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вторых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии. Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей. <...> На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы. Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95. Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоинства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте. § 2. Социальные институты Вспомните: каковы основные сферы жизни общества? Что такое потребность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе выполняют социальные нормы? Когда мы произносим слово «институт», первое его значение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заведение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». Понятие «социальный институт» существенно шире. Уже почти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называемый институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях исследователи единодушны в том, что институты играют огромную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в современную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным. Рассмотрим основные характеристики понятия «социальный институт». ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ? Приглядимся к нашей повседневной жизни. Вот небольшая зарисовка «Обычный день старшеклассника». Трудное пробуждение (вчера опять не удалось лечь вовремя), домашняя утренняя суета (сборы детей в школу, родителей — на работу), школьные будни; опоздание на занятия на подготовительных курсах захотелось компенсировать срезанием пути, переход проезжей части в неположенном месте обернулся строгим внушением милиционера; вечером — семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным (подготовка к завтрашним занятиям) и желаемым (просмотр телепередачи, блуждание в Интернете и т. п.). В этот обычный день поведение старшеклассника направляли как минимум три основных института общества — семья, школа и государство (в лице представителя правоохранительных органов). В семье он выступал в ролях сына, брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможностями; в школе — в роли ученика, в отношениях с милиционером — в роли гражданина. В каждом случае предусматривалась своя модель поведения, регулируемая определенными правилами. Таким образом, мы можем определить социальный институт как набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обществе представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов. К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государства — флаг, герб. Своя символика у религиозных организаций — крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное здание и т. п. Сам процесс становления института — институциализа-ция — проходит ряд этапов. Социологи различают следующие фазы: • возникновение насущной потребности, осознание ее об • постепенная выработка социальных норм, призванных • создание особой системы знаков, символов, говорящих • возникновение соответствующей системы статусов и ро • создание материальной базы социального института; • включение сложившегося института в существующую Проиллюстрируем сказанное на примере такого института, как наука. Элементы науки как особого вида познавательной деятельности появились очень давно. Уже древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали определенными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформляться только в Новое время. Были переосмыслены ее цели, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. — Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. — Петербургская академия наук), начинают издаваться научные журналы. Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимоотношения научного сообщества с обществом в целом (ее основными проблемами становятся самоценность истины, социальная ответственность ученых за результаты своей деятельности). Постепенно складывается материально-техническая база, обслуживающая научный поиск (экспериментальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т. п.). Развивается комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т. п.). Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиление научной направленности образования, специализированная подготовка кадров для научных учреждений). Итак, социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь. При этом очевидно, что такое упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и общества. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии. Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии. Одной из черт социального института является его историчность. Институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере такой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. Потребность общества в социализации подрастающих поколений удовлетворяла преимущественно семья. Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях. Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях. Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа. Бывает, что взаимодействие институтов приобретает конфликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов. Особенно это становится очевидным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных институтов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи. Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна — удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми. При этом работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения. Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Представим себе министерство, которое не столько решает конкретные насущные задачи в своей области, сколько плодит различные резолюции, постановления, создает всевозможные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решетка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие сидят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым обществом результатам такая организация не приводит. Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный президент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лидера стала трагедией для всего народа. Понимая, что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |